Самый сложный этап в учебе это написание диссертации по истории. Чтобы облегчить это вы можете заказать написание диссертации у нас!
. С точки зрения экономической теории государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу кредитных отношений относится лишь часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения, которыми являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций. Целью курсовой работы является рассмотрение сущности государственного кредита и его основных форм. Задачами курсовой работы являются: - обзор назначения и основных функций государственного кредита; - рассмотрение основных форм государственного кредита; - анализ основных особенностей международного кредита; - рассмотрение понятия государственного долга и методов управления им; - обзор особенностей государственного кредита в России; - выявление основных проблем внешней задолженности России и методов их преодоления. 1. Сущность, назначение и основные функции государственного кредита 1. Сущность государственного кредита Государственный кредит представляет собой довольно специфическое звено государственных финансов. Он не имеет ни отдельного денежного фонда, что означает, что средства, мобилизуемые с его помощью, проходят, как правило, через бюджет, ни обособленного органа управления. Вместе с тем, он характеризует особую форму финансовых отношений государства и потому выделяется в отдельное звено. Государственный кредит напрямую связан с бюджетным дефицитом, будучи источником его покрытия. В отдельных случаях с его помощью могут мобилизовываться средства в фонды целевого назначения или под целевые проекты. Кроме того, в систему государственного кредита относятся ссуды, предоставляемые под государственные гарантии и на пополнение валютных резервов центрального банка от МВФ. Государственный кредит может иметь две формы: сберегательные ссуды и государственные займы. Сберегательные ссуды относятся к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизованные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и поэтому относиться к государственному кредиту. Государственные займы являются основной формой государственного кредита. По правовому оформлению различают: 1. государственные займы, предоставляемые на основании соглашений 2. государственные займы, обеспеченные выпуском ценных бумаг. Кредиты от правительств других стран, международных организаций и финансовых институтов оформляются договором между страной-кредитором и страной-заемщиком. С помощью ценных бумаг государство мобилизует необходимые средства на финансовом рынке. Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг: 1. облигации 2. казначейские обязательства (векселя). Облигация представляет собой долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки возвращается долг и выплачивается доход в форме процента или выигрыша. Можно выделить такие виды облигаций: 1. обезличенные облигации, основная цель которых - покрытие бюджетного дефицита 2. целевые облигации — основная цель - финансирование определенных проектов. Стоимость облигации складывается из номинальной стоимости, представляющей собой обозначенную сумму долга держателя, а также из курсовой цены, по которой она продается и перепродается в зависимости от позиций доходности и ликвидности. 3. Разница между курсовой ценой и номинальной стоимостью облигации представляет собой курсовую разницу облигации. Государственные казначейские обязательства (векселя) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов или на дисконтной основе. Государственными казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные - казначейские ноты), облигациями - средне-и долгосрочные. В зависимости от места размещения государственных займов их разделяют на: 1. внутренние - на внутреннем финансовом рынке (предоставляются юридическими и физическими лицами данной страны и нерезидентами) 2. внешние - поступают извне от правительств, юридических и физических лиц других стран, международных организаций и финансовых институтов. По праву эмиссии различают: 1. государственные займы; 2. местные займы. Государственные займы выпускаются центральными органами управления. Поступления от них направляются в центральный бюджет. Местные займы выпускаются местными органами управления и направляются в соответствующие местные бюджеты. Таким образом, государственный кредит представляет собой совокупность достаточно разнообразных форм и методов финансовых отношений. Такой подход направлен на создание благоприятных предпосылок для привлечения средств как для государства, так и для ее кредиторов. Разнообразие форм позволяет максимально учесть разносторонние интересы юридических и физических лиц. Государственный кредит, как и любая другая форма кредитных отношений, требует особого контроля. Этот контроль распространяется как на привлечение заемных средств, так и на их погашение. Привлечение займов государством должно основываться на двух факторах: минимизации стоимости займа и установление стабильности государственных ценных бумаг на финансовом рынке. Минимизация стоимости займа достигается, во-первых, с помощью соответствующей процентной политики, во-вторых, через установление соответствующих условий выпуска и погашения займа. Процентная политика государства отображает при этом два противоположных фактора: минимизацию стоимости займа и максимизацию ее привлекательности, которая, в свою очередь, зависит от достаточно высокого процента. На финансовом рынке государственные ценные бумаги имеют самый низкий процент, который является своеобразным индикатором этого рынка. Итак, сама ситуация на рынке способствует минимизации стоимости займов государства. Поэтому привлекательность государственных займов достигается прежде всего за счет высоких гарантий государства по возврату средств и выплате дохода. Стабильность государственных ценных бумаг достигается путем оптимизации насыщенности ими рынка. Ценных бумаг, с одной стороны, должно быть достаточно для максимизации поступлений от государственных займов, а с другой - не должно быть их избытка, который может вызвать падение курсовой цены. Государственное заимствование может осуществляться только тогда, когда исчерпаны другие источники формирования доходов государства или когда целесообразно ограничить уровень налогообложения. При этом обязательно должна обеспечиваться эффективность и результативность использования заемных средств. Выпуск государственных займов основывается на следующих факторах: - наличие кредиторов, у которых есть временно свободные средства; - доверие кредиторов к государству; - заинтересованность кредиторов в предоставлении займов государству; - Возможность государства своевременно и полностью вернуть долг и выплатить доход. Исходной предпосылкой является наличие кредиторов - без этого выпуск займов просто бессмысленный. Доверие кредиторов к государству может быть высокой или низкой, однако феномен государства состоит в том, что она практически никогда не может полностью потерять доверие. При этом доверие к ней всегда несколько выше, чем к эмитентам - юридических лиц. Именно этот фактор надежности составляет основную заинтересованность кредиторов. Важнейшим фактором государственных займов есть возможность своевременного и полного возврата долгов и выплаты дохода. Это обеспечивает в будущем и доверие к государству, и заинтересованность в предоставлении ей кредитов. Главное при этом - реальное обеспечение долгов, что, в свою очередь, достигается за счет заработанных на привлеченных средствах доходов. Источниками погашения государственных займов могут быть: - доходы государства от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты; - дополнительные поступления государства от налоговых платежей; - Экономия средств государства от уменьшения расходов; - государственная эмиссия; - привлеченные государством средства от новых займов средства (рефинансирование долга). Наиболее реальным источником погашения госдолга являются доходы, полученные от инвестирования заемных средств государством. Они наиболее полно отражают сущность и принципы кредита и обеспечивают финансовую стабильность. Поступления от увеличения налогов или экономия от уменьшения расходов также могут рассматриваться как реальные источники погашения госдолга, однако здесь есть определенные ограничения. Если увеличение налоговых поступлений достигается за счет расширения налоговой базы вследствие использования займов, то это вполне приемлемо. Однако если существует необходимость введения для покрытия задолженности новых налогов или увеличение ставок действующих (аналогично уменьшению расходов для экономии средств), то лучше это сделать сразу, а не выпускать заем. Ведь по займу нужно выплачивать доход, т.е. увеличение налогов при возврате долга будет больше, чем в момент выпуска займа. Аналогично сокращения расходов в будущем должно быть больше, чем в данный момент. Эмиссия денег является фиктивным источником погашения долга, поскольку она ведет к инфляции, которая обесценит возвращены государством кредиторам средства. Поэтому при отсутствии реальных источников погашения долга целесообразнее сразу использовать денежную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита, чем выпускать займы, для погашения которых в будущем придется печатать больше денег, то есть уровень инфляции в данный момент будет меньше, чем в будущем.