Введение 2 Глава 1 Теоретическое исследование эмоциональной сферы 5 1.1 Эмоциональная сфера личности – характеристика и основные понятия. 5 1.2 Классификации эмоций 8 1.3 Свойства эмоций 10 Глава 2 Особенности эмоциональной сферы дошкольников 12 2.1 Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы 12 2.2 Особенности развития эмоций в дошкольном возрасте (3-5 лет) 14 2.3 Эмоциональные новообразования 20 2.4 Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста 22 Глава 3 Формирование эмоциональной сферы младшего и среднего детей дошкольного возраста 24 3.1 Программа «Я-ТЫ-МЫ» 24 3.2 Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» 25 Заключение 27 Приложение 31

Особенности эмоциональной сферы детей 3-5 лет

курсовая работа
Психология
30 страниц
100% уникальность
2011 год
136 просмотров
Анна Г.
Эксперт по предмету «Общая психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 Глава 1 Теоретическое исследование эмоциональной сферы 5 1.1 Эмоциональная сфера личности – характеристика и основные понятия. 5 1.2 Классификации эмоций 8 1.3 Свойства эмоций 10 Глава 2 Особенности эмоциональной сферы дошкольников 12 2.1 Общие тенденции возрастных изменений эмоциональной сферы 12 2.2 Особенности развития эмоций в дошкольном возрасте (3-5 лет) 14 2.3 Эмоциональные новообразования 20 2.4 Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста 22 Глава 3 Формирование эмоциональной сферы младшего и среднего детей дошкольного возраста 24 3.1 Программа «Я-ТЫ-МЫ» 24 3.2 Программа «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» 25 Заключение 27 Приложение 31
Читать дальше
Человек, живущий в мире, познает его, он действует и изменяет его так или иначе, сам подвергается воздействиям окружающего мира, т.е. он не является бесстрастным созерцателем того, что происходит вокруг. Человеку свойственно переживать то, что с ним происходит. Характер и сила этого переживания и составляет эмоционально-волевую сферу человека. Эмоциональная сфера, таким образом, представляет собой свойства человека, которые характеризуют содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. В современной общей психологии изучению проблем эмоций уделяется существенно меньше внимания, чем другим областям психологического знания. Кроме того, некоторые авторы пришли к мнению, что в настоящее время наблюдается кризис психологии эмоций.


Если вы хотите заказать написание реферата по обществознанию, переходите по ссылке, заполняйте форму заявки и мы сделаем самый лучший реферат!


. Это вызвано тем, что нерешенных вопросов в сфере психологии эмоций значительно больше, чем разработанных, решенных. Детям дошкольного возраста, свойственен ряд характерных существенных особенностей их эмоционального развития. К ним относятся эмоциональные комплексы, выраженные в незрелости эмоционально-волевой сферы, в органическом инфантилизме, в нескоординированности эмоциональных процессов, в гиперактивности, импульсивности, склонности к аффективным вспышкам, страхе, тревожности. Своеобразие поведения младших дошкольников и личностные особенности обусловлены, таким образом, незрелостью эмоционально-волевой сферы детей. Среди подобных проблем отмечаются – недостаточно развитая сфера коммуникации, проблемы с формированием нравственно-этической сферы: дети не готовы к «эмоционально теплым» отношениями со сверстниками, нарушаются эмоциональные контакты с близкими взрослыми, отмечается плохая ориентация в нравственно-этических нормах поведения. Нарушение эмоциональной сферы затрудняет социальное развитие ребенка и формирование его самосознания и самооценки. Это приводит к тому, что в старшем дошкольном возрасте дети оказываются психологически неподготовленными к школе и нуждаются в коррекционной педагогической помощи. Проблема развития эмоций и их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка – одна из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. В связи с тем, что имеется тесная связь эмоционального и интеллектуального развития, проблема важности изучения возрастных особенностей эмоциональной сферы детей, является очень актуальной. Актуальность исследования определяется ростом негативных эмоционально- личностных проявлений у детей дошкольного возраста. На этот факт указывают публикации многочисленных авторов: Г.М.Бреслава, А.В.Запорожца А.И.Захарова, Ю.М.Миланича, Я.З.Неверовича, Т.Н.Осипенко и др. Некоторые авторы, например Е. И. Янкина [20; 238], отмечают, что нарушения в эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста приведут к нарушению дальнейшего развития ребенка и его возможности использовать интеллект. Дети с эмоциональными нарушениями чаще испытывают отрицательные эмоции, такие как горе, страх, гнев, стыд, отвращение. Они редко испытывают положительные эмоции, у них высокий уровень тревожности. Для таких детей необходим контроль эмоционального развития, а часто и применение психокоррекционных программ. Любой педагог дошкольного образования сталкивается в своей повседневно практике с проблемой развития эмоциональной сферы у детей. Образовательный процесс в дошкольном учреждении обязан обеспечить эмоциональный комфорт, волевое поведение ребенка, психологический, стабильно-положительный климат, гуманные отношения, личностно-ориентированное общение. Показателями выполнения данных требований будет жизнерадостное, активное, эмоционально- положительное состояние ребенка, и его успешная будущая адаптация в школьном учреждении. Целью данной работы является исследование особенностей эмоционального развития младших дошкольников (3-5 лет). Объект исследования - особенности развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста. Предмет исследования - методы и средства развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста в процессе дошкольного образования. Задачи работы: 1. Раскрыть сущность эмоций и чувств личности, дать определения основным понятиям. 2. Определить особенности развития эмоций в младшем дошкольном возрасте. 3. Изучить уровень развития эмоций у детей дошкольного возраста. 4. Представить программы развития эмоциональной сферы дошкольников. Теоретико-методологической основой данного исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области детской и социальной психологии: Л. С. Выготского [6; 93] , А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, Л.И. Божович, У.Джеймса, К.Э.Изарда и их последователей - Я.З. Неверович, Т.И. Репиной, Е.О. Смирновой, Л.П. Стрелковой и др. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы; изучение, анализ и обобщение педагогического опыта, анализ имеющихся программ по эмоциональному развитию детей дошкольного возраста.

Читать дальше
Основные выводы данной работы заключаются в следующем: В процессе развития человека его эмоциональная сфера проходит несколько стадий от младенчества и до взрослого состояния. У взрослого человека имеются развитые нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, способные вдохновить его на благородные поступки. Такие чувства не даются ребенку в готовом виде от рождения, но социальные условия и воспитание способствуют их постепенному возникновению и развитию. Отношение ребенка к самому себе устанавливается у него опосредованно, через отношение к другим людям. Поэтому правильное эмоциональное воспитание ребенка с раннего детства и на протяжении всей жизни, является очень важным моментом, обеспечивающим психическое здоровье человека. Эффективность реализации процесса обучения и воспитания дошкольника также тесно связана с его эмоциональным развитием. Для этого разные виды детской деятельности следует специально организовать и создать условия для взаимоотношений с окружающими (взрослыми, сверстником, персонажем), в которых бы выявился уже приобретенный и формировался новый эмоциональный опыт ребенка. Наиболее важный для ребенка источник переживаний – это его взаимоотношения с другими людьми. Нормальное развитие личности ребенка, воспитание положительных качеств и доброжелательного отношения к другим обеспечивается эмоциональным благополучием воспитуемого. В работе были рассмотрены классификации эмоций, даны определения основные понятиям, относящимся к эмоциональной сфере. При изучении развития эмоциональной сферы в ходе онтогенеза выяснилось, что эмоциональное развитие детей имеет возрастные особенности. В младшем дошкольном возрасте у ребенка происходит развитие и осознание базовых эмоций, таких как радость, страдание, гнев, удивление. Уже в старшем дошкольном возрасте эти эмоции закрепляются, развиваются и осмысляются новых для ребенка эмоций, формируются общественные мотивы. Старший дошкольник не просто мгновенно реагирует на ситуацию, он ее осмысляет. Ребенок в этом возрасте может предвидеть возможные результаты деятельности и возможную реакцию других людей, формируется эмоциональное предвосхищение. Кроме того, старший дошкольник учиться включать слова в процесс управления своими эмоциями. В ходе выполнения данной работы были проанализированы труды ведущих психологов и педагогов, а также методическая и научная литература. Вопросы эмоционального развития детей изучаются в сочетании педагогических и психологических аспектов. Это происходит потому, что эмоциональное неблагополучие являться как следствием психических расстройств, в неправильное эмоциональное воспитание ребенка может в конце концом привести к развитию психических болезней. В третьей главе представлены две программы, направленные на выявление эмоционального состояния детей, оценки объема знаний детей о чувствах и эмоциях, представлены содержательные методы и приемы формирования чувств и эмоций у дошкольников, с акцентом на младший и средний дошкольный возраст. Хочется пожелать педагогам организовывать и проводить целенаправленную и последовательную работу, направленную на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Активировать эмоции детей можно посредством различных видов деятельности, отдавая предпочтение игре. Подбирая подходящие методы и приемы, педагог должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности эмоционального развития детей. Общий вывод работы - эмоции являются корнем всего нашего жизненного состояния, общения, развития и существования в этом мире, так как мы реагируем на мир через свои эмоции.
Читать дальше
1. Алхимия эмоций: немного о природе чувств и страстей / Игорь Исаев, — М.: Беловодье, 2009 2. Белова И.А. Теоретические основы формирования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, по материалам сайта http://vobschenie.ru 3. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. - М., 1990. 4. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996 5. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: Логические схемы. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2002 6. Выготский Л С. Учение об эмоциях // Собр. соч. Т. 4. - М., 1984. - С. 90-318. 7. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 8. Дружинин В. Е. Психология эмоций, чувств, воли. — М.: ТЦ Сфера, 2003 9. Злобин А.Т. Классификации эмоций // Вопросы психологии. - 1991. - №4. -С.96-99. 10. Изотова Е. И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. 11. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Питер, 2000. 12. Ильин Е.П. "Эмоции и чувства"" И46 Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с: ил. - (Серия «Мастера психологии»). 13. Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с. 14. Миланич Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. ...канд. наук. - СПб., 1997. 15. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М.: АРКТИ, 2001. - 48с. 16. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с. 17. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. - М., 1986. 18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с. 19. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред. В.В.Лебединского и др. - М., 1990. 20. Янкина Е.И. Эмоции в развитии интеллекта ребенка дошкольного возраста // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1999. - С.238-239.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image