Если есть нужда заказать эссе срочно в спб , поможем разобраться с темой.
. Примечательно, что французское слово «romantisme» своим появлением обязано испанскому «romance», а также английскому «romantic», в XVIII в. преобразившемуся в «romantique» и означающему в то время нечто живописное, странное, фантастическое. Время появления романтизма ознаменовано такими переломными моментами в истории человечества, как появление первых паровозов и пароходов, конструирование паровой машины, изобретение фотографии и формирование фабрично-заводских окраин. Все эти изобретения и открытия можно охарактеризовать емким понятием «промышленный переворот» , развитие которого было неизбежно для человечества. Романтизм сменил эпоху Просвещения, полностью противопоставив себя ей, предложив диаметрально противоположные взгляды на личность и общество, и как следствие этого, иные ценности и идеалы. Просвещение с его культом разума и основанной на его началах цивилизации, было потеснено романтизмом, утверждавшим культ природы, чувств и всего естественного в человеке. В романтизме люди видели, по моему мнению, способ укрыться от новой, кажущейся неизвестной и оттого пугающей их, реальности. Наиболее яркая и содержательная характеристика романтизма в целом, на мой взгляд, дана Тургеневым в рецензии на перевод «Фауста» Гете, опубликованной в «Отечественных записках» за 1845 год. Тургенев исходит из сравнения романтической эпохи с юношеским возрастом человека, подобно тому как античность соотносят с детством, а Возрождение – с отрочеством человека. И это соотношение, конечно, многозначительно. «Каждый человек, – пишет Тургенев, – в молодости своей пережил эпоху «гениальности», восторженной самонадеянности, дружеских сходок и кружков... Он становится центром окружающего мира; он (сам не сознавая своего добродушного эгоизма) не предается ничему; он все заставляет себе предаваться; он живет сердцем, но одиноким, своим, не чужим сердцем, даже в любви, о которой он так много мечтает; он романтик, – романтизм есть не что иное, как апофеоза личности. Он готов толковать об обществе, об общественных вопросах, о науке; но общество, так же как и наука, существует для него – не он для них». Данная характеристика не только полно дает определение самой сути романтизма, но и приоткрывает нам дверцу в душу главного героя эпохи – человека, безусловно, чувствующего, лишенного цинизма и двойственности натуры, но одинокого, бунтующего против стандартов общества и классических жизненных устоев. Более подробно личность героя будет рассмотрена мной в первой части первой главы данной курсовой работы. Центром художественной системы романтизма всегда является личность, а главный конфликт произведений, созданных в этом стиле заключается в конфликте личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма в Европе стали события Великой французской революции и последующее разочарование общества в возлагавшихся на них надеждах, в России переломным фактом послужило обострение кризиса крепостнической системы, общенациональный подъем 1812 г., формирование дворянской революционности. Разочарование в окружающей действительности, столь характерное для европейского романтизма, лежит и в основе всех разновидностей русского романтизма, отсюда свободное проникновение в русскую культуру западных романтических моделей и образцов. В этой связи важно представить русский романтизм в широкой концепции большого общеевропейского романтизма. Появление романтизма, как уже было сказано ранее, связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности. Появляются темы, исполненные глубокого психологизма, такие как тема тоски и одиночества. Поиски красочного изображения окружающей действительности, решение новых задач в области психологической выразительности и воплощения многообразных оттенков эмоционального состояния обусловили огромные новаторские достижения романтизма в области гармонии, инструментовки, музыкальной формы, вокальной декламации и т.п. Эпоха романтизма – одна из самых значительных в истории музыки. В России направление романтизма в музыке сложилось в 20-х гг. XIX века, а его развитие заняло весь XIX век. Становление музыкального романтизма происходило медленнее, чем развитие его литературной направленности. Композиторы-романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. Музыка становится более рельефной, индивидуальной. Развитие получили такие песенные жанры как баллада и романс . Интерес к народной жизни, национальной культуре, историческому прошлому, увлечение народными сказаниями и песнями, любовь к природе выразились в расцвете народно-бытовой, фантастической, романтико-героической оперы, развитие жанров песни, танца, программной музыки. Особое внимание к душеному миру, психологии человека влекло за собой развитие музыки (фортепианная миниатюра, усиление начала в симфонии и камерной музыке). Несмотря на свое название романтизм не всегда подразумевает романтические отношения, хотя этот сюжет был основным во многих музыкальных работах, созданных в данную эпоху. Начальный этап зарубежного музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последую¬щий этап (1830-50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. В России в русле романтизма XIX века работали такие известные композиторы как М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, А.А. Алябьев, М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, в XX веке особо можно выделить творчество Рахманинова, Скрябина и Прокофьева. Многие из них являлись членами т.н. «Могучей кучки» , ставящей во главу своей деятельности воплощение русской национальной идеи в музыке. Во многом на появление признаков романтизма в их произведениях повлияло творчество их зарубежных коллег – к примеру, одна из работ С.В. Рахманинова так и называется – «Рапсодия на тему Паганини». В данной курсовой работе мной будет дана характеристика русского романтизма с описанием личности главного героя, оценено влияние и роль природы в романтических музыкальных произведениях, дано определение программности как одного из основных признаков музыки эпохи романтизма, приведен перечень наиболее известных композиторов с описанием особенностей их произведений. Также будет рассмотрено отличие романтических музыкальных произведений XIX в. от музыки романтизма XX в., связанное с распадом «Могучей кучки» и образованием «Беляевского кружка». В качестве приложения дано подробное описание признаков романтизма в произведении на примере балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро».