Главная задача любой организации - достижение высокой эффективности.
Если исходить из современного представления o том, что люди - это основное
богатство или главный ресурс любой организации, то решит задачу
эффективности можно только при условии, что удастся оптимально использовать
этот ресурс, улучшать и умножать его.
При этом эффективность деятельности обеспечивается и может быть
рассмотрена па разных уровнях.
1. Индивидуальный об этом уровне мы говорим, когда рассматриваем
вопросы, насколько эффективно работает каждый отдельный работник, от каких
факторов это зависит и как сделать так, чтобы работа каждого была
максимально результативной. Организация будет работать эффективно, если
эффективно будет работать каждый сотрудник.
2. На групповом. Люди работают, как правило, объединившись в большие
или меньшие группы, и деятельность человека в значительной степени
обусловлена его включением в группу, поэтому важно понять факторы, влияющие
на результативность групповой деятельности, a также проблемы ее управления.
Организация будет работать эффективно, если эффективно будет действовать
каждое ее структурное подразделение.
3. На организационном. Система действует эффективно, когда все ее
элементы работают согласованно и слаженно, поэтому эффективность
деятельности организации — это не просто механическая сумма индивидуальных
или даже групповых результатов, это новое качество организации как
целостного организма, систeмы. Организация будет эффективной, если удастся
объединить усилия каждого работникa и каждого подразделения в достижении
общеорганизационных целей[9].
Анализируя условий и факторов, влияющие на эффективность предприятия,
необходимо руководствоваться рядом принципиальных положений.
1. Прежде всего, для того чтобы успешно руководить организацией
(группой), необходимо провести ее диагностику — определить, в каком
состоянии она находится, каков уровень ее развития, какова сплоченность
коллектива, каковы ожидания, представления, ценности сотрудников. Если
менеджер не может ответить на эти и многие другие вопросы , характеризующие
состояние организации или подразделения, которым он pукoвoдит, то он будет
работать вслепую и вероятность ошибиться, принять неверное решение,
неизмеримо возрастает. Следовательно, он должен владеть методологией и
методами постановки диагноза, глубоко понимать происходящие в организации
или ее подразделении процессы.
2. Успешное воздействие — это воздействие на группу (организацию), a
не на индивида, поэтому важнейшим фактором успешной управленческой
деятельности выступает создание условий для эффективной совместной работы.
3. Характер и особенности взаимоотношений и взаимодействия между
людьми и группами являются важнейшими факторами производственного процесса,
предопределяющими степень его эффективности.
4. Не существует универсальных, подходящих для всех ситуаций и групп
способов эффективного управления — есть способы адекватные и неадекватны е
обстоятельствам.
5. Ориентация в управлении организацией на создание успешного
механизма ее функционирования продуктивнее, чем ориентация на достижение
определенного краткосрочного результата деятельности любой ценой.
Организационное поведение, имея несомненную специфику, подчиняется
наиболее общим законам поведения и деятельности людей, которые широко и
подробно изучаются комплексом так называемых человековедческих наук -
психологией, социологией, педагогикой и др.
Список использованных источников
1. Зайцев, Л. Г. Организационное поведение: учебник для вузов:
рекомендовано методсоветом по направлению / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова,
2008.- 460 с.
2. Карташова, Л. В. Организационное поведение : рекомендовано
Мин.образования: учебник для вузов / Л. В. Карташова, Т. В. Никонова, Т.
О. Соломанидина, 2007.- 384 с.
3. Оксинойд, К. Э. Организационное поведение : учебник для вузов:
рекомендовано методсоветом по направлению / К. Э. Оксинойд, 2009.- 480 с.
4. Организационное поведение : рекомендовано Мин.образования: учебник для
вузов / В. Г. Антонов [и др.] ; ред. Г. Р. Латфуллин, ред. О. Н.
Громова, 2007.- 432 с.
5. Резник, С. Д. Организационное поведение : рекомендовано Мин.образования:
учебник для вузов / С. Д. Резник, 2008.- 430 с.
6. Сергеев, А. М. Организационное поведение: Тем, кто избрал профессию
менеджера : рекомендовано методсоветом по направлению: учебное пособие
для вузов / А. М. Сергеев, 2006.- 288 с.