Введение Глава 1. Теоретическое изучение конфликтов в работах отечественных и зарубежных психологов. 1.1 Понятие и классификация конфликтов. 1.2 Функции конфликтов. 1.3 Стадии развития конфликта и стратегии поведения в нем. Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и интрогрупповой структуре коллектива 2.1 Организация и методы исследования 2.2 Анализ результатов исследования. Заключение Список использованных источников Приложения

конструктивные и деструктивные функции конфликтов

курсовая работа
Психология
0 страниц
100% уникальность
2011 год
143 просмотров
.
Эксперт по предмету «Конфликтология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение Глава 1. Теоретическое изучение конфликтов в работах отечественных и зарубежных психологов. 1.1 Понятие и классификация конфликтов. 1.2 Функции конфликтов. 1.3 Стадии развития конфликта и стратегии поведения в нем. Глава 2. Эмпирическое изучение взаимосвязи стратегий поведения в конфликте и интрогрупповой структуре коллектива 2.1 Организация и методы исследования 2.2 Анализ результатов исследования. Заключение Список использованных источников Приложения
Читать дальше
Актуальность исследования. В общественной жизни конфликты являются неотъемлемой частью. Это обуславливает интерес исследователей к пониманию природы конфликта. Конфликт определяется как столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт можно наблюдать в различных сферах жизни общества. Любое общество или социальная группа, в той или иной мере подвержено конфликтам. Распространение данного явления и особое внимание к нему общества и психологов способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии.


Хотите узнать, где заказать реферат по строительству? Конечно же в Work5! Уже более 15 лет мы помогаем студентам с написанием работ!


. Конфликты классифицируют по структуре и по направлениям изучения. Конфликт, как психологический феномен, нельзя рассматривать, только с точки зрения отрицательного влияния на взаимоотношения людей. Он всегда показывает, проблемные точки, в этом его положительная сторона, главный вопрос заключается в том, какие способы и методы человек применяет для выхода из конфликта, разрушают ли они существующие отношения и саму личность, или же наоборот способствуют ее развитию, и лучшей адаптированности к группе. Исходя из актуальности проблемы, мы сформулировали тему нашей работы – «Конструктивные и деструктивные функции конфликтов». Степень разработанности проблемы. В изучении проблемы психологической сущности конфликта накоплен определенный опыт. Л. Гумплович, Д. Смолли, У.Самнер, Г.Зиммель, рассматривают конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности. Причины конфликтов исследователи связывали с особенностями организации деятельности (Н.С. Пантина, С.Г. Якобсон). Некоторые исследователи одну из причин конфликтов видят в так называемой конфликтной личности (Н.С. Пантина, Т.А. Репина, А.С. Спиваковская). Объект исследования: стратегия поведения в конфликте членов определенного коллектива. Предмет исследования: степень эффективности стратегии поведения в конфликте членов определенного коллектива. Цель исследования: изучение влияния статуса члена конкретного коллектива на выбор стратегии поведения в конфликте. Перед собой мы поставили следующие задачи: 1. Рассмотреть понятие и классификацию конфликтов. 2. Изучить стадии развития конфликта и стратегии поведения в конфликте.

Читать дальше
В результате проведенного исследования, мы выявили, что понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. В психологии имеются значительные традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических направлений. Конфликт выполняет как положительные, так и отрицательные функции. Позитивное или негативное воздействие конфликта во многом обусловлено социальной системой. Каждому человеку, включенному в отношения с другими людьми, необходимо научиться эффективно, использовать каждый из этих методов, и сознательно делать тот или иной выбор, учитывая конкретные обстоятельства. Как правило, соперники, так или иначе взаимодействовали ранее, следовательно, деструктивная сторона конфликта приводит к разрушению этих связей. Это имеет особое значение не только в межличностных взаимодействиях, но и в межгрупповых и межнациональных конфликтах. Таким образом, мы можем сделать вывод, что конструктивный выход из конфликтной ситуации – необходимое условие развития отношений сторон, для дальнейшего их взаимодействия и использования этой же модели выхода из конфликта. В трудовых и учебных коллективах, зачастую складывается атмосфера взаимной тактичности, что приводит к полному внешнему согласию, даже при явно не справедливых, по отношению к некоторым членом группы, действиях. Именно конфликт в такой ситуации высвечивает противоречия сторон. При правильном взаимодействии в конфликтной ситуации, данные трудности могут быть разрешены с минимальными потерями для обеих сторон. Исследование проводилось на базе ДОУ № 30 п. Барвиха в период с ноября по декабрь 2011 года. Выборку составили 15 испытуемых женского пола, являющихся сотрудниками указанного дошкольного учреждения. Возраст испытуемых от 22 до 49 лет. Для проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методики: 1. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Томаса – Килменна в адаптации Н.В.Гришиной. 2. Методика диагностики оценки степени конфликтности личности (Ладанов И.Д.) 3. Метод социометрических измерений (социометрия) По результатам методики диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению Томаса – Килменна было выявлено, что испытуемые исследуемой группы предпочитают следующие стратегии: сотрудничество – 5 человек (33 %), противоборство – 5 человек (33 %), избегание – 4 человека (27 %), компромисс – 1 человек (7 %). Компромисс и уступчивость предпочитают использовать в конфликте – 33 % испытуемых. Таким образом, можно сделать вывод о том, что только 13 % испытуемых в группе, используют все стратегии поведения в конфликте. Каждая стратегия в той или иной степени и конкретной ситуации является наиболее эффективной, но для конструктивного общения и взаимодействия в коллективе необходимо применение всех механизмов и методов поведения в конфликтной ситуации. По результатам методики диагностики оценки степени конфликтности личности (Ладанов И.Д.) в группе испытуемых – 5 человек (33 %) выявили выраженную конфликтность, 5 человек (33 %) – высокую степень конфликтности, 2 человека (14 %) – умеренную степень, и 3 человека (20 %) – выявили тенденцию к избеганию конфликтных ситуаций. Нельзя рассматривать конфликтность личности отдельно от определенных условий среды, среда, так или иначе, влияет на выбор поведения в конфликтной ситуации, особенно когда человек, заведомо понимает свое положение среди участников конфликта. Сюда относятся и статус, и должностные обязанности, и авторитет, и степень властных полномочий. По результатам социометрического исследования получены следующие данные. Каждый испытуемый мог совершить не более шести выборов на один вопрос. В коллективе имеется испытуемый, который не получил ни одного положительного выбора – К.Т (Татьяна), следует учесть, что при этом она получил максимальное количество отрицательных выборов (14), что свидетельствует о стремлении большинства членов группы отвергнуть данного испытуемого, о непринятии его. Сама Татьяна совершила положительные выборы (По три выбора Л. В., Э.И.), при этом оба испытуемых совершили по отношению к Татьяне отрицательные выборы. Можно сделать предположение, что открытого непринятия они не проявляют, так как сам испытуемый совершил положительные выборы по отношению к ним. В процентном соотношении, можно определить, что в коллективе: лидеров –28,5%, предпочитаемых – 35,7 %, принебрегаемых – 29 %, и избегаемых – 6,7%. Индекс эмоциональной экспансивности всех членов группы составляет – 0,8. Что свидетельствует о довольно высокой потребности членов коллектива в общении. Индексы эмоциональной экспансивности (0,3) и психологической взаимности (0,3) позволяют сделать вывод о среднем значении активности группы при решении задачи и сплоченности, данные показатели и число сделанных положительных выборов в целом – 127 , что на 58 выборов больше отрицательных, говорят о не нарушенном балансе отношений. Таким образом, в результате проведенных методик нашего исследования, мы можем констатировать, что при явно повышенной конфликтности четырех, членов коллектива, и выбора ими конкуренции и открытого противоборства имеет тесную связь с их низким статусом в коллективе по методике социометрии (Результаты статистической достоверности представлены в таблице 2). В результате нашей работы, нами были решены следующие задачи: 1. Рассмотрено понятие и классификацию конфликтов. 2. Изучены стадии развития конфликта и стратегии поведения в конфликте. 3. Выявлены функции конфликтов. 4. Эмпирически изучена взаимосвязь стратегий поведения в конфликте и интрогрупповой структуре коллектива. 5. Проанализированы результаты исследования. 6. Разработана программа оптимизации отношений, в коллективе исследуемой нами организации. Таким образом, наша гипотеза, заключающаяся в предположении, о том, что низкостатусные члены коллектива (рассмотренной нами организации) выбирают менее эффективные стратегии поведения в конфликте, тем самым принимая деструктивные функции конфликта, подтвердилась.
Читать дальше
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2001.- С. 552 Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М.: Изд-во Военного Унив-та, 1999. -С. 145 2. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1993. - С. 207 3. Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. - М.: МЗ Пресс, 2005.- С. 182 4. Бородкин Ф.М., Коряк И.М. Внимание: конфликт! - Новосибирск: Наука, 1993. - С. 141 5. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. - М.: Гардарика, 2006. - С. 435 6. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов: Изд-во СГУ, 2008. - С. 206 7. Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Автореф. дис. докт. псих. наук. - СП б: изд-во СПбГУ, 1995. - С. 36 8. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. - Л.: Лениздат, 1991. - С. 175 9. Грызунова Т.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности: Автореф. дис. канд. псих. наук. - М.: Изд-во РАУ, 2004.- С.19 10. Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. - М.: Смысл, 2000. - С. 191 11. Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1994. - С. 204 12. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема конфликта в западной социальной психологии// Психологический журнал. - Т. 1, № 6. - 2002. - С. 119-134 13. Донцов А.И., Полозова Т.А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе// Вестник МУ. -сер. 14, № 4. - 1997. - С. 23-33 14. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СП б: Питер, 2005. - С. 400 15. Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов. - Йошкар-Ола: Изд-во Марийского унив-та, 1996. -С. 64 16. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И. Единоначалие и коллегиальность. - М.: Мысль, 2009. - С. 254 17. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. – М: 2005. - С. 271 18. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. - М.: Ин-т психологии РАН, 1999 - С. 56 19. Конфликт и пути его разрешения (сост. Лисепкий К.С.). - Куйбышев: Изд-во КГУ, 1990. - С. 19 20. Конфликт: борьба, взаимодействие, сотрудничество (под ред. Потанина Г.М.). -Белгород: изд-во Белгородского ГУ, 2007. - С. 342 21. Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и методы их разрешения (сост. Лысов О.Е.). - Л.: ИПК СП, 2000. - С. 44
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image