Защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц в настоящее время является одной из наиболее важных, приоритетных задач государства вне зависимости от того, где эти права нарушаются - внутри этого государства или за его пределами.
Современный этап развития мирового сообщества характеризуется неизменным ростом миграции населения, международной торговли, экспорта капитала, международного туризма, политических, экономических, научных, культурных, спортивных и др. связей. В результате этого все большее количество граждан оказывается за пределами территории государства своего гражданства, выезжая за границу в различного рода служебные командировки, в качестве туристов, для посещения родственников или знакомых, на работу, учебу, лечение, в рамках культурного, научного, спортивного обмена, а также для проживания. Достаточно активно участвуют в международном общении юридические лица, учрежденные в том или ином государстве (предприятия, акционерные общества, товарищества и т.д.).
Государство пребывания или проживания иностранца предоставляет ему определенный набор прав и средств, которыми он может воспользоваться для защиты своих прав. После второй мировой войны появились и успешно развиваются механизмы международной защиты прав человека и иностранных инвестиций, позволяющие тому или иному физическому или юридическому лицу обратиться в созданные для этих целей международные инстанции.
Однако внутренних средств правовой защиты, предоставляемых государством пребывания (проживания) иностранцам, подчас бывает недостаточно. Не всегда оказывается эффективным и обращение в международные инстанции с учетом ограниченного круга правовых отношений, регулируемых международными договорами, учреждающими
указанные инстанции, ограниченного числа государств, участвующих в этих
международных договорах, а также характера средств для восстановления нарушенных прав физических (юридических) лиц, которыми располагают эти инстанции.
Поэтому одним из наиболее распространенных средств защиты прав физических (юридических) лиц, нарушенных государством пребывания (проживания), по-прежнему остается дипломатическая защита, которую им в соответствии с нормами международного права предоставляет государство гражданства (национальной принадлежности), как правило, через свои дипломатические представительства и консульские учреждения за рубежом.
Особую актуальность вопросы, связанные с дипломатической защитой, приобретают на современном этапе для Российской Федерации. Это объясняется целым рядом обстоятельств.
Во-первых, со вступлением в силу в Российской Федерации в 1993 году Закона СССР о порядке выезда из СССР и въезда в СССР, принятием и вступлением в силу в 1996 году собственного Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" значительно увеличилось число российских граждан, выезжающих за рубеж, количество их поездок за пределы Российской Федерации. Значительное число зарубежных поездок граждан России приходится на государства бывшего СССР.
Во-вторых, после распада СССР за пределами Российской Федерации оказались тысячи наших соотечественников, права которых в целом ряде случаев нарушаются. Многие из них приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации". При этом следует отметить, что у значительного числа соотечественников сохранилось также гражданство того государства (входившего ранее в состав СССР), на территории которого они проживают.
В-третьих, за прошедшее десятилетие в условиях происходящих в
Российской Федерации реформ, произошедшей либерализации внешнеэкономической деятельности сформировалось значительное количество различного рода юридических лиц (акционерных обществ, товариществ, предприятий, страховых организаций и т.п.), которые широко участвуют в международном общении в экономической, торговой, культурной и других областях.
Российское законодательство в целом закрепляет право граждан и юридических лиц на защиту за пределами Российской Федерации, но в российских нормативно-правовых актах в достаточной степени не конкретизируется, каким образом и с учетом каких международно-правовых норм и правил осуществляется такая защита.
Институт дипломатической защиты основывается преимущественно на обычных нормах международного права. Различные государства (развитые государства, развивающиеся государства) по-разному относятся к различным аспектам дипломатической защиты. С учетом этого, а также принимая во внимание, что накопленная государствами практика в этой области достаточно обширна, необходимо глубокое исследование данного института и кодификация норм, относящихся к дипломатической защите.
К такому выводу пришла и Генеральная Ассамблея ООН. В соответствии с резолюцией 51/160 ГА ООН от 16 декабря 1996 года Комиссия международного права ООН приступила к исследованию темы "Дипломатическая защита" и ее кодификации.