Темой настоящей работы является формирование системы методической работы как средства повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ. Ретроспективный анализ показал, что развитие методической службы как компонента отечественного образования напрямую связано со становлением и развитием системы повышения квалификации педагогических работников. К настоящему времени методическая служба как социально- педагогическая система представлена различными моделями (структурные, функциональные, процессуальные), которые различаются целями, задачами, направлениями деятельности, функциями, организационными формами работы, которые подробно рассмотрены в диссертации. Вместе с тем установлено, что современные методические службы испытывают множество трудностей в организации своей деятельности, что связано с муниципализацией системы образования и децентрализацией управления ею.
Современный педагог-методист в изменяющихся условиях образовательной среды призван решать ряд сложных задач: ведение самостоятельного научного поиска в муниципальной (региональной) системе образования; обучать педагогов методике научно-педагогического исследования; обучать руководителей образовательных учреждений технологии прогнозирования тенденций развития образования и проектирования собственной деятельности; участвовать в формировании созидательной муниципально-образовательной и социокультурной среды; мотивировать педагогов на внедрение инноваций в образовательный процесс; распространять ценный педагогический опыт; разрабатывать образовательные программы; организовывать процесс профессионально-педагогического развития и саморазвития педагогов и др.
Профессиональная компетентность является основой профессиональных качеств личности и включает в себя не только представление о квалификации (профессиональные навыки, как опыт деятельности, умения и знания), но и освоенные социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности.
Важнейшими направлениями методической работы в рассматриваемом ДОУ являются:
• Оказание педагогической помощи педагогам в поисках эффективных методов работы с детьми;
• Реализация личных склонностей и творческих интересов с целью наиболее полного самовыражения личности педагога;
• Совершенствование педагогического мастерства;
• Обобщение, распространения и внедрения передового опыта в работу ДОУ.
Работа методического кабинета строится на основе концепции дошкольного воспитания. Главной задачей развития коллектив ДОУ считает разработку новых подходов к дошкольному воспитанию – от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели построения педагогической работы с детьми. Ключевые позиции состоят в следующем: охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психологического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми.
Методический кабинет в соответствии с возложенными на него задачами: работа методист дошкольный детский сад
• Ведет персональный учет педагогических кадров, повышающих свою квалификацию на курсах и семинарах, в институтах усовершенствования педагогов, на факультетах по подготовке и повышению квалификации организаторов образования и обучающихся на заочных и вечерних отделениях высших и средних специальных учебных заведений.
• Координирует и направляет методическую работу с педагогическими кадрами; организует семинары, практикумы, лекции, консультации по наиболее сложным и актуальным вопросам обучения и воспитания. Использует в практике работы с педагогическими кадрами разнообразные активные формы: собеседования, диспуты, конференции, деловые игры, разбор педагогических ситуаций.
• Проводит групповые, индивидуальные консультации; оказывает помощь в самообразовании педагогических навыков.
Рекомендация является одним из способов принятия руководителем решения и доведения его до сведения исполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием, подчеркивающим нужное направление в работе, в выполнении задания.
С целью оптимизации деятельности методического кабинета нами разработаны следующие рекомендации:
1. Систематизировать существующий методический материал.
2. Обеспечить методический кабинет норматино-правовыми актами, регулирующими деятельность ДОУ
3. Обеспечить методический кабинет отдельным помещением, где можно в систематизированном виде хранить методические материалы, а также позволяющим педагогам знакомится с методическими разработками непосредственно, не дистанцируясь от методиста.
Учитывая высокий уровень рассматриваемого ДОУ, профессионализм методиста следует руководствоваться наиболее эффективно действующим принципом любого управления – «не нужно чинить то, что не сломано» и кардинальным образом переориентировать и переорганизовывать работу методиста не стоит в любом случае, вместе с тем, выполнение наших рекомендаций позволит не только оптимизировать деятельность методиста, но также облегчить его труд.
Таким образом, мы можем заключить, что основная гипотеза нашего исследования подтверждается, то есть: уровень профессиональной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения повысится, если: сформировать и реализовать специально организованную деятельность по оптимизации методической работы ДОУ