Введение 3
1.1 Цели и задачи стратегического планирования 4
1.2 Планирование развития потенциала предприятия 6
2. Методологические основы конструирования организации 9
2.1 Сущность конструирования организации 9
2.2 Основные подходы и методы проектирования организационных структур управления 11
3. Эффективность организационной системы 18
3.1 Закономерности конструирования организации 18
3.2 Выбор критерия эффективности организационной системы 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Читать дальше
В современных условиях экономики широко распространены работы по совершенствованию организации и управлению предприятиями, отраслями и народным хозяйством в целом. Вместе с традиционными направлениями данной работы все большую значимость приобретают современные направления, например, системный анализ, применение экономико-математических моделей, программное управление, создание автоматизированных систем управления и другие.
Одно из новых направлений повышения эффективности организаций является «конструирование организаций». Направление возникло в результате приложения идей системного анализа к проблеме повышения эффективности организаций и является наиболее комплексным и последовательным подходом к повышению эффективности организаций. Поэтому оно все больше привлекает внимание российских специалистов.
Стратегическое планирование предопределяет перспективные направления развития организации, задает основные виды ее деятельности, помогает увязать в единую систему проектную, маркетинговую, производственную и финансовую деятельность.
На протяжении очень долгого времени люди создавали организационные системы (ОС), используя интуицию, здравый смысл и опыт прош¬лого. Практический опыт построения систем с возникновением письменности в виде проектов стал переноситься на бумагу и передаваться каждому последующему поколению. В результате, конструктор получил возможность для построения новых организаций пользоваться готовыми проекта¬ми аналогичных систем, положительно зарекомендовавших себя ранее. Данная практика и в настоящее время широко используется. Для создания организации, которая имеет аналоги в прошлом, разработчиком подыскивается подходя¬щий аналогичный проект и принимается им за основу будущей системы. В случае, если такого аналога нет, на помощь приходят интуи¬ция и здравый смысл, дополняемые уже известными методами про¬ектирования организационных структур управления. Среди них наиболее распространены: системный подход, нормативный метод, метод пара¬метрического моделирования, метод функционального моделирования, программно-целевой метод.
Конструирование организации - процесс, осуществляемый менеджерами для создания действенных структур и связи системы управления. Организационное проектирование обеспечивается: делением и группировкой задач; сетями для передачи информации; структурой расположения центров принятия решений или властей; процессами координации, контроля и решения конфликтов; средствами связи ключевых элементов работы с соответствующими внешними акционерами, клиентами, продавцами и держателями акций.
Целью организационного проектирования является усиление организационной эффективности посредством поддерживания стратегии предприятия. Проектирование организации заключается в выборе действий между эффективностью, контролем и проявлением чуткости.
Всякая организация выступает как целенаправленная система деятельности. Абсолютно все формы организаций возникают и развиваются как некие отклики на разнообразные задачи, устанавливаемые перед собой человеком или группой людей в ходе их целенаправленной деятельности.
Закономерностями организационного конструирования: создание предпосылок и условий для форми¬рования организации; выявление наличия общественной потребности в организации; выявление экономических, социаль¬ных, юридических, технических условий; выявление гарантий, которые обеспечи¬вают самостоятельность и относительную устой¬чивость организации.
Читать дальше
1. Еропкин А.М. Организационное поведение: Конспект лекций. – М., 2007. – 305 с.
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебник. – М. Финансы и статистика, 2008. – 268 с.
3. Камерон К., Куин Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2010 – 311 с.
4. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.Ю. Поведение в организации: Учебник. – М.: Инфра-М, 2007. – 270 с.
5. Костров А.В. Основы информационного менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 336 с.
6. Кочеткова А.И. Введение в организационное поведение. – М.: КноРус, 2009. – 218 с.
7. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы на материалах 120 российских компаний): Практическое пособие. – М., 2008. – 314 с.
8. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: Учеб. пособ. для вузов. М., 2007. – 293 с.
9. Григорьев Л. Менеджмент по нотам: технология построений эффективных компаний – М.: Альпина Паблишерз, 2010. – 692 с.
10. Туровец О.Г., Родионова В.Н. Теория организации. – М.: Инфра-М, 2009. - 318 с.
11. Никаноров С. П. Конструирование организаций – состояние, значение, проблемы //Системное управление. Проблемы и решения. - 2004 - №4.
12. Алексеев Н. Организационное проектирование в эпоху без закономерностей// Веб-сайт http://www.big.spb.ru/
13. Организационное проектирование// Веб-сайт http://www.kylbakov.ru/
14. Ямпoльcкaя Д. , M. Зoниc. Принципы проектирования структур организации// Веб-сайт http://www.inventech.ru/
Читать дальше