Введение
1. Речевой этикет как компонент педагогической культуры
1.1 Понятие речевого этикета и его специфика в педагогической деятельности
1.2 Коммуникативная компетентность педагога
2. Речевая агрессия как актуальная проблема современности
2.1 Понятие речевой агрессии
2.2 Способы преодоления речевой агрессии педагогом
Заключение
Список использованных источников
Читать дальше
Таким образом, в результате нашей работы, мы пришли к выводу о том, что
ошибки в применении обращений. Речь педагога должна стать для обучающихся
образцом, не только в плане соблюдения языковых норм, но и с точки зрения
соблюдения правил речевого этикета. Педагог стремиться к тому, чтобы
установить контакт доброжелательного и доверительного общения. Это требует
от него эмоциональных затрат и времени, и определяющую роль в этой ситуации
играет здоровый психологический климат в группе, а создание его невозможно
без использования преподавателями правил речевого этикета.
Главной задачей речевого этикета выступает установление контакта
доброжелательного и доверительного общения. Однако, следует заметить, что
соблюдение правил речевого этикета важно еще и потому, что процесс обучения
и контроль знаний несут в себе элемент стресса для учащихся. Задача
педагога заключается в том, чтобы вежливым словом и уважительным отношением
помочь пройти любой путь адаптации, а также смягчить стрессовые ситуации
во время контроля знаний.
Самой большой проблемой является непонимание опасности речевой агрессии
в современном мире в целом и в педагогическом общении в частности. В том,
случае, если педагог отказывается объективно признать собственную
склонность к ее проявлению, он ничего не сможет изменить в своем общении.
Отсюда, наиболее общее направление предотвращения агрессии в
педагогической среде – самонаблюдение и самоконтроль педагога над
собственным речевым поведением.
Соблюдение правил речевого этикета со стороны преподавателей очень
важно не только в группе учащихся. Педагог общается с коллегами,
родителями учащихся, выступает на конференциях, иными словами, речевой
этикет не должен исчезать из жизни педагога при выходе из учебной ситуации.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что соблюдение правил
речевого поведения предполагает уважительное отношение к собеседнику в
соответствии с его возрастом, полом и социальным положением.
В ходе нашей работы, нами были решены следующие задачи:
1. Рассмотрено понятие речевого этикета и его специфика в
педагогической деятельности.
2. Изучена коммуникативная компетентность педагога.
3. Исследовано понятие речевой агрессии и способы ее преодоления.
Читать дальше
1. Михальская А.К. Педагогическая риторика. – М., 1998.
2. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 1983.
3. Айнштейн В. Преподаватель и студент: искусство общения. // Высшее образование в России. – 2000. – № 6.
4. Педагогика и психология высшей школы /Под. Ред. М.В. Булановой-Топорковой. – Ростов, 2006.
5. Романов А.А. Грамматика деловых бесед. – Тверь, 1995.
6. Данкел. Ж. Деловой этикет. – Ростов, 1997.
7. Поваляева М.А. Деловое общение. – Ростов, 2006.
8. Вечер Л.С. Секреты делового общения. – М., 1996.
Читать дальше