Введение 3 География машиностроительного комплекса России 4 Выводы 13 Список литературы 15

География машиностроительного комплекса России

реферат
География
12 страниц
100% уникальность
2012 год
148 просмотров
Нелюбова С.
Эксперт по предмету «Экономическая география»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 География машиностроительного комплекса России 4 Выводы 13 Список литературы 15
Читать дальше
Машиностроение является ведущей отраслью всей промышленности, ее "сердцевиной". Продукция предприятий машиностроения играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса во всех областях хозяйства. На долю машиностроительного комплекса приходится почти 30 % от общего объема промышленной продукции. В нашей стране эта отрасль развита недостаточно. В Японии, Германии, США удельный вес машиностроения в промышленной структуре составляет от 40 до 50%. [1] По экспорту машиностроение занимает 2-ое место после ТЭК. Эта отрасль дает 12 % экспорта России.


Сделаем контрольные работы на заказ в Екатеринбурге быстро, Work5.


. Если брать Японию и Германию, то их экспорт составляет: Япония - 60%, Германия - 45%. Машиностроительный комплекс занимает первое место по выпуску валовой продукции, второе место по основным фондам (25 %) и первое место по промышленному персоналу (42 %). Он обеспечивает научно-технический прогресс и перестройку экономику всей страны, поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы: отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве (приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение); отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении (станкостроение и инструментальная промышленность); отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства- это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и д.р. [1, 2] За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения. География машиностроительного комплекса России Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства. Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств. Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства По данным на 2004 год, в России действовали более 2000 крупных и средних предприятий машиностроения (включая металлообработку). На этих предприятиях было занято около 4 млн. человек. На рис. 1 показана география машиностроительного комплекса России. [1] Объём продукции в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования — 822 млрд. рублей (2009 г.), в том числе в: производстве офисного оборудования и вычислительной техники — 39,4 млрд. рублей; производстве электрических машин и электрооборудования — 324 млрд. рублей; производстве электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи — 195 млрд. рублей; производстве оптических приборов, фото и кинооборудования, часов, медицинских изделий, средств измерений, контроля, управления и испытаний — 264 млрд. рублей. [4] [pic] Рис. 1. География машиностроительного комплекса России Объём продукции в производстве транспортных средств и оборудования — 1,10 трлн. рублей (2009 г.), в том числе в: производстве автомобилей, прицепов и полуприцепов — 499 млрд. рублей; производстве судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств — 603 млрд. рублей. Средняя начисленная заработная плата в производстве машин и оборудования — 19057 руб./мес. (март 2010). [4] [pic] Рис. 2. Структура продукции машиностроительного комплекса России, доля % В 2007 году объём реализации ОПК России составил $18,6 млрд., из них $11,6 млрд. приходилось на государственный заказ, $7 млрд. — на экспорт. С 2000 по 2007 годы объём реализации российского ОПК увеличился в 3,7 раза, в том числе госзаказ — в 6,4 раза, экспорт — в 2,2 раза. Доля России на мировом рынке вооружений составляет 23 %, и уступает только доли США (32 %). [5] В 2009 году Россия имела военно-техническое сотрудничество более чем с 80 государствами мира, и осуществляла поставки продукции военного назначения в 62 страны, а объём российского экспорта продукции военного назначения в 2009 году превысил 260 миллиардов рублей (8,8 млрд. долларов). Согласно данным СИПРИ, доля поставок боевых самолетов в период 2005—2009 гг. составил для России 40 % от общего объёма экспорта, согласно данным Рособоронэкспорта эта доля составляет примерно 50 % от объема всех продаж российских вооружений. РФ имеет многомиллиардные контракты на поставку вооружений и продукции двойного назначения с Индией, Венесуэлой, Китаем, Вьетнамом, Алжиром, Кувейтом, Грецией, Ираном, Бразилией, Сирией, Малайзией, Индонезией. В апреле 2010 года представитель концерна ПВО «Алмаз Антей» сообщил, что Россия выполнила контракт на поставку в Китай 15 дивизионов ЗРК С-300 «Фаворит». [6] Российские предприятия ВПК: Ижевский машиностроительный завод, Мотовилихинские заводы, Нижегородский машиностроительный завод, Воткинский завод и другие. Судостроительная промышленность России традиционно является одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики. Российские верфи имеют опыт строительства судов практически любого класса, типа и тоннажа. В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации. Научный потенциал научно-исследовательских и проектных институтов, лабораторий отраслевого и академического направления позволяет не только выполнять уникальные заказы по проектированию судов, но и разрабатывать новые концептуальные направления в судостроении. В России существует более 1000 предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и морской техники. По другим оценкам, в России насчитывается около 4000 предприятий и организаций, которые в той или иной степени обеспечивают производство продукции и услуг в области создания техники для изучения континентального шельфа, а также хозяйственной и военной деятельности на внутренних морях и в международных водах. Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт- Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область. В соответствии с указом президента РФ, подписанным в марте 2007 года, создана Объединённая судостроительная корпорация, основным полем деятельности которой рассматривается развитие гражданского судостроения. Объединённая судостроительная корпорация консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия. В 1995—2005 годах на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов. К 2007 году этот показатель повысился до 6 %, в 2008 году составил 8 %. В 2008 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд. рублей. [7] Объем производства в российском судостроении за 11 месяцев 2009 года увеличился на 50 %. В новый 2010 год российское судостроение вошло с ростом в 62 %. По итогам 2008 года в России было произведено 1,471 млн. легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей. В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму 1,7 млрд. долларов. В период с 2000 по 2010 годы в РФ было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, Автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие. Мощности заводов рассчитаны на производство, начиная от крупноузловой до мелкоузловой сборки, включая Completely Knocked Down (CKD) сборку с высокой степенью локализации производства, со сваркой и окраской кузовов, и агрегатов. Открытие новых заводов продолжается. [6] Активы российского авиастроения сконцентрированы в двух профильных интегрированных структурах: Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 — промышленные, 102 — НИИ и ОКБ. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности — более 411 тыс. человек. Крупнейшими научными центрами авиастроения являются: ВИАМ, ЦИАМ, ЦАГИ, ЛИИ, ГосНИИАС, ОНПО «Технология». [pic] Рис. 2. Производство гражданских вертолётов в России в 1997—2009 годах, штук По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения — на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов). В 2010 году объём выручки российских предприятий авиапрома составил более 504 млрд. рублей, из которых 31 % — доля самолётостроения, 18 % — вертолётостроения, 24 % — двигателестроения, 8 % — агрегатостроения, 11 % — приборостроения, 8 % — производства спецтехники. За этот год в России было выпущено более 100 военных самолётов. После саммита БРИК в апреле 2010 года, стало известно, что ведутся переговоры с бразильской аэрокосмической корпорацией Embraer о совместной разработке и производстве самолета для российской региональной авиации. Вероятно, речь идёт о использовании мощностей Казанского авиационного завода. Существуют оценки, согласно которым в случае объединения российского и украинского авиапрома, самолетостроители двух стран способны образовать третий по значимости — после США и Западной Европы — центр мирового авиастроения. В апреле 2010 года ОАК и украинская государственная компания «Антонов» договорились о создании компании, координирующей совместное производство самолётов Ан-124, производство самолётов Ан-148, Ан-70 и Ан- 140. Предполагается также, что ОАК получит контроль над «Антоновым» в обмен на пакет акций ОАК. [6] В структуру Роскосмоса входит 66 предприятий. По данным на 2006 год за Россией было примерно 11 % мирового рынка космических услуг. Согласно Государственной стратегии развития ракетно- космической промышленности, к 2015 году доля продукции ракетно-космической промышленности на мировом рынке производства ракетно-космической техники к 2015 году должна достигнуть 15 %. [7] По интенсивности космической деятельности (по количеству запущенных космических кораблей и количеству запущенных космических аппаратов) Россия занимает лидирующие позиции на протяжении последних нескольких лет. По объёму финансирования гражданской космической деятельности по данным последних лет Россия занимает шестое место в мире. В настоящее время агентством Роскосмос заключены межправительственные соглашения о сотрудничестве в космической деятельности с 19-ю странами; среди них США, Япония, Индия, Бразилия, Швеция, Аргентина и страны, входящие в Европейское космическое агентство (ЕКА). В марте 2010 года Франция заказала у России 14 ракет-носителей «Союз» на 1 млрд. долларов США. Российские предприятия сельскохозяйственного машиностроения: Ростсельмаш — один из лидеров мирового сельскохозяйственного машиностроения. На его долю приходится 65 % российского рынка сельскохозяйственной техники и 17 % мирового рынка этой техники. В 2001 году было учреждено ОАО «Росагролизинг» и как следствие изменена система предоставления государственных средств на лизинг сельскохозяйственной техники. За 2002-2003 годы «Росагролизинг» заключил около 1000 договоров лизинга на сумму около 15 млрд рублей. В тот период это обеспечило для предприятий сельхозмашиностроения стабильность продаж и стимулировало интерес инвесторов к данной отрасли. В 2008 году в России было произведено 11,2 тыс. тракторов на колёсном ходу, 8 тыс. зерноуборочных комбайнов, 803 кормоуборочных комбайна. [7] Российские предприятия железнодорожного машиностроения: Тверской вагоностроительный завод, Уралвагонзавод, Вагоностроительная компания Мордовии, Вагонмаш, Калининградский вагоностроительный завод, Торжокский вагоностроительный завод. В 2008 году в России было произведено 49 секций магистральных тепловозов, 259 магистральных электровозов, 2,1 тыс. магистральных пассажирских вагонов, 42,7 тыс. магистральных грузовых вагонов. Ряд российские вагоностроительных предприятий ведут активное сотрудничество в совместном производстве и разработке оборудования для железнодорожной отрасли с рядом зарубежных компаний, среди которых Alstom, Siemens, Starfire Engineering

Читать дальше
В экономике России сложились группы взаимосвязанных отраслей, которые выполняют общие задачи получения нужной конечной продукции или необходимых населению услуг. Эти группы называются межотраслевыми комплексами. Машиностроительный комплекс - основа НТП. Комплекс состоит из 70 отраслей, и число это растет. Каждая из них необходима, у каждой своя география размещения и особенности производства. Российское машиностроение подразделяется на энергетическое, авиационное, транспортное, сельскохозяйственное. Все машиностроение с экономической точки зрения можно разделить на металлоемкое, потребляющее при этом много металла, и трудоемкое, в котором главную роль играет труд человека, чаще всего - высококвалифицированных специалистов. Металлоемкое машиностроение ориентируется на металлургические базы, поэтому размещено на Урале (Екатеринбург, Орск), в Сибири (Красноярск, Иркутск), в Центральной России (Белгород). В этих городах изготовляют оборудование для горной и металлургической промышленности. Историческим центром энергетического машиностроения является Санкт-Петербург. Производство электровозов, тепловозов налажено в Коломне и Новочеркасске, грузовых вагонов - в Нижнем Тагиле, Брянске, Абакане, а пассажирских - в Твери, Торжке, Санкт-Петербурге. Судостроение ориентируется на морские (Санкт-Петербург, Астрахань, Мурманск, Владивосток) и речные порты (Нижний Новгород, Волгоград, Тобольск).
Читать дальше
1. Ром В.Я., Дронов В.П. География России; население и хозяйство: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Знания, 2005. – 365 с. 2. Кубанцева В.В. К анализу современного состояния машиностроительного комплекса // Тяжелое машиностроение, 2007. - №2. - С. 39. 3. Машины и оборудование // БИКИ, 2008. - №128. – С. 10 –11. 4. Борисов В.Н. Реструктуризация машиностроения как фактор развития Российской экономики // Проблемы прогнозирования, 2011. - №6. -С.81-89 5. Борисов В.П. Перспективы машиностроения // Экономист, 2008. -№1. - С. 53-61 6. Клевин А.Н., Митин С.Т. О проблемах реструктуризации машиностроительного комплекса // Промышленность России, 2011. - № 3. – С.19- 21. 7. Барбашов В.В. Развитие машиностроительного комплекса в условиях осуществления социально-экономических преобразований // Тяжелое машиностроение . - 2008. - С.3-5 8. Алексейчук Г.П. Проблемы стабилизации и развития тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения // Вестник машиностроения, 2007. - № 4. - С. 42-43. 9. Кудинов А. А. О приоритетных направлениях развития машиностроения // Вестник Машиностроения, 2009. - №9. – С. 42-43.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image