Введение…………………………………………………………………...4
1. Стресс и тревога в учебной деятельности старших школьников………6
1.1. Стрессогенные факторы предэкзаменационной ситуации……6
1.2. Тревога, особенности протекания тревоги вызванной предэкзаменационным стрессом………………………………….….10
2. Практика психологической коррекции тревожного состояния вызванного предэкзаменационным стрессом…………………………...13
2.1. Диагностика уровня тревоги и уточнение стрессогенных факторов…………………………………………………………...……13
2.2. Коррекция тревожного состояния. …………………………….18
2.3. Описание и анализ случаев индивидуальной работы………...32
2.4. Эффективность проведенной коррекционной работы…….….40
Заключение…………………………………………………………….…42
Список использованной литературы……………………………..…….44
Приложения……………………………………………….…...……...….47
Читать дальше
Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно, однако возможно воздействовать на самый важный аспект - личность старшеклассника. В контексте нашей работы, мы терминологически отличили тревогу от тревожности.
Тревога - это эпизодические проявления беспокойства, реакция на непривычные для организма условия среды, тревожность же является устойчивым состоянием. Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности. Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении страха.
Волнение по поводу учебных неудач создает накопление негативных эмоций, которые влияют на все сферы жизни старшего школьника. В итоге, подросток, оказывается в стрессовой ситуации один на один с предметом своих страхов, не предоставляя самому себе права на ошибку.
В ходе нашей работы мы исследовали особенности коррекции тревожности предэкзаменационной ситуации у старших школьников. Она состояла из определенных упражнений в малых группах, в которых были выработаны модели поведения, эффективные для преодоления волнения. В контрольном эксперименте, мы выявили, что в среднем уровень тревожности старших школьников снизился на 25-30 %.
При исследовании личностной тревожности в контрольном эксперименте, мы выявили следующие результаты: высокий уровень показали – 11 школьников (27 %), до проведения коррекционной работы – 45 %; умеренный – возрос от 50 до 60 %.
По методике «Шкала личностной тревожности А.М. Прихожан» наиболее высокий уровень тревожности были выявлены до проведения коррекционной работы по шкале «школьная тревожность» - 85 %, и «межличностная тревожность» - 77 %, после ее проведения получены - 56 % и 59 % высокого уровня соответственно.
В ходе нашей работы, нами были решены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме особенностей коррекции предэкзаменационной тревожности старших школьников.
2. Экспериментальным путем исследован уровень тревожности у старшеклассников и выявлены стрессогенные факторы в предэкзаменационной ситуации.
3. Разработана программа коррекции предэкзаменационной тревожности старших школьников.
4. Определена эффективность разработанной программы в ходе контрольного эксперимента.
5. Проведен анализ полученных результатов диагностической и коррекционной работы.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что программа коррекции показала свою эффективность. Она может быть применена, как метод коррекции тревожности старших школьников, в предэкзаменационной ситуации.
Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования, подтверждена: коррекционные мероприятия по снижению уровня предэкзаменационной тревожности оказывают положительное влияние на уровень всех видов тревожности личности. (Достоверность результатов проверена с помощью критерия Манна-Уитни. Представлено в Приложении 3)
Читать дальше
1. Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности: структура, основы интерпретации, некоторые области применения. — М.: Фолиум, 1999.
2. Габдреева Г. Ш. Формирование способности к самоуправлению психическим состоянием у студентов с высоким уровнем тревожности: Дис... канд. психол. наук. — М., 1998.
3. Гордецова Н. М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2. — Пермь, 2001.
4. Плотников В. В., Андрияшик Д. Ю. Значение уровня беспокойства — тревоги в адаптации студентов к обучению в вузе // Проблемы умственного труда. Вып. 6. — М., 1999.
5. Прихожан А. М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога. — М., 2000.
6. Прихожан А. М. Игры и задания для занятий с подростками: Личностное развитие // Психологическая реабилитация детей и подростков. — Калуга, 2004.
7. Психологическая диагностика и коррекция личности школьника / Отв. ред. И. Ф. Мягков. — Воронеж: ВГПИ, 2001.
8. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. – 1999. - №2.
9. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000.
10. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 2006.
11. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. — М.: Мир, 2004.
12. Рудестам К. Групповая психотерапия: Психокоррекционные группы: теория и практика. — М.: Прогресс, 1998.
13. Северный А.А., Толстых Н.Н. Тревога // Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста. – СПб., 1999.
14. Слепичева О.А. Индивидуальный стиль деятельности учителя и его влияние на уровень тревожности младших школьников // Обучение с целью уменьшения насилия. – СПб., 2006.
15. Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю.Л. Ханин. – М., 2003.
16. Спилберг Ч.Д. Ханина Ю.Л. Коррекция повышения тревожности детей. – CпБ., 2007.
17. Сиваков В. И. Методика физического воспитания младших подростков, имеющих повышенный уровень тревожности, агрессивности (на примере школ-интернатов): Дис... канд. пед. наук. — М., 2003.
18. Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов: Комплексная психологическая коррекция. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.
19. Терешкина И.Б. Психологические проблемы учащихся частных школ // Практическая психология в школе. Цели и средства. – СПб., 2000.
20. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Педагогика, 1999.
21. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. – Минск, 1999.
22. Хабирова Е.Р. Тревожность и ее последствия // Ананьевские чтения – 2003. – СПб., 2003.
23. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста: пер. с англ. – СПб.: Ювента, 2008.
Читать дальше