Введение 3 1. Становление и развитие этикета в Европе 4 2. История развития этикета в России. 8 Заключение 10 Список литературы 11

Этикет: исторические корни и современный смысл

реферат
Культура
8 страниц
100% уникальность
2011 год
166 просмотров
Бритвина Е.
Эксперт по предмету «Этикет»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Становление и развитие этикета в Европе 4 2. История развития этикета в России. 8 Заключение 10 Список литературы 11
Читать дальше
В современном мире большую роль играет этикет охватывает многие сферы жизнедеятельности человека. Понятие морали, нравственности, представление о нормах поведения – есть черта высокоорганизованного и зрелого общества. Знание делового этикета, представление об этике, культуре поведения и соблюдении этих правил помогают человеку чувствовать себя комфортно в коллективе и развивающемся обществе в целом. Этике?т (от фр.


Не знаете, где делают контрольные на заказ в Перми ? Обратитесь за помощью в Work5.


. йtiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться; хотя определённые своды норм и правил поведения существовали уже с древнейших времён. В данной работе мы рассмотрим этапы становления этикета в Южной и Центральной Европе, России – от киевской Руси, до советской и современной. Цель данной работы – изучить исторические корни и современный смысл этикета. Задачи работы: 1. Рассмотреть становление и развитие этикета в Европе. 2. Изучить особенности развития этикета в России. Становление и развитие этикета в Европе Античная эпоха. Можно с уверенностью утверждать, что вопросы нравственности, воспитанности и приличного поведения волнуют человечество уже на протяжении многих тысяч лет. Первые правила того, что мы сегодня называем этикетом, зародились, видимо, еще до появления письменности и были зафиксированы в древнейших текстах в уже сформированном виде. Литературные памятники древнего Египта, Индии и Междуречья, созданные за много веков до нашей эры, содержат наставления, касающиеся того, каким должен быть человек, и как ему надлежит вести себя в общении с окружающими. В трудах античных философов и поэтов часто поднимались вопросы воспитания и нравственности, вежливого и уважительного отношения к людям. Об этом писали Гомер, Платон, Аристотель, Овидий и многие другие выдающиеся люди той эпохи. Поэтому можно сказать, что основы этикета, являющегося частью европейской культуры, начали формироваться именно тогда (2). Средние века. С наступлением Средних веков многое было утеряно и забыто. Невежество и грубость нравов господствовали почти повсеместно, а «право сильного» долгое время оставалось лучшим аргументом в общении. Однако даже тогда находились люди, стремившиеся напомнить современникам о нравственности, необходимости вести себя, как подобает человеку, а не зверю. В первую очередь это были лица духовного сословия, которые, опираясь на непререкаемый авторитет церкви и Священного писания, в своих проповедях и трактатах призывали к доброте, скромности, человечности. С развитием общественной жизни и международных контактов появилась необходимость составления руководств по поведению. Первое из них, дошедшее до наших дней, принадлежит перу испанца Петруса Альфонса. Этот труд, появившийся в 1204 году, носил название «Дисциплина клерикалис» и адресовался духовным лицам. Однако страной, которая по праву может считаться родиной этикета, является все же Италия. Там внимание изящным манерам, правилам хорошего тона и поведения в обществе стало уделяться значительно раньше, чем в Англии, Франции или Германии, где вплоть до XV – XVI веков царили нравы, которые нельзя назвать иначе как варварскими. В Италии Эпохи Возрождения произошел возврат к наследию античности и его духовным ценностям, в том числе и нормам поведения. Первые руководства по этикету предназначались для придворных и аристократии, и поэтому хорошие манеры, учтивость и вежливость довольно долго оставались принадлежностью высших слоев общества. Так, при короле Франции Людовике XIV, любившем пышные торжества и роскошные банкеты, всем приглашенным на приемы во дворце раздавали небольшие карточки, на которых были указаны основные правила поведения в этой обстановке. Именно благодаря подобным мерам постепенно сложились предпосылки для появления в XVII – XVIII веках придворного этикета, многие правила из которого впоследствии перешли в современный дипломатический протокол (3). Традиционно принято считать родоначальником мирового классического этикета – Англию и Францию, однако, это не совсем правильно. Если проследить за политической и общественной жизнью этих двух стран в XV веке, то можно увидеть, что занятия их были далеки от красивой светской жизни. Западная Европа в XV-XVI веках была разрываема междоусобными войнами и инквизицией. Жестокость нравов, поклонение грубой силе и произвол господствуют в Европе того времени. Перелом такого положения дел стало начало движения Реформации – как массовое религиозное общественно- политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI века. На протяжении всего Средневековья церковь играла доминирующую роль в жизни общества, идеально вписываясь в господствующий на Западе феодальный строй. Церковная иерархия была полным отражением иерархии светской. Являясь крупным феодалом, церковь в разных государствах Западной Европы владела до 1/3 количества всей обрабатываемой земли, на которой использовала труд крепостных, применяя те же методы и приёмы, что и светские феодалы, узурпируя, таким образом, готовые формы феодального общества, получая от них бесчисленные плоды. Как организация церковь одновременно формировала идеологию феодального общества, ставя своей задачей обоснование закономерности, справедливости и богоугодности этого общества. Во Францию этикет шагнул только в середине XVII века, вместе с правлением Людовика XIV де Бурбона. Людовик XIV, один из самых могущественных правителей Европы Средних веков, за 72 года своего нахождения на престоле, коренным образом изменил жизнь всей страны, подтянув и мобилизовав возле себя все сферы государственной жизни. При нем армия была самой многочисленной и сильной, а французская дипломатия господствовала над остальными европейскими дворами, активно развивалась торговля, искусство, архитектура и живопись. Королевская резиденция, перенесенная в Версаль, стала предметом повышенного интереса и зависти всех его современников – при дворе был введен строгий этикет, регламентирующий придворную жизнь до мелочей. Именно с правлением Людовика XIV связывают появление понятия «этикет», т.к. именно Людовик давал балы, приходя на которые гости получали «этикетки» с правилами поведения на мероприятии. «Язык веера», появившийся в Испании, во Франции получил особое развитие, как секретный код общения среди кавалеров и дам. Он входил в обязательную программу образования лиц светского общества, как иностранный язык и этикет. О правилах общения с помощью «языка веера» даже было написано несколько книг, служивших учебным пособием для обучающихся. Вся высшая аристократия стремилась занимать придворные должности, так как жить вдали от двора для дворянина являлось признаком дурного тона или королевской опалы. Личность Людовика XIV невозможно переоценить в истории всей Европы, что послужило многочисленным упоминаниям этого короля в книгах и современных кинофильмах. Из вышеприведенного мы можем сделать выводы о том, что этикет – есть проявление высокоорганизованного зрелого общества и гуманистического подхода восприятия. Что во все эпохи люди стремились к духовной и эстетической направленности, достигая определенной социальной ступени развития (2). Эпоха Просвещения. С наступлением Эпохи Просвещения этикет перестал быть достоянием избранных. Стали появляться и расходиться большими тиражами книги о культурном поведении в обществе. Хорошие манеры уже не были отличительным признаком аристократии, а начали цениться и в других слоях общества. И если требования придворного этикета со временем становились все более сложными и запутанными, то в средних слоях общества зародилось стремление к демократизации норм поведения, подчинения их актуальным жизненным требованиям и целесообразности. Именно эта тенденция и по сей день играет немаловажную роль в формировании норм этикета, принятых в странах современной Европы (1). История развития этикета в России. История этикета в нашей стране уходит своими корнями в глубокую древность. Будучи в культурном отношении преемницей Византийской империи, Русь позаимствовала немало ценного из традиций и обычаев владык Константинополя, чей двор всегда отличался пышностью ритуалов и особой изысканностью манер. Как известно, важную роль в становлении русской культуры, в том числе и культуры поведения, сыграло принятие в X веке христианства. Богатейшее духовное наследие православия оказало огромное влияние на формирование норм нравственности. В этой связи нельзя не вспомнить имя Иоанна Златоуста, константинопольского епископа, жившего еще в IV веке. В его «Беседах на Евангелие...» можно найти немало вполне практических рекомендаций о том, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях. Лучшими человеческими качествами Златоуст считал доброту, скромность, терпимость и стремление к самосовершенствованию, причем их важность несомненна и в наше время. В трудах Иоанна Златоуста и других православных мыслителей почерпнули для себя немало важного и Ярослав Мудрый, и Владимир Мономах – умнейшие и образованнейшие люди Древней Руси, всегда отличавшиеся учтивостью и вежливостью в обращении, подавая этим пример другим. Следует упомянуть и о том, что в те времена грамотных в славянских землях было в сотни раз больше, чем в Европе, причем среди них были и женщины, наравне с мужчинами участвовавшие в общественной и культурной жизни. К сожалению, последовавшие за этим несколько веков татарского ига и феодальной раздробленности привели к упадку нравов и духовной жизни в целом. Она стала возрождаться лишь в XVI – XVII веках, когда с распространением книгопечатания стали появляться первые пособия, так или иначе касавшиеся вопросов этикета. К таковым можно отнести, например, «Домострой», в котором изложены также и правила того, как человек должен вести себя в повседневной жизни. Конечно, эти наставления содержат много патриархального, того, что кажется нам сегодня грубым и неприемлемым, особенно в вопросах семейных отношений. Однако эта книга все же сыграла очень важную роль в становлении культуры поведения в России. Приблизить нравы и обычаи общества к европейским попытался в начале XVIII века Петр I, немало попутешествовавший и повидавший. Именно поэтому он безжалостно боролся с любыми проявлениями «азиатчины», насаждая западные традиции, порой даже насильственными методами. Именно при Петре Великом, в 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Этот труд был адресован в первую очередь молодежи и в доступной форме рассказывал о правилах поведения в обществе. Воспитанному дворянину полагалось, например, быть всегда вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим и так далее (2). В дальнейшем этикет в России претерпевал различные изменения, постепенно приближаясь к своему современному состоянию. На его развитие существенно повлияли социальные потрясения начала XX века: две революции, Первая Мировая и Гражданская войны. После 1917 года был период, когда этикет считался «выдумкой буржуазии», бессмысленным нагромождением нелепых правил, только осложняющих жизнь и поэтому совершенно ненужных. Последствия этого культурного регресса отчасти ощутимы и сегодня. Именно поэтому можно сказать, что в настоящий момент правила этикета в России в очередной раз обновляются и претерпевают изменения. Однако это не касается основ культурного поведения в обществе, ведь вежливость не может устареть. А самый главный принцип, известный как «золотое правило нравственности», так же, как и много столетий назад гласит: «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой» (3). Заключение Можно отметить, что современный этикет способствует взаимопониманию людей в процессе дипломатического и делового общения, обеспечивает в немалой степени его целесообразность и практичность. Также является гарантией проявления взаимного уважения субъектов общения, служит формированию положительного имиджа деловых партнеров и является в этом смысле, помимо всего прочего, "прибыльным делом". В этикете высоко ценятся умение управлять своими эмоциями, скрывать дурное настроение (в основе девиз - "учитесь властвовать собой"), быть внимательным к окружающим, а также готовым выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней. Таким образом, современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах. Этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной. Список литературы 1. Все об этикете. – М.: Вече, 2000. – 298с. 2. Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. Урал Л.Т.Д., 2001. – 327с. 3. Соловьев Э. Я. Современный этикет и деловой протокол. – 2-е изд. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 198с.

Читать дальше
Можно отметить, что современный этикет способствует взаимопониманию людей в процессе дипломатического и делового общения, обеспечивает в немалой степени его целесообразность и практичность. Также является гарантией проявления взаимного уважения субъектов общения, служит формированию положительного имиджа деловых партнеров и является в этом смысле, помимо всего прочего, "прибыльным делом". В этикете высоко ценятся умение управлять своими эмоциями, скрывать дурное настроение (в основе девиз - "учитесь властвовать собой"), быть внимательным к окружающим, а также готовым выслушать говорящего, оказать услугу нуждающемуся в ней. Таким образом, современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах, церемониях, переговорах. Этикет – очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области культуры материальной.
Читать дальше
1. Все об этикете. – М.: Вече, 2000. – 298с. 2. Мирзоян А. Мир этикета: Энциклопедия. Урал Л.Т.Д., 2001. – 327с. 3. Соловьев Э. Я. Современный этикет и деловой протокол. – 2-е изд. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 198с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image