Проектирование информационной системы для обработки информации по
оказанию услуга для Больницы им.Н.А. Семашко на ст.Люблино очень важно в
развитии.
В настоящее время больницы используют множество стратегических
подходов для удовлетворения своих информационных потребностей. Они могут
использовать программы, разработанные для решения и обслуживания локальных
задач, и работающие на компьютерах, принадлежащих больнице или взятых в
аренду. Они могут покупать компьютерные системы, которые устанавливает и
поддерживает фирма-производитель или привлекать для обслуживания стороннюю
фирму, осуществляющую сервисное обслуживание.
Многие большие компании продают как оборудование, так и программное
обеспечение. Некоторые другие фирмы-производители предоставляют услуги
больницам на расстоянии. Эти компании предоставляют пользователям в
больнице доступ к компьютеру фирмы-производителя для получения необходимой
информации; однако компьютеры такой сборки в основном обеспечивают
финансовые функции и реже удовлетворяют клинические потребности. Например,
SMS Информейшн системз сентр обеспечивает дистанционную компьютерную
обработку административных и финансовых данных в диалоговом режиме.
С другой стороны, заказчики могут купить или арендовать системы «под
ключ», или они могут выбрать смешанное решение - внутрибольничные системы,
комбинированные с дистанционными финансовыми услугами. Некоторые фирмы-
производители в настоящее время поставляют дистанционные вычислительные
средства с помощью которых информационные системы больниц получают доступ к
удаленному на расстояние управляемому фирмой-производителем компьютеру.
Выбор предложений ИСБ до сих пор разнообразен, но наблюдается
определенная тенденция — благодаря, в основном, падению цен на
оборудование, больше функций переносится внутрь больницы. Использование
больших совместно используемых систем, работающих на расстоянии,
сокращается; и большинство компаний больше не предоставляют больницам
услуги дистанционно и централизованно.
Они отдают предпочтение продаже систем «под ключ» или осуществляют
контроль установленных ими внутрибольничных систем.
Большинство больниц с числом коек от 100 и выше используют компьютеры
для своих потребностей в обработке информации, но большая часть из них в
настоящее время ограничивает использование компьютеров до функций,
относящихся к выписке счетов и расчетов стоимости лечения больных.
Разработчики ИСБ сейчас понимают информационные потребности больниц
значительно лучше, чем 20 лет назад; однако работники больниц до сих пор
считают, что системы, установленные фирмами-производителями, плохо
поддаются модернизации и не полностью удовлетворяют потребности больниц.
Неудовлетворительная техническая поддержка как конечных пользователей, так
и персонала, осуществляющего обработку данных внутри больницы, является
общей проблемой.
Более того, отсутствие экспертизы внутри учреждений здравоохранения не
позволяет определить предметные области, поддающиеся компьютеризации, а
также предложить соответствующее решение, и, конечно, слабое соответствие
проблемы ее решению приводит к неудовлетворенности пользователей этой
системы.
В дополнение к техническим и логическим препятствиям на пути к успеху,
существуют еще и экономические барьеры. Купить и поддерживать ИСБ дорого.
Хотя кажется, что ИСБ повышают производительность труда работников, пока
еще не было подтверждения того, что современная ИСБ может сократить
расходы; без изменений в организационной и управленческой структурах
больницы многие преимущества ИСБ не могут быть реализованы.
Например, реорганизация задач медсестринского персонала
предусматривает перевод свободного времени, появляющегося в различные
интервалы в течение рабочей смены, в блоки продуктивного рабочего времени.
Несмотря на эти препятствия на пути внедрения ИСБ, мы ожидаем, что больницы
продолжат распространение своих информационных систем, так как у персонала
существует потребность в помощи из-за растущих запросов в обработке
информации.
Больницы становятся покупателями информационных систем с постоянно
растущими требованиями к ним, некоторые больницы создают менеджмент
высокого уровня, вводя должность служащего, отвечающего за
информационное обслуживание, который несет ответственность за планирование
информационных услуг учреждения и осуществляет контроль. Это признаки
растущего признания того факта, что информация является основой для
принятия каждого решения в больнице, и того, что интеграция данных,
собранных в учреждении, является принципиальным моментом, если больница
хочет работать эффективно в сегодняшних условиях высокой конкуренции.
Не ожидается, что затраты на ИСБ будут компенсированы за счет
растущего годового дохода или снижения прямых затрат; скорее, она требует
расходов, без которых нельзя обойтись, когда делаешь бизнес. Оба вида
потребностей — медицинские и административные — движут развитием ИСБ. Хотя
эти два типа потребностей могут временами различаться, административные
данные больницы не имеют никакого смысла без медицинской составляющей, а
постоянное накопление медицинских данных диктует потребность в
административной поддержке.
Хотя клиницисты продолжают испытывать необходимость в технологии,
осуществляющей помощь непосредственно в уходе за больным. Например, в
технологии магнитного резонанса, компьютерных томографах и во многих
приспособлениях для исследований больного, находящихся на вооружении палаты
интенсивной терапии, что администраторы и менеджеры будут оказывать
сильнейшее давление для приобретения и расширения компьютерной базы
больницы, прежде всего, в ответ на изменения информационных потребностей,
зависящих от политики сдерживания затрат.
Потребности в интеграции данных, улучшении доступа к информации и ее
анализе намечают следующие тенденции в развитии ИСБ:
Локальные вычислительные сети становятся привычным явлением в
больницах. Множество технических ограничений, существовавших даже несколько
лет назад, было преодолено, и сетевая технология в настоящее время является
средством, применяемым больницами для интеграции информационных служб и
демонстрирующим множество преимуществ отдельно стоящей компьютерной
системы.
Больницы, которые заявляют о высокой степени удовлетворенности своими
ЛВС, потратили массу времени на планирование, предшествовавшее
установке сети; их подготовка включала тщательное планирование
соответствующего числа рабочих станций, стандартизацию нового аппаратного и
программного обеспечения, обучение пользователей, а также планирование
обслуживания и развития.
Рабочие станции и персональные компьютеры продолжают играть все более
важную роль в больницах - тенденция, ведущая к развитию ЛВС. Локальная
обработка данных сокращает время получения ответа. Более того, набор
совместимых программ, используемых в ПК значительно шире, чем используемых
в больших компьютерах. Таким образом, персонал больницы,
использующий ПК, подключенные к ЛВС, будет иметь больший доступ к базам
данных и более широкие возможности для анализа и использования данных в
процессе принятия решений.
Например, менеджеры больницы часто вынуждены опираться на отпечатанные
отчеты, чтобы получить информацию, необходимую для принятия решений; обычно
отчеты сброшюрованы по месяцам или по кварталам и их формат относительно
стандартен.
Используемые в настоящее время языки запросов для поиска в базах
данных не позволяют менеджерам делать запрос непосредственно для всего
комплекса данных; программисты должны формулировать запросы.
Установка рабочих станций для менеджеров может существенно улучшить
доступ к информации. Менеджеры могут выделять необходимые им данные из ИСБ,
использовать программу электронных таблиц для оценки эффекта от изменений,
которые предполагалось осуществить, выводить на экран и обобщать
результаты, используя графические и текстовые программы.
Прикроватные терминалы позволяют врачам и медсестрам записывать данные
по мере того, как они получают их от пациентов, а не делать вначале
черновые бумажные записи, а потом их переписывать. Эта система
осуществления ухода на месте потенциально может увеличить
производительность труда медсестер, сокращая количество бумажной работы,
может обеспечить более верный и своевременный доступ к подробной
клинической информации для улучшения деятельности по управлению расходами и
контролю качества, и даже может повысить качество ухода за больным,
например, за счет сокращения числа медико-административных ошибок.
Требования к цене и пространственному расположению существующих в
настоящее время прикроватных терминалов сдерживали принятие этого подхода.
Линии связи больницы с врачами получают широкое распространение по мере
того, как больницы устанавливают ЛВС и врачи автоматизируют свои кабинеты.
Врачи будут иметь возможность получать больничную информацию из палаты, из
своего кабинета и даже из дома. Большая часть пациентов больницы лечатся у
независимых врачей частной практики; больницы рассматривают линии связи
«больница-врач» как средство для привлечения врачей и, таким образом,
пациентов. Рост числа организаций профилактики и ранней диагностики и
тенденции лечения в не больничных условиях (таких, как частные лечебницы,
амбулаторные хирургические центры и клиники скорой помощи) и их желание
влиться в мультибольничную систему также увеличит потребности в линиях для
обеспечения связи между больничными и внебольничными поставщиками услуг.
Принятая технология ИСБ будет и далее различаться в зависимости от
типа учреждения. Большие больницы, которые обычно выполняют
специализированные функции по оказанию третичной медицинской помощи, имеют
особые потребности; эти центры часто имеют комплексные финансовые
соглашения со школами, с другими больницами на своей территории и с
государственными учреждениями.
Чтобы удовлетворить свои специфические потребности, значительная часть
этих больниц была вынуждена разрабатывать и поддерживать свои собственные
системы; они не могли полностью положиться на фирмы-производители или на
продажу системы, бывшую в употреблении в аналогичных больницах.
Местные больницы и современно оснащенные учреждения сильно зависят от
производителей систем «под ключ», хотя все больше больниц покупает
оборудование и программное обеспечение, сделанное по их заказу. Членство в
больничных сообществах может помочь этим учреждениям поднять услуги на
необходимый уровень, а также получить совет по поводу оптимального выбора
информационных технологий, в которые есть смысл делать инвестиции.
Стандартизация в этой области наиболее выгодна. Небольшие учреждения
зависят от систем, собранных и поставляемых фирмами-производителями и
поддающихся только номинальной модернизации или вообще никакой. Поскольку в
настоящее время функции выписки счетов, ввода назначений и составления
отчетов лежат в основе деятельности любой больницы, эти основные функции
выполняются даже в маленьких больницах.
Медицинские записи не являются основной частью услуг, осуществляемых
для этих учреждений, кроме случаев, требующих документального подтверждения
необходимости возмещения расходов.
Взаимосвязь административных и клинических потребностей в совокупности
с возрастающими технологическими возможностями будет способствовать
дальнейшему развитию ИСБ. Находясь под прессом необходимости сдерживания
расходов, больницы не имеют сейчас той свободы экспериментальной
деятельности и не могут так свободно наслаждаться исследовательской
работой.
Новые информационные технологии и системы необходимы для развития и
деятельности самой больницы, как например нужно база данных для
медицинского персонала в больнице, для улучшения работы.