Ресурсы здравоохранения в любом обществе всегда ограничены, поэтому вопросы их более эффективного использования являются ключевыми. В настоящее время в Российской Федерации имеет место ситуация, когда государственные обязательства по оказанию населению бесплатной медицинской помощи необходимого объема и качества обеспечены финансовыми ресурсами не более чем наполовину.
Дефицит финансовых и иных ресурсов в ближайшее время преодолеть не удастся. В этих условиях возрастает роль методов финансового планирования в здравоохранении как процедуры приведения уровня потребления населением ресурсов здравоохранения в соответствие с имеющимися ограниченными экономическими возможностями.
Государственные и муниципальные медицинские учреждения существуют исключительно за счет планируемых в бюджетах всех уровней расходов на здравоохранение и средств обязательного медицинского страхования. Правильное сочетание этих источников, использование наиболее эффективных, оптимальных механизмов доведения этих средств в медицинские учреждения являются одними из важнейших задач организаторов здравоохранения.
По результату анализа практики государственного заказа на приобретение лекарственных средств были сделаны следующие выводы и предложения: государству, как на федеральном, так и на региональных уровнях, необходимо провести ряд действий:
1. Правильно структурировать номенклатуру закупаемых лекарственных средств по соотношению импорт/отечественное производство. К сожалению, государственные расходы в более чем 100 млрд. руб. направлены сегодня в большей степени на стимулирование импорта, что наносит непоправимый ущерб отечественному производителю и, более того, приводит к риску потери национальной безопасности нашего государства. Каждые три рубля из четырех, затраченных государством на приобретение лекарств, идет на поддержание иностранной фармацевтической промышленности. Многими специалистами доказано, что отечественные аналоги, зачастую аналогичного качества являются более дешевыми, но практика государственных закупок говорит о предпочтительности не только европейских лекарств, но и индийских, а в последнее время, даже, сомнительного качества, китайских. Крайне принципиальный шаг, который должен быть реализован Правительством РФ в ближайшее время - это существенное увеличение доли закупаемой отечественной продукции по более низким ценам, что не только позволит сэкономить выделяемые бюджетные средства, но и поддержать «умирающую» российскую фармацевтическую промышленность.
2. Совершенствовать систему государственных закупок. Очевидно, что система государственного заказа должна постоянно совершенствоваться в ногу со временем для недопущения монополизации бюджетных денег конкретными коммерческими организациями. Недавнее законодательное внедрение современных методов электронных торгов, позволило ликвидировать субъективность в суждениях конкурсных комиссий о допуске и признанию победителем тех или иных участников государственного заказа, дало возможность принимать участие в крупных государственных торгах поставщикам со своего компьютера на расстоянии. Отсюда и практический результат - так, по статистике, приведенной с сайта Московских торгов экономия в ценах государственного заказа за январь-март 2008 года составила около 10%. Но совершенствоваться есть куда - так государству необходимо в кратчайшие сроки провести компьютеризацию всех государственных заказчиков в системе здравоохранения для проведения торгов только в электронной форме, когда лишь компьютерная система по регламентированной процедуре отбирает поставщика лекарственных средств с минимальной ценой. Но контроль над благонадежностью поставщиков должен производится органами здравоохранения путем периодической сдачи документов поставщиков, подтверждающих его возможности осуществления государственного заказа. Данная политика уже реализуется в ряде передовых регионов, но ее апробация и использование только по стране в целом позволит существенно усилить конкурентный механизм, что приведет к заметному снижению цен на лекарства для государственных нужд.
3. Создание крупного производственного холдинга с долей государства в акционерном капитале. Фармацевтическая отрасль является наукоемкой, требующей колоссальных долгосрочных инвестиционных вложений в научные исследования, которые часто бывают напрасными. Западные крупные производители, поддерживаемые национальными государственными институтами, способны привлечь необходимые ресурсы на создание новых инновационных препаратов. В дальнейшем эти препараты «монопольно» реализуются конкретным производителем по патенту в течение определенного времени, в том числе и на территории иностранных государств таких как, Россия, по ценам, обеспечивающим сверхприбыль производителю. Реальность такова, что сегодня в нашей стране лишь государство способно создать крупный конкурентоспособный отечественный фармацевтический производственный холдинг, объединивший бы ряд существующих производств. Таким образом, государство может решить следующие стратегические задачи:
- разработка отечественныхинновационных препаратовконкурентно способных по цене в сравнении с западными аналогами;
- регулирование ценообразования инновационных препаратов;
- долгосрочная оптимизация государственных расходов на лекарственные средства, произведенных в стране по подконтрольным государству ценам.