Введение 3
Глава 1. Теоретические основы групп в организации 4
1.1 Социальная группа: сущность понятия, типы 4
1.2 Формальные и неформальные группы в организации 9
Глава 2. Разновидности групп в гостиничном комплексе «Сибирь» 13
2.1 Характеристика ГК «Сибирь» и ее персонала 13
2.2 Характеристика неформальных групп в гостинице «Сибирь» 24
Глава 3. Проблемы и пути решения проблем в организации 27
Заключение 34
Список использованных источников 38
Читать дальше
Формальными считаются группы в организации, которые создаются целенаправленно для достижения поставленные в коллективе целей. Этот тип групп выполняют такие формальные виды деятельности, как конкретные работы, генерирование идей, поддержание связей и др., которые способствуют деятельности организации в целом.
Неформальные группы строятся в основном на базе межличностных отношений, удовлетворении (или неудовлетворении) психологических и социальных потребностей, не связанных с формальными целями и задачами. Члены неформальных групп входят в них не по причине получения социального статуса и определенной общественной роли, а по причине наличия групповых отношений.
Наличие разветвленной организационной структуры в гостинице «Сибирь» способствует формированию внутри коллектива неформальных групп.
Причины появления неформальных групп в гостинице «Сибирь» следующие:
- наличие большого количества отделов, которые состоят из большого количества сотрудников. Эти сотрудники, объединенные едиными рабочими функциями, постепенно сближаются и формируют неформальную группу;
- наличие широкой сети руководства и не менее большого штата подчиненных также ведет к формированию неформальных групп среди руководства и среди подчиненных.
Цели, которые преследуют сотрудники гостиницы «Сибирь» при вхождении в неформальную группу следующие: принадлежность, помощь, защита, тесное общение и симпатия, социальный контроль, сопротивление переменам и наличие неформального лидера.
Основная проблема существования в гостинице «Сибирь» неформальных групп – сложность в их управлении. В связи с этим предлагается ряд мероприятий для реализации контроля и управления неформальными группами:
- перевод неформального лидера и группы соответственно в статус формального;
- выделение позитивного потенциала неформальных групп;
- дополнение формальных функций сотрудников неформальным общением;
- проведение психологических тестов для выявления атмосферы в коллективе и выявления потребностей сотрудников с целью предотвратить негативное течение деятельности неформальной группы.
Читать дальше
1. Асмолов А.Г. Мотивация развития индивидуальности. Психология личности: принципы общепсихологического анализа: учебник для студентов вузов.// А.Г. Асмолов – М.: Смысл, 2001. - 416 с.
2. Занковский А.Н. Что такое мотивация? Мотивы и потребности людей в организации Организационная психология: учебное пособие для вузов.// А.Н. Занковский: – М.: Флинта: МПСИ, 2002. – 648 с.
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Издательство: Дело, 1997 г. - 704 стр.
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Смысл и эволюция понятия мотивация. Теории мотивации. Мотивация и компенсация // М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. Основы менеджмента. – М.: Изд-во Дело, 1998. – С. 397 – 430.
5. Никиреев Е.М. Шкала самооценки мотивации одобрения (Марлоу Д., Краун Д.) Направленность личности и методы ее исследования: учебное пособие дисциплине Психология.// Е.М. Никиреев: – М.: Изд. Дом РАО, 2004. – С. 58 - 61.
6. Олпорт Г. Развитие мотивов. Трансформация мотивов Становление личности: избранные труды.- М.: Смысл, 2002.- 283 – 334 с.
7. Орлов А.И. Менеджмент. Учебник. - М.: Издательство «Изумруд», 2003. - 298 с.
8. Психодиагностика мотивации: методическое пособие / Сост. Г.Н. Казанцева, К.Р. Сидоров. – Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет, 2002. – 100 с.
9. Психология мотивации и эмоций: хрестоматия для студентов, обучающихся по специальности психология / под ред. Гиппенрейтер Ю.Б. и Фаликман М.В. - М.: ЧеРо, 2002. – 752 с.
10. Ревская Н.Е.Функция мотивирования. Концепции мотивации исполнительской деятельности Психология менеджмента: конспект лекций. // Н.Е. Ревская: – СПб.: Альфа, 2001. – 64-71 с.
11. Серебрякова Е. Неформальные группы внутри организации. [электронный ресурс]. – Сообщество кадровиков и специалистов по управлению персоналом. Режим доступа: http://www.hrliga.com/index.php/uploads/phpBB2/%3C/uploads/phpBB2/index.php?module=profession&op=view&id=1162
12. Столяренко Л.Д. Основы психологии: для студентов вузов.// Л.Д. Столяренко – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 672 с.
13. Тутушкина М.К. Потребности и мотивация поведения человека в труде. Практическая психология для экономистов и менеджеров: учеб. пособие для вузов/ М.К. Тутушкина– СПб.: Изд-во Дидактика Плюс, 2002. –365 с.
14. Управление персоналом. Учебник/ Под ред. Базарова Т.Ю., Еремена Б.Л. – М.: Юнити-Дана, 2009. - 219с.
15. Формальные и неформальные организации. Формальные и неформальные группы в организации [электронный ресурс]. – Информационный портал Grandars.ru. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/formalnye-i-neformalnye.html
16. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения.// Х. Хекхаузен: – СПб.:Речь, 2001. – 240 с.
17. Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // В.И. Чирков: - Вопросы психологии. – 1996. - № 3.
Читать дальше