Введение 3
Глава 1 Контрольно-оценочная деятельность в учебно-воспитательном процессе 5
1.1 Роль и место контрольно-оценочной деятельности в учебно-воспитательном процессе 5
1.2 Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке в начальной школе 7
1.3 Особенности формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников 9
1.4 Условия и приемы формирования контрольно-оценочных действий у младших школьников 13
Глава 2. Теоретические аспекты неуспеваемости школьников 17
2.1 Понятие «неуспеваемость» в психолого-педагогической литературе 17
2.2 Психологические особенности неуспевающих школьников 20
Глава 3. Пути устранения неуспеваемости в начальной школе …..23
3.1 Основные пути преодоления неуспеваемости 23
3.2 Формирование самооценки у неуспевающих школьников 25
3.3 Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у младшего школьника 28
4. Практическая часть - приемы оценочной деятельности, развивающие КОД неуспевающих школьников 31
Заключение 36
Список литературы 38
Читать дальше
В связи с разработкой новой модели начальной школы, где успешным
выпускник школы, имеющий адекватную самооценку, проблема изменения
контрольно-оценочной деятельности остается актуальной в настоящее время.
На первое место выдвигаются вопросы поиска эффективных путей
реализации оценочной функции учителя и учащихся. Как видно по результатам
современных исследований, негативных моментов отметочного обучения в
несколько раз больше, чем положительных. Отметка должна по-настоящему стать
результатом совместной работы ученика и учителя.
Получая низкие оценки, неуспевающие ученики часто отказываются
учиться, снижается их мотивация и формируется неадекватная самооценка.
Качество содержания современного образования сегодня определяется
таким важным составляющим учебного процесса как контрольно-оценочная
самостоятельность школьников. Учитель, придерживающийся такого подхода,
фактически делегирует контрольно-оценочные функции самому ученику.
Использование такого нового подхода к контрольно-оценочной
деятельности учащегося позволит сформировать у них, начиная с начальной
школы, внутреннюю мотивацию на самостоятельное приобретение знаний и умение
правильно выбрать методы достижения обозначенных целей.
Это особенно важно для неуспевающих учеников, которые обнаруживают
слабую самоорганизацию в процессе учения, отсутствие сформированных
способов и приемов учебной работы, присутствие устойчивого неправильного
подхода к учению.
Причин неуспеваемости может быть много, деятельность учителя по
преодолению неуспеваемости в классе должна быть направлена на их изучение и
устранение. В настоящее время дидактика предлагает следующие основных пути
преодоления неуспеваемости школьников: педагогическая профилактика,
педагогическая диагностика, педагогическая терапия, воспитательное
воздействие. Хорошие результаты может дать дифференцированный подход к
обучению, когда работа учителя на уроке происходит с группами учащихся
(слабые, средние и сильные), каждая из которых имеет посильную нагрузку, а
возможность получить положительную оценку.
На дополнительных занятиях учащимся предоставляется право спрашивать
своих товарищей, составлять самим тексты диктантов, диктовать их, проверять
самостоятельные работы друг друга, объяснять задания тому, кто еще не
понял, т.е. развивать контрольно-оценочную деятельность неуспевающих
школьников.
По мнению Л.М. Фридмана, текущая контрольно-оценочная деятельность
должны выполняться самими учащимися, начиная с начальных классов. Это
позволит сформировать у учеников правильные и разумные эталоны контроля,
нормативные критерии оценки, способов корректировки своей учебной работы,
потребности и привычки самоконтроля и самооценки, воспитает произвольное
внимание.
У неуспевающего ученика необходимо развивать способности владеть
операциями творческой деятельности, способности комбинировать и
использовать в новой ситуации имеющихся знаний, умений и навыков; развить
стремления получать новые знания теоретического характера; преодолевать
пассивность в трудных ситуациях; стремиться самостоятельно оценивать свои
достижения; расширять знания и совершенствовать умения и навыки.
Неуспевающие школьники имеют чаще всего неадекватную самооценку.
Учитель может достигнуть обозначенных выше целей если будет прилагать
усилия к формированию у неуспевающего ученика контрольно-оценочную
деятельности, помогая путем обучения школьников рациональному методу и
приемам КОД, нормативных критериев оценки, способов корректировки своей
учебной работы, потребности и привычки самоконтроля и самооценки.
Список литературы
Читать дальше
. Ананьев, Б.Г. Психология педагогической оценки /Б.Г. Ананьев. - Л.: Лениздат, 2005
2. Беспалова С.А. «Формирование контрольно-оценочных действий в рамках учебной деятельности как одного из способов интеграции», статья, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2004
3. Богоявленская А.Е. «Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников в условиях безотметочного оценивания», Москва, 2008
Блонский, П.П. Школьная успеваемость /П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2001
4. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников /А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС", 2004
5. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления/ А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004
6. Золотова Т.Ю., Крылова С.В. «Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроке в системе развивающего обучения», Материалы международных педагогических чтений, 2009
7. Кочеткова Л.М. «Контрольно-оценочная деятельность в дидактической системе Л.В.Занкова», статья, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2009
8. Логинова О.Б. «Место и роль портфолио в системе контрольно-оценочной деятельности», 2009
9. Логинова О.А. «Контрольно-оценочная деятельность учащихся и учителя в развивающем обучении», исследовательская работа, Мегион, 2009
10.Разова Н.Г. «Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников, III Международная научно-практическая конференция, 2011
11.Семенова Т.В. «Контрольно-оценочная деятельность учителя в образовательном процессе», статья, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2009
12.Скороходова Е.Н. «Контрольно-оценочная деятельность школьников» http://elenaskor.rusedu.net
13.Суходольская И.Б. «Контрольно-оценочная деятельность у учебно-воспитательном процессе», статья, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2009
14.Фигдор, Г. Психоаналитическая педагогика /Г. Фигдор. - М.: Институт психотерапии, 2000
15.Хабарова Е.В. «Формирование контрольно-оценочной деятельности младших школьников на уроках математики», статья, Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2006
Читать дальше