ВВЕДЕНИЕ.............................................................. .......................................3 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 1. Внимание и особенности его развития у учащихся начальной школы............................................................... ............................................................6 2. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе.....13 3. Условия развития внимания учащихся на уроках русского языка при помощи словарной работы.............................................................. ..................19 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО РАЗВИТИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ 1. Диагностика внимания первоклассников: организация исследования и результаты.......................................................... .....................................................27 2. Педагогическая работа по развитию внимания учащихся на уроках русского языка............................................................... ............................................33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................ .................................51 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................. ...........53 ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................ ................................56

Развитие внимания на уроках русского языка во время проведения словарной работы в 1-2 классах

дипломная работа
50 страниц
100% уникальность
2012 год
172 просмотров
Ворончихина Е.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ.............................................................. .......................................3 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 1. Внимание и особенности его развития у учащихся начальной школы............................................................... ............................................................6 2. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе.....13 3. Условия развития внимания учащихся на уроках русского языка при помощи словарной работы.............................................................. ..................19 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО РАЗВИТИЮ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ 1. Диагностика внимания первоклассников: организация исследования и результаты.......................................................... .....................................................27 2. Педагогическая работа по развитию внимания учащихся на уроках русского языка............................................................... ............................................33 ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................ .................................51 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................. ...........53 ПРИЛОЖЕНИЯ............................................................ ................................56
Читать дальше
Один из центральных вопросов умственного воспитания детей является вопрос о развитии внимания, как основы и необходимого условия успешной познавательной деятельности. Наличие хорошо развитого внимания в деятельности младшего школьника делает ее продуктивной, организованной активной, т. к. внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий, а образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии достаточно развитого внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. В двадцатом столетии вопрос изучения внимания И особенностей его развития в младшем школьном возрасте приобрел чрезвычайно многосторонний характер.


Вас интересует где можно заказать написание курсовой работы по физике? Work5 - вот ответ на ваш вопрос! Наши авторы выполняют самые качественные курсовые работы.


. Проблемой развития внимания младшего школьника занимались такие исследователи как Выготский Л.С., Добрынин Н.Ф., Крутецкий В.А., Рубинштейн С.Л., Узнадзе Д.Н., Гальперин П.Я., Ермолаев О.Ю. и другие. В настоящее время накоплен достаточно большой опыт в изучении происхождения и развития внимания, различных его видов и свойств. Все без исключения авторы отмечают, внимание необходимо младшему школьнику в учебной деятельности, так как именно в начальных классах закладываются основы успехов в будущем. С началом обучения детей в школе их внимание вступает в новую фазу своего развития, где решающую роль играет учение. По мере изучения различных учебных предметов внимание школьника значительно обогащается и развивается, формируются его свойства. Важную роль в развитии внимания детей младшего школьного возраста играет целенаправленное его формирование и совершенствование. Одним из важных направлений в развитии внимания учащихся начальных классов является правильно организованная деятельность по освоению знаний различных учебных предметов, в частности русского языка. Занятия по русскому языку в начальной школе должны быть направлены на расширение активного словаря детей и на формирование у них умения использовать в своей речевой практике доступные их возрасту и развитию лексические ресурсы родного языка, а так же посвящены работе над словом на начальной ступени школьного обучения. Актуальность работы в том, что в настоящее время в психолого- педагогической литературе имеется множество методических разработок по проведению уроков русского языка с использованием различных способов обогатить словарный запас детей, уточнить и активизировать его, познакомить с лексическим значением незнакомых слов, дать возможность усвоить грамматические формы, нормы языка и т. д. Но практически не рассматриваются вопросы развития внимания младших школьников при проведении словарной работы на уроках русского языка. А между тем словарная работа является одним из основных звеньев многогранной и разнообразной по своим видам работы по развитию внимания учащихся, т. к. при этом развивается произвольность внимания, а так же его свойства: увеличивается объем внимания, тренируется распределение, концентрация, переключение. Но для целенаправленного развития внимания и его свойств при помощи словарной работы необходимы программы и рекомендации, которых в литературе крайне недостаточно, к тому же они отличаются фрагментарностью, т. е. данная проблема не ставится как основная, а упоминается вскользь. В связи с актуальностью определена цель дипломной работы, которая заключается в исследовании эффективных способов развития внимания младших школьников на уроках русского языка при словарной работе. Объектом исследования является словарная работа с детьми младшего школьного возраста на уроках русского языка. Предметом исследования является развитие внимания младших школьников при помощи словарной работы на уроках русского языка. Гипотеза: в младшем школьном возрасте недостаточно сформирована произвольность внимания, а свойства внимания (концентрация, устойчивость, переключение, объем) у учащихся отличаются неравномерностью уровня развития, потому правильно организованная словарная работа на уроках русского языка может стать эффективной формой формирования процессов внимания младших школьников. Задачи исследования: - рассмотреть психолого-педагогические характеристики развития внимания детей младшего школьного возраста; - раскрыть принципы и методы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе; - выявить условия развития внимания младших школьников при помощи словарной работы на уроках русского языка; - провести диагностику внимания школьников первого класса в рамках констатирующего эксперимента; - провести анализ результатов диагностики, выявить учащихся с различным уровнем развития свойств внимания; - составить комплекс игр и упражнений по словарной работе с целью развития внимания первоклассников. Для решения поставленных задач использованы следующие научно – исследовательские методы: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, качественный и количественный анализ результатов тестирования, наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы. Опытно-экспериментальная база исследования — школа № … г. … В исследовании принимали участие дети первого класса в количестве 20 чел. Теоретическая значимость работы в обобщении и систематизации теоретического материала по проблемам развития внимания младших школьников на начальном этапе обучения в школе при помощи словарной работы на уроках русского языка. Практическая значимость в разработке обучающих занятий по словарной работе для учащихся первого класса с целью развития внимания. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМАМ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Читать дальше
В ходе выполнения дипломной работы по теме «Развитие внимания на уроках русского языка во время проведения словарной работы в 1-2 классах» были выполнены все поставленные задачи. Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам развития внимания учащихся начальной школы при выполнении словарной работы на уроках русского языка показал, что тема на данном этапе разработана недостаточно. В литературе не существует комплексных методологических разработок, направленных на развитие внимания при помощи словарной работы в первых-вторых классах. Множество работ посвящены в целом особенностям развитию внимания детей на начальном этапе обучения, где раскрываются условия, формы и методы работы учителя. Но словарная работа, как способ формирования произвольности внимания и развития всех его свойств в работах рассмотрена недостаточно глубоко, что подчеркивает актуальность темы дипломной работы. Развитие внимания в младшем школьном возрасте связано с началом обучения, появлением новых интересов, расширением кругозора, овладением новыми видами деятельности. Младший школьник все больше обращает внимание на те, стороны действительности, которые раньше оставались вне его интересов. Хотя школьники и начинают овладевать произвольным вниманием, непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении достаточно длительного времени. Потому необходимо создавать условия для формирования произвольности у учащихся. Словарная работа на уроках русского языка ведется в двух направлениях: образовательно-познавательном — знакомство учащихся с лексической системой русского языка и в нормативно-практическом — формирование у них умении применять разные лексические пласты в различных ситуациях общения, а также обогащение словарного запаса учащихся разными лексико-семантическими группами слов. Но словарная работа не сводится к механическому изучению материала. Методы и приемы словарной работы должны быть направлены на развитие психических процессов: памяти, мышления, речи, внимания. Для развития внимания учащихся при выполнении словарной работы необходимо соблюдение множества условий: четкий план работы, положительное восприятие материала, интерес учащихся и т. д. Методологические разработки словарной работы, представленные в литературе, позволяют выявить наличие множества различных методических приемов, многие из которых могут служить для целенаправленного развития внимания. Недостаточную сформированность свойств внимания показали результаты диагностики, проведенной в первом классе общеобразовательной школы. Диагностика внимания позволила выявить учащихся с недостаточно развитой концентрацией и распределением внимания, с низким объемом и неумением переключаться с одного вида деятельности на другой. В соответствии с результатами диагностики были рассмотрены методологические приемы формирования внимания с помощью словарной работы и на основе разработок нескольких авторов составлен комплекс игр и упражнений. Основной формой работы учителя в соответствии с данным комплексом является игра, что соответствует психолого-педагогическим особенностям возраста младшего школьника. Игры и упражнения, вошедшие в комплекс объединены в темы и преследуют конкретные цели развития внимания и его свойств. Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Действительно, внимание младших школьников характеризуется проявлениями непроизвольности, отвлекаемости, а свойства внимания (концентрация, устойчивость, переключение, объем) развиты неравномерно. В связи с этим правильно организованная словарная работа на уроках русского языка может стать эффективной формой формирования процессов внимания младших школьников. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Аргунова В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся. - изд. «Первое сентября», «Фестиваль педагогических идей», «Открытый урок» 2004 – 2005. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: 1 класс. - М.: Владос, 2001. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Москва. «Астрель» 2004 Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников/ Г.В.Бобровская // Начальная школа – 2008. - № 4. - С. 47- 52. Богданчиков С.А. О ранних работах И.В. Страхова. // Вопросы психологии. 1995. - № 5. - С. 100-107 Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: Первое Сентября, 2000. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - М, 1972. Виноградова Н.Ф. и др. Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу. - М.: Дрофа, 2006. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Москва « Просвещение» 1994 Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М.:Просвещение, 1976. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх СПб «Акцидент» 1996 Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами./ Н.Д.Горбунова// Начальная школа плюс до и после .- 2007. - №3. – С.57 - 59. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания/ // Советская Педагогика. - 1988. - №8. – C. 12 – 19. Дубровина И.В., Андреева А.В., Данилова Е.Е. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей/.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение. - 2003. Ермолаев, О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. О. Ю. Ермолаева. – М. : Академия, 2002. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. - Екатеринбург: издательство Литут, 2003. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 2005. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). - М: Учитель, 2009. Лаврова Н.М. Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями. // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 5. – С. 35 - 40 Левушкина О.Н. Закрепление лексики. // Начальная школа. - 2008 - №5 – С. 47- 52. Лёвушкина О.Н. Развитие лингвистического мышления младших школьников с помощью элементов этимологического анализа // Преподаватель. — 2009. — № 2-3. — С. 45 - 52; Лёвушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. - М.: Владос, 2004. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1999. Ломакович С.В., Тилитенко Л.И. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. - М.: Вита, 2008. Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - М.: Вентана-Граф, 2007. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2002. Немов Р.С. Психология. – 4-е изд. – М.: Владос, 2004. – Кн.3. Психодиагностика. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., 2008 - 168с. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2001. Петлякова Э.Н., Погродня С.Н. Развиваем память и внимание. Москва – Ростов-на-Дону Изд. Центр «МарТ» 2005 Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка .- М.: Просвещение, 2009. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. - М., 2000 Рогов Е.И. Общая психология. 3-е издание. - М.: МарТ, 2008. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. - Воронеж.: НПО «МОДЭК»,2006. Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. - М.: Просвещение, 2008. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов на Дону: Феникс, 2003 Стрекозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. - М.: Просвещение, 2006. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Инфра-М,, 2007. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2000. Трошин О.В. Логопсихология / О.В. Трошин, Е.В. Жулина – М.: ТЦ СФЕРА, 2005. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов: Учеб. пос. для учащихся начальной школы. - М.: Дрофа, 2007. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – М.: Сфера, 1997. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка.- . М.: Просвещение, 2007.
Читать дальше
1. Аргунова В. И. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся. - изд. «Первое сентября», «Фестиваль педагогических идей», «Открытый урок» 2004 – 2005. 2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка: 1 класс. - М.: Владос, 2001. 3. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. Москва. «Астрель» 2004 4. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников/ Г.В.Бобровская // Начальная школа – 2008. - № 4. - С. 47- 52. 5. Богданчиков С.А. О ранних работах И.В. Страхова. // Вопросы психологии. 1995. - № 5. - С. 100-107 6. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: Первое Сентября, 2000. 7. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - М, 1972. 8. Виноградова Н.Ф. и др. Оценка качества знаний обучающих¬ся, оканчивающих начальную школу. - М.: Дрофа, 2006. 9. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. Москва « Просвещение» 1994 10. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. – М.:Просвещение, 1976. 11. Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх СПб «Акцидент» 1996 12. Горбунова Н.Д. Работа с фразеологизмами./ Н.Д.Горбунова// Начальная школа плюс до и после .- 2007. - №3. – С.57 - 59. 13. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания/ // Советская Педагогика. - 1988. - №8. – C. 12 – 19. 14. Дубровина И.В., Андреева А.В., Данилова Е.Е. и др. Младший школьник: развитие познавательных способностей/.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение. - 2003. 15. Ермолаев, О. Ю., Марютина Т. М., Мешкова Т. А. Внимание школьника: учеб. пособие для вузов / под общ. ред. О. Ю. Ермолаева. – М. : Академия, 2002. 16. Жукова Н.С. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. - Екатеринбург: издательство Литут, 2003. 17. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 2005. 18. Касаткина Н.А. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). - М: Учитель, 2009. 19. Лаврова Н.М. Развитие умения пользоваться лингвистическими словарями. // Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 5. – С. 35 - 40 20. Левушкина О.Н. Закрепление лексики. // Начальная школа. - 2008 - №5 – С. 47- 52. 21. Лёвушкина О.Н. Развитие лингвистического мышления младших школьников с помощью элементов этимологиче¬ского анализа // Преподаватель. — 2009. — № 2-3. — С. 45 - 52; 22. Лёвушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах: Пособие для учителя. - М.: Владос, 2004. 23. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1999. 24. Ломакович С.В., Тилитенко Л.И. Русский язык: Учебник для 2 класса четырехлетней начальной школы. - М.: Вита, 2008. 25. Львов М.Р. Словарик синонимов и ан¬тонимов. Для начальных классов. - М.: Вентана-Граф, 2007. 26. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2002. 27. Немов Р.С. Психология. – 4-е изд. – М.: Владос, 2004. – Кн.3. Психодиагностика. 28. Оконь В. Основы проблемного обучения. - М., 2008 - 168с. 29. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет / А.А. Осипова, Л.И. Малашинская. – М.: ТЦ Сфера, 2001. 30. Петлякова Э.Н., Погродня С.Н. Развиваем память и внимание. Москва – Ростов-на-Дону Изд. Центр «МарТ» 2005 31. Прудникова А.В. Лексика в школьном курсе русского языка .- М.: Просвещение, 2009. 32. Психология внимания. Хрестоматия по психологии/ Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Л. Романова. - М., 2000 33. Рогов Е.И. Общая психология. 3-е издание. - М.: МарТ, 2008. 34. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. - Воронеж.: НПО «МОДЭК»,2006. 35. Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. - М.: Просвещение, 2008. 36. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. – Ростов на Дону: Феникс, 2003 37. Стрекозин В.П. Актуальные проблемы начального обучения. - М.: Просвещение, 2006. 38. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М.: Инфра-М,, 2007. 39. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2000. 40. Трошин О.В. Логопсихология / О.В. Трошин, Е.В. Жулина – М.: ТЦ СФЕРА, 2005. 41. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематиче¬ских групп слов, омонимов, паронимов, си¬нонимов, антонимов: Учеб. пос. для уча¬щихся начальной школы. - М.: Дрофа, 2007. 42. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. – М.: Сфера, 1997. 43. Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка.- . М.: Просвещение, 2007.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image