Кризисные явления в деятельности предприятия проявляются в форме резкого обострения противоречий, которые возникают в процессе взаимодействия отдельных элементов экономической системы между собой и внешним окружением. Кризисы на предприятии наступают с определенной цикличностью. Необходимо заметить, что если на предприятии совершенно не применяются меры по ликвидации отдельных кризисных явлений, то они могут привести к системному кризису.
На возникновение кризисных явлений оказывают влияние различные факторы, которые в свою очередь делятся на внутренние и внешние. Внутренние факторы связаны с ошибками и недоработками руководства, персонала; а внешние обусловлены изменениями внешней среды, в которой функционирует предприятие.
Средством противодействия развития кризиса на предприятии является стратегия выживания, которая способствует оживлению производственно-хозяйственной деятельности предприятия, стабилизации его положения. При ее реализации осуществляется стратегические и тактические мероприятия. Данные мероприятия необходимо осуществлять комплексно, что позволит устранить саму причину возникновения кризиса.
При формировании стратегии проводится анализ внешней и внутренней среды предприятия, корректировка (если необходимо) миссий и целей предприятия, на основе проведенного анализа принимается решение: банкротство или выживание. При наличии у предприятия потенциала к выживанию разрабатывается определенная стратегия выхода предприятия из кризисного положения. В ходе реализации стратегии проводится контроль осуществления антикризисных мероприятий и корректировка принятых стратегических решений.
ООО «НефтеГазКомплект» - это современное, динамично развивающееся промышленное предприятие, производящее антикоррозийную изоляцию на стальных трубах для газо-нефтепроводов и теплотрасс.
На основных производственных площадях размещен полный комплекс оборудования, позволяющего создавать высококачественную изоляцию стальных труб на основе экструдированного полиэтилена (ПВД), тепловую изоляцию из пенополиуретана (ППУ) с гидрозащитной оболочкой и полиэтиленовую трубу напорную и техническую.
Удобное территориальное расположение предприятия (1км от МКАД), наличие железнодорожных подъездных путей и собственного автомобильного транспорта позволяют оперативно и своевременно решать задачи по отгрузке готовой продукции в любой регион России, ближнего и дальнего зарубежья.
Перспективы долгосрочного сотрудничества, особый подход к качеству и срокам исполнения заказов, создание более выгодных условий для работы с потребителями – вот критерии уверенной и стабильной работы предприятия, позволяющие многим крупным строительным компаниям убеждаться в правильности сделанного выбора.
Основное внимание уделяется развитию предприятия, обновлению технологий изоляции, новый подход к системе контроля качества покрытий. Для нанесения покрытия и дальнейшей поставки готового изделия заказчикам, предприятие использует трубу и материалы только серьезных, крупных поставщиков, зарекомендовавших себя как производители высококачественной продукции. К ним относятся: Альметьевский трубный завод, Волжский трубный, Выксунский металлургический, Таганрогский металлургический, Уралтрубпром.
Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности показал, что в связи с ростом взаимных неплатежей, отсутствием необходимых оборотных средств на производство снизился объем выпуска продукции. Финансовое состояние предприятия неустойчиво, предприятие признано неплатежеспособным, некредитоспособным, наблюдается дефицит собственных средств на фоне роста зависимости от заемного капитала.
ООО " НефтеГазКомплект" находится в кризисном положении. Об этом свидетельствует снижение предприятием производственной деятельности, снижение финансовой устойчивости. В настоящее время ООО " НефтеГазКомплект" является неплатежеспособным и финансово нестабильным предприятием. Необходимо принимать срочные меры для восстановления платежеспособности предприятия.
Такими мерами могут быть:
1. Реструктуризация предприятия, с выделением прибыльных производственных подразделений.
2. Сохранение сложившихся хозяйственных связей. Разрушение сложившихся хозяйственных связей отрицательно сказывается на производстве, усложняет материально - техническое снабжение производства и чревато усилением его экономического спада. В этой связи предприятию следует проводить работу по сохранению сложившихся связей со своими партнерами.
3. Следует провести инвентаризацию запасов и оборудования с целью выявления излишков. Эти излишки можно выгодно продать по рыночным ценам. Таким образом, можно получить дополнительные финансовые ресурсы.
4. Необходимо проанализировать, какие изделия более рентабельны и имеют у потребителей наибольший спрос, а затем сосредоточить внимание на производстве этих изделий. Производство низкорентабельных изделий лучше всего прекратить. Высвободившиеся вследствие этого материальные и финансовые средства надо направить на производство высокорентабельных изделий.
5. Снижение себестоимости продукции. Очевидны три основных направления снижения материальных затрат:
во-первых, поиск и покупка на рынке относительно недорогого сырья и материалов;
во-вторых, сокращение потерь материалов за счет недопущения их перерасхода при приемке, перевозке и хранении на складе и в рабочей зоне, а также при их непосредственном использовании;
в-третьих, сокращение затрат на сырье и материалы за счет их экономии на основе применения новых прогрессивных видов материалов.
6. Совершенствование ценообразования на выпускаемую продукцию. Суть ценовой стратегии выживания проста - снижать цены на товары, чтобы привлечь покупателей, если не новизной и качеством, то хотя бы дешевизной своих изделий. Но не все предприятия могут использовать такую стратегию, чтобы покрывать все затраты на изделия, а также получать часть прибыли. К тому же такая ценовая стратегия должна сопровождаться активной работой в области маркетинга. Кроме того, вопросы ценообразования должны держаться под постоянным контролем, так как ситуация на рынке постоянно меняется и цены - как раз тот элемент в хозяйственной политике предприятия, который дает возможность оперативно откликаться на все пожелания спроса и предложения, предупреждая возникновения финансовых трудностей.
7. Реорганизация соответствующих компонентов или системы управления предприятием в целом, повышение квалификации менеджеров.
8. Участие предприятия в различных инвестиционных и инновационных программах, что дает возможность использования льгот по налогообложению и кредитованию.
Данные мероприятия могут способствовать улучшению финансового положения предприятия.
Основной стратегией предприятия в настоящее время является: поиск платежеспособных потребителей, наращивание объемов производства продукции, снижение затрат на производство.
Исходя из результатов проведенного анализа внутренней и внешней среды предприятия, его стратегией должна являться стратегия выживания. Основными составляющими данной стратегии являются: улучшение структуры выпуска продукции для производства более прибыльной продукции, пользующейся спросом в настоящее время и выход с ней на новые сегменты рынка; снижение себестоимости продукции для повышения ее конкурентоспособности; участие в совместных предприятиях и различных государственных программах для притока инвестиций в производство; поиск инвестора, заинтересованного в развитии производства продукции на ООО "НефтеГазКомплект"; совершенствование структуры управления.
При восстановлении платежеспособности предприятия становится возможной реализация стратегии роста.
Эффективность мероприятий по снижению себестоимости товарной продукции составляет 15275,02 тыс. руб.