В ходе нашей работы, мы пришли к определенным выводам. Как правило, в
психологии младший дошкольный возраст определяют в границы 6-7 до 10 лет. С
поступления ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация
развития. Центром социальной ситуации развития становится учитель, ведущей
деятельностью становится учебная деятельность. Доминирующей функцией в
младшем школьном возрасте становится мышление. Наметившийся в дошкольном
возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению
завершается. Обучение в школе строится таким образом, что словесно-
логическое мышление получает первостепенное значение. Младший школьник –
это ребенок, который активно овладевает навыками общения. В этом возрасте
происходит активное установление дружеских контактов. Приобретенные навыки
социального взаимодействия с группой сверстников и умение приобретать
друзей являются одной из основных целей развития в младшем школьном
возрасте.
Работы отечественных психологов [12, 13] позволяют выявить личностные
качества, входящие в характерные для российской культуры конструкты
«феминность» и «маскулинность». Так, к традиционно женским качествам
относятся склонность к концентрации на чувствах, проявление эмоций
(экспрессивность), стремление разделить их с другими. Представление же о
мужественности включает такие личностные особенности, как стремление быть
неэмоциональным, не проявлять признаков слабости, обсуждая свои проблемы с
другими, а также отгородиться от негативных переживаний, концентрируясь на
чем-то другом. В коммуникативной сфере феминным признаком считается большая
направленность на межличностное общение, а маскулинным инструментальность,
ориентация на групповое общение и соблюдение норм. Кроме того, мужской
образ в большей степени характеризует экстраверсия, включающая поиск
ощущений и доминантность, а женский – дружелюбность и отзывчивость.
Женский стереотип включает также такие черты, как мягкость,
чувствительность, капризность, мечтательность, неуверенность в себе,
эстетическую ориентированность, импульсивность и демонстративность. Образ
«настоящего мужчины» соответствует рациональности, практичности, некоторой
грубоватой нечувствительности, толстокожести.
Как полагают российские ученые и психологи, в России, как и в других
странах мира,
многие традиционные различия мужского и женского гендерных образов,
вступая в явное противоречие с реалиями общественной жизнедеятельности,
перестают быть жесткой социальной нормой. Процессы социально обусловленных
трансформаций гендерных ролей прежде всего затрагивают детей, которые
составляют и определяют будущее общества. В связи с этим определялась
актуальность нашей работы.
Начиная с дошкольного возраста, следует формировать качества
мужественности, эмоциональной устойчивости, смелости, решительности,
ответственности, рыцарского отношения к представителям женского пола у
мальчиков и первые проявления женственности – заботливость, нежность,
скромность, терпимость, стремление к мирному разрешению конфликтов – у
девочек. Под гендером понимается социальный пол человека, формируемый в
процессе социализации личности и включающий в себя психологические,
социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами.
Дети научаются различать свой пол в возрасте около полутора лет, а пол
воспринимаемых людей значительно раньше – уже на первом году жизни. Позднее
ребенок дифференцирует людей в зависимости от их пола, разделяет на «тетей»
и «дядей», «мальчиков» и «девочек» и осознает себя представителем
определенного пола.
В младшем школьном возрасте, половая идентичность углубляется,
обогащается, получает развитие полоролевое поведение, завершается гендерная
идентификация. Большое значение имеет направленность педагогических средств
на максимальную активизацию самих детей в присвоении идеалов мужественности
и женственности, варьирование различных форм воспитательных воздействий.
В нашем исследовании приняли участие 24 ученика (12 девочек и 12
мальчиков) третьего класса МОУ СОШ № 16. Все требования к проведению
психологического исследования были соблюдены. Для определения представлений
о феминности и маскулинности, нами был использован метод контент-анализа
при изучении «Незаконченных предложений».
В результате проведенной диагностической работы, нами были получены
следующие результаты. При исследовании когнитивного компонента
представлений детей о феминности и маскулинности, чаще всего встречаются
слова в описании мужчины – «обеспеченный» (10 детей – 42 %), «сильный» (15
детей – 63 %), «добрый» (10 детей – 42 %), в описании женщины – «ласковая»
(10 детей – 42 %), «красивая» (18 детей – 75 %), «добрая» (12 детей – 50
%). То есть, «мужское» в понимании детей – это сила, а «женское» - красота.
Следующим этапом было исследование эмоционального компонента
представлений младших школьников о феминности и маскулинности. Нами были
получены следующие показатели : из 24 детей 16 человек (67 %) выделили
основной чертой женщины – «нежность», а мужчины – 18 человек (75 %) –
«уверенность в себе». В то же время необходимо заметить, что большей
процент испытуемых – 13 человек (54 %), выделили и у мужчин и у женщин
одной из важнейших черт – «понимание других» (эмпатию в нашем
представлении). Эти показатели подтверждают наше предположение о том, что
наблюдается устойчивая тенденция к сближению стандартов поведения мужчин и
женщин, образов маскулинности и феминности. Эту тенденцию можно обозначить
как андрогинную.
В поведенческом компоненте, младшими школьниками было выделены
следующие черты – у мужчин «вести себя решительно» - 14 человек (59 %), у
женщин – «аккуратность» - 12 человек (50 %), и «доброе отношение» - 10
человек (42 %). В данном блоке, мы также можем увидеть черты, которые дети
выделили, как важные и у мужчин и у женщин (причем, необходимо заметить,
что мы не ставили перед детьми такую задачу), эти черты –
«ответственность», «делать все во время» (младшие школьники имели ввиду -
исполнительность), и «приветливость» (тактичность, общительность). Таким
образом, мы видим, что младшие школьники, не разделяют черты женственности
и мужественности строго по гендеру. Некоторые черты, могут быть как у
мужчин, так и у женщин.
В ходе нашей работы, нами были решены следующие задачи:
1. Изучена отечественная и зарубежная литература по вопросу
представлений о феминности и маскулинности у младших школьников.
2. Рассмотрены особенности психофизиологического развития младших
школьников.
3. Проанализировано формирование представлений о феминности и
маскулинности у младших школьников
4. Экспериментально исследованы представления о феминности и
маскулинности детей младшего школьного.
Таким образом, наша гипотеза о том, что существует устойчивая
тенденция в представлениях младших школьников к сближению стандартов
поведения мужчин и женщин, образов маскулинности и феминности,
подтвердилась.