Содержание Введение 3 Глава 1.Теоретическая часть. Культура Испании 18 века 7 1.1. Культура Испании в параллели с историческими событиями и появлением новых направлений в искусстве 7 1.2. Народная культура Испании: фестивали, ярмарки, религиозные и другие праздники ………………………………………………………………………..11 1.3. Влияние испанской народной культуры на искусство, живопись 15 Глава 2. Теоретическая часть. Основные этапы творчества Франсиско Гойи 21 2.1. Становление Франсиско Гойи как художника . 21 2.2. Основные направления живописи, отраженные в творчестве Франсиско Гойи 28 Глава 3. Практическая часть. Анализ ранних произведений художника. 38 3.1. Возникновение в творчестве Франсиско Гойи народных мотивов. Переломный момент в жизни художника и изменение стиля и характера его живописи………………………………………………………………………....38 3.2. Анализ работ Франcиско Гойи. Культурные традиции и события, отраженные в данных работах Гойи. Их влияние на живопись и события в жизни художника………………………………………………………………...44 3.3. Оценка данных работ Гойи его современниками и сегодняшними экспертами в области живописи………………………………………………..52 Заключение……………………………………………………………………….61 Список литературы………………………………………………………………64 Приложения……………………………………………………………………...68

«Элементы испанской народной культуры в творчестве Франcиско Гойи»

дипломная работа
Культура
60 страниц
100% уникальность
2012 год
165 просмотров
Комиренко А.
Эксперт по предмету «Культурология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание Введение 3 Глава 1.Теоретическая часть. Культура Испании 18 века 7 1.1. Культура Испании в параллели с историческими событиями и появлением новых направлений в искусстве 7 1.2. Народная культура Испании: фестивали, ярмарки, религиозные и другие праздники ………………………………………………………………………..11 1.3. Влияние испанской народной культуры на искусство, живопись 15 Глава 2. Теоретическая часть. Основные этапы творчества Франсиско Гойи 21 2.1. Становление Франсиско Гойи как художника . 21 2.2. Основные направления живописи, отраженные в творчестве Франсиско Гойи 28 Глава 3. Практическая часть. Анализ ранних произведений художника. 38 3.1. Возникновение в творчестве Франсиско Гойи народных мотивов. Переломный момент в жизни художника и изменение стиля и характера его живописи………………………………………………………………………....38 3.2. Анализ работ Франcиско Гойи. Культурные традиции и события, отраженные в данных работах Гойи. Их влияние на живопись и события в жизни художника………………………………………………………………...44 3.3. Оценка данных работ Гойи его современниками и сегодняшними экспертами в области живописи………………………………………………..52 Заключение……………………………………………………………………….61 Список литературы………………………………………………………………64 Приложения……………………………………………………………………...68
Читать дальше
Историко-культурное наследие Испании богато и разнообразно. Колорит этой страны, её неповторимые красоты вдохновляли Пикассо, Гойю, Веласкеса, Дали... Влияние различных народов, религий и культур, пограничное положение между Европой и Африкой, замкнутость Средиземноморья и бескрайность Атлантического океана - всё это нашло отражение в величественных памятниках и интереснейших традициях Испании. Живопись Испании оставила заметный след в мировой истории изобразительного искусства. Блестящий расцвет живописи начинается с появлением в Испании в 1576 г. живописца Доменико Теотокопули, прозванного Эль Греко, поскольку он был греческого происхождения и родился на острове Крит (1541-1614).


Выполним написание дипломной работы, цена понравится.


. Эль Греко становится основателем и главой толедской школы и пишет преимущественно по заказу монастырей и церквей Толедо. Золотой век испанской живописи представлен именами Хосе де Риберы, Франсиско Сурбарана, Б. Э. Мурильо и Д. Веласкеса, который уже в молодые годы стал придворным художником Филиппа IV; его знаменитые картины "Лас Менинас" или "Фрейлины", "Сдача Бреды", "Пряхи" и портреты королевских шутов находятся в мадридском музее Прадо. Политические и социальные потрясения XVIII и XIX вв. отразились в творчестве Франсиско Гойи, например, его "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года", а также серия "Бедствия войны". Вызывающие страх "черные картины", созданные незадолго до смерти мастера, - не только выражение его собственного отчаяния, но и свидетельство политического хаоса того времени. Период 18-19 веков в целом охарактеризуется упадком испанского искусства, замкнутого в подражательном классицизме, а возрождение великой испанской традиции происходит в первой половине 20 века. Новые пути в мировом искусстве проложили - зачинатель и яркий представитель сюрреализма в живописи Сальвадор Дали (1904-1989), один из основоположников кубизма Хуан Грис (1887-1921), абстракционист Хуан Миро (1893-1983) и Пабло Пикассо (1881-1973), внесший вклад в развитие нескольких направлений современного искусства. Испанский живописец, рисовальщик и гравер Франсиско Хосе де Гойя (Francisco Jose de Goya y Lucientes) родился 30 марта 1746 в испанском горном селении Фуэндетодос, недалеко от Сарагосы. В 1763 году 19-летний Гойя переехал в Мадрид, где пытался поступить в Королевскую академию Сан- Фернандо. После того, как его старания оказались тщетными, молодой живописец пошел в ученики к придворному художнику Франсиско Байеу и некоторое время учился у него. Франсиско Байеу помог новоявленному родственнику получить несколько выгодных заказов. В 1774 году Гойя приступил к первой серии картонов для Королевской мануфактуры Санта-Барбара – он мастерски изображал сцены из повседневной испанской жизни и праздничных народных развлечений. В 1780 году Гойя написал портрет короля, а также картину "Распятие", в результате чего его наконец приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. В 1785 году уже известный художник сделался вице-директором Королевской Академии, а еще через год его пригласили ко двору самого Карла III в качестве придворного живописца. Пользуясь благосклонностью короля, Франсиско Гойя стал крайне популярным среди испанской знати. Его портреты отличались парадностью и правдивостью, а также своеобразной прелестью – особенно это касалось портретов детей и женщин. Несмотря на быстрый рост карьеры, в творчестве Гойи все чаще появляются трагические ноты, связанные с отрицанием темных сторон феодально- клерикального устройства Испании. В 1792-1793 годах в жизни Гойи произошло серьезное несчастье. После поездки в Кадис к своему другу Себастьяну Мартинесу живописец неожиданно перенес тяжелую болезнь, приведшую его к параличу и частичной потере зрения, а также к полной потере слуха. Уже во время выздоровления Гойя начал работать над серией офортов "Капричос" – его словам, он делал это, "чтобы отвлечься от болезни". Кроме того, в данном случае художник мог себе позволить дать волю творчеству, ведь он работал не на заказ. Именно с этого времени в работах известного живописца стали встречаться странные образы, порожденные исключительно его фантазией и показывающие темную сторону жизни. Важное место отведено портретам женщин, в которых художника прежде всего привлекает страстность и чувственная красота. Особое место среди женских образов занимают изображения молодой женщины из народа - махи. Характерная для Гойи особенность черпать материал из реальной жизни, со всей страстью откликаться на волнующие события современности нашла свое выражение и в годы нашествия наполеоновской армии. В предреволюционные годы, а также в годы революции творчество Гойи характеризуется сложным многообразием тем, образов и настроений. Этот период - время трагических раздумий художника о жизни, одиночестве, усиливающейся болезни, период душевного смятения и поисков светлого и прекрасного. Еще при жизни творчество великого испанского живописца начало приобретать общеевропейское значение. Гойя стал первым художником, обратившимся к актуальным событиям в своем творчестве, а его последователями стали такие знаменитые живописцы, как Оноре Домье, Клод Моне и Огюст Ренуар. Кроме того, творчество испанского художника повлияло на работы французских и немецких экспрессионистов. С именем Франсиско Гойи связано становление искусства Нового времени, а его творчество отразилось не только в живописи и графике XIX-XX веков, но и в литературе, драматургии, театре и кино. Гойя - не только самый национальный художник Испании, с его именем связано становление искусства Нового времени. Никто лучше Гойи не выразил уникальный испанский пессимизм, который не знает пределов падения человека. Столь глубокий пессимизм исключает всякую веру в возможность политического, социального или экономического прогресса и заставляет рассматривать всех общественных лидеров, все скоротечные теории и государственные учреждения, а особенно правительства, в лучшем случае как бесполезные, в худшем - как трагикомические несуразицы. Два великих предшественника Гойи показывают светлые стороны испанского характера. Гойя дополняет картину, выставляя на наш суд то, что причиняет боль и страдания, - тесные глубины человеческой души. Стараясь превозмочь болезнь, живописец уединяется и тайно создает знаменитую серию офортов, выполненную в форме трагического гротеска и получившую название «Капричос» (1798). Данные работы созданы на основе испанского фольклора и построены на резких контрастах светлого и темного. Правда и вымысел в них настолько переплелись, что невозможно определить, где реальность, а где фантазия. «Капричос» имели большой успех не только у простого люда, но и среди некоторых друзей Гойи, относящихся к привилегированному классу. Не имеет аналогов и «Портрет семьи короля Карла IV» (законченный в 1801), на котором особы королевской семьи уподоблены застывшей толпе, заполняющей полотно от края до края. Первой серьезной работой живописца принято считать серию картонов для шпалер, заказанную мадридской королевской мануфактурой Санта-Барбара. Работа над ней велась в период с 1776 по 1780 г. В основу композиций были положены сюжеты из народной жизни: игры, празднования, уличные сцены. Творческий метод мастера на данном этапе развития во многом сходен со стилем художников XVIII в. Однако для произведений Гойи характерно радостное и восторженное настроение. Среди подобных композиций наиболее интересны «Зонтик» (1777) и «Игра в пелоту» (1779). Всего за период с 1776 по 1791 год Франсиско Гойя выполнил свыше 60 таких панно. Эти работы и принесли живописцу настоящую известность. В отечественном искусствознании проблема отношения западного искусства в наследии начала изучаться сравнительно недавно - второй половины 1970-х годов. В работах Б.Н.Прокофьева, Н.В.Яворской, В.М.Полевого, В. БМиримаз, Н.А.Дютриевой, С.П.Бэтраковой, А.Г.Костеневича, А.С.Подоксика и др. анализируются как конкретные работы ведущих западных мастеров XX столетия к традициям прошлого, так и связи с художественным наследием, характерные основных направлений современного западного искусства. Один из наиболее перспективных путей исследования данной проблематики видится в углубленном изучении роли и значения наследия для искусства крупнейших художников нашего века. В этом случае существенно, чтобы творчество избранного для смотрения мастера выражало наиболее важные, принципиальные роли современного художественного сознания. Именно такой фигурой предстает Франсиско Гойя. Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828) - выдающийся испанский художник первой трети XIX века, один из основоположников реализма нового времени, стремившийся отразить в своем зрелом периоде творчества мрачные стороны испанской действительности, исторические судьбы испанской нации в эпоху наполеоновской интервенции. Актуальность работы заключается в том, что творчество Ф. Гойя очень многогранно, но при этом исследовано недостаточно. Цель и задачи исследования. Исходя из степени изученности темы в отечественной и зарубежной науке, можно сформировать дальнейшие цели и задачи исследования этой проблемы. Назрела необходимость проанализировать основные связи с наследием на протяжении всего творческого пути художника, выделить главные типы таких контактов, выявить эволюцию в характере отношения мастера к наследию, рассмотрев вопрос о причинах обращения Гойя к опыту прошлого, определить значение этого фактора для творчества испанского художника. Практическое значение работы. Основные положения и выводы могут быть использованы при написания монографий по истории искусства времени, при чтение лекционных бесед по проблемам современной художественной культуры в высших учебных заведениях. Цель настоящего исследования анализ характеристики творчества Ф Гойя. Задачи исследования: - дать общую характеристику творчества Ф. Гойя; - провести анализ особенностей отдельных концепций творчества художника. Объектом исследования является творчество Франсиско Гойя Предметом исследования является проблематика творчества писателя. Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списков использованной литературы и фактического материала.

Читать дальше
Время показало, что Франсиско Гойя был выдающимся испанским художником со времен так называемой испанской золотого времени (XVI-XVII вв.). Гойя, что в молодости учился классическому стилю в живописи, однажды стал продолжателем венецианских и барочных традиций, что произошло благодаря его контактам с Джованни Баттиста Тьеполо, а еще больше благодаря его восторга от работ Диего Веласкеса. Гойя доказал, что не было противоречия между классическим стилем и барочной традиции. Художник, рисовал фрески в храмах, портреты монархов и пап, так же как и его известные предшественники. Но тот старый мир себя уничтожил и такие вещи потеряли свою актуальность. Нехватка хороших дел для простых людей со стороны властей привел к упадку феодального устройства общества. Революция во Франции и ее экспансия в Европу (в том числе в Испании) через солдат Наполеона исповедовала еще больший упадок добрых обычаев. Это потребовало изменения концепции произведений, и Гойя ее зреформував, от показал новую функцию художников, которая и в дальнейшем была и есть реализованная выдающимися художниками. Эта функция - борьба художников за общественную справедливость. Можно сказать, что достичь этих изменений Гойи помогла болезнь - первая в 1792 году, вторая в 1819 году. Обе болезни обострили силу выражению его живописи. Гойя, исходя из объятий «почти смерти», побеждал не только общественные предрассудки и художественные каноны, но в первую очередь страх. Благодаря таланту, смелости и их силе, он создал новое лицо живописи. Гойя вдохновил художников своего и последующего но в первую очередь Пабло Пикассо. Творчество Гойи, современника французской революции, национально- освободительной войны Испании с наполеоновской Францией, бурного подъема общественных сил и жестокой реакции, пришлось на один из самых драматических периодов испанской истории. Оно сочетало передовую мысль эпохи и отзвуки устойчивых народных представлений, широту общественных позиций и сильнейший отпечаток его субъективных переживаний, огненного темперамента, импульсивной натуры, безграничного воображения. От искусства Гойи исходит волнующая сила, оно поистине неисчерпаемо и не подвластно холодному анализу. Его художественный язык остро обнажен, беспощадно резок и в то же время усложнен, зашифрован, изменчиво подвижен, подчас трудно объясним. Безбрежный диапазон творчества Гойи - от кровавых ужасов войны до сатирических портретов сильных мира сего - снискал ему мировую славу как самого могучего художественного таланта Испании ХVIII века. Франсиско де Гойя (1746–1828) принадлежит к плеяде крупнейших европейских живописцев. Сын бедного позолотчика сделал блестящую карьеру, став первым придворным художником. Уже в зрелые годы Гойя увлёкся графикой, запечатлев едва ли не самые мрачные образы, когда-либо возникавшие в человеческом мозгу. Оставаясь в безвестности при жизни художника, эти серии гравюр стали смелым шагом из XVIII века в современный мир. Завершая свой путь картиной крови, проливается на арене - с одной стороны, и изображением молодой, пышной, прекрасной молочницы - с другой, Гойя будто подводит итог своей жизни, где было место и трагическим событиям, и чувственных наслаждений. «Молочница из Бордо »(1827, Прадо) захватывает радостным и светлым настроением, а также свежей зелено-голубой гамме живописи - в целом, нехарактерной для творчества Гойи. Франсиско Гойя – главный художник испанского романтизма. Мрачный, странный, парадоксальный. Легенды окутывают его жизнь и его произведения. Их создали пораженные образами, мирами мастера потомки. По его картинам, рисункам, гравюрам они стали писать его жизнь. Жизни Гойи посвящены литературные произведения, беллетризированные биографии и кинофильмы. Его искусство оказало колоссальное воздействие на испанскую художественную культуру XIX—XX веков, не только на живопись и графику, но также и литературу, драматургию, театр, кино. К Гойе обращались многие мастера мировой культуры, от Делакруа до Пикассо, от Эдуарда Мане до мексиканских мастеров народной графики. И сегодня Гойя остается неувядаемо современным.
Читать дальше
1. Алпатов, М. В. Искусство/ М. В. Алпатов, Н. Н, Ростовцев.- М.: "Просвящение", 1988.- 284 с. 2. Батикль, Ж. Гойя/ Жанин Батикль.- М.: АСТ, Астрель, 2002. – 176 с. 3. Бродский, В. Франциско Хосе Гойа и Лусиентес/ В. Бродский. – Москва- Ленинград.: Государственное издательство "Искусство", 1939. – 112 с. 4. Васильева-Шаляпина, Г. Л. История живописи: в 3-х частях. Ч. II зарубежное искусство.- Красноярск: РИО КрусГу, 2006.- 195 с. 5. Геташвили, Н. В. Атлас мировой живописи XI-XX вв./ Н. В. Геташвили. – М.: "Олма-Пресс", 2003. – 366 с. 6. Гойя, Капричос. Альбом по искусству.- М.: Центр Рой, 1992.- 168 с. 7. Гойя. Энциклопедическое издание/ CD-ROM. – М.: Издатель: Новый диск; разработчик ДиректМедиа пластиковый DVD-BOX, 2008. 8. Граценков, В. Н. Искусство Западной Европы и Византии/ В. Н. Граценков, А. И. Комеч, М. Я. Либман.- М.: "Наука", 1978. – 380 с. 9. Гренберг, Ю. Г. Технология исследования и хранения произведений настенной и станковой живописи/ Ю. Г. Гренберг– М: "Изобразительное искусство", 1987. – 436 с. 10. Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка/ В. Даль. – Санкт-Петербург: "Диамант", 1996. - 956 с. 11. Дзери, Фредерико. Гойя. Расстрел 3 мая 1808 года/ Ф. Дзери.- М.:"Белый город", 2003.- 48 с. 12. Дзуффи, Стефано. Большой атлас живописи. Изобразительное искусство 1000 лет/ С. Дзуффи.- М.: "Олма-Пресс", 2004.- 432 с. 13. Дзуффи, Стефано. Большой словарь художников. От А до Я/ С. Дзуффи [пер с ит]. – М.: "Омега", 2008. – 512 с. 14. Дятлева, Г. В. Мастера исторической живописи/ К. А. Ляхова, Г. В. Дятлева. - М: ВЕЧЕ, 2001. – 286 с. 15. Елисеева, Е. М. Великие испанские художники/ Е. М. Елисеева.- М.: Изд- во "ОЛМА", 2005.- 144 с. 16. Жабцев, В. М. Испанская живопись. От А до Я- Минск: Харвест, 2008. – 128 с. 17. Жуковский, В. И. Искусство XVIII столетия. Тексты лекций/ В. И. Жуковский.- Красноярск: КГУ, 2005.- 257 с. 18. Зорина, И. Я – Гойя/ Ирина Зорина.- М.: Изд-во "Радуга", 2006. – 254 с. 19. Искусство 19 века. Книга 1. Франция, Испания. - Спб.: Изд-во "Дмитрий Буланин", 2003. 20. Испанская живопись XIX века. От Гойи до Пикассо.- Л.: Искусство, 1987. – 419 с. 21. История искусств стран Западной Европы от Возрождений до начала 20 века. 22. Кантор, А. М. Малая история искусств. Искусство XVIII века/ А. М. Кантор, Е.Ф. Кожина, Б. А. Зернов, Л. Н. Воронихина.- М: "Искусство", 1997. – 375 с. 23. Каптерева, Т. Гойя/ Т. Каптерева.- М.: Белый город, 2003. – 48 с. 24. Каптерева, Т. Испания. История искусств/ Т. Каптерева.- М.: Изд-во "Белый город", 2003.- 495 с. 25. Колпинский Ю. Д. Франсиско Гойя. - М.: Искусство, 1965. 26. Колпинский, Ю. "Франсиско Гойя"/ Ю. Колпинский.- М., "Искусство", 1985. – 96 с. 27. Колпинский, Ю. Д. Всеобщая история искусств в шести томах. Т. 5/ под ред. Ю. Д. Колпинского, Н. В. Яворского.- М.: "Искуссвто", 1964. – 478 с. 28. Ладвинская, А. А. 70 знаменитых художников. Жизнь выдающихся людей: Судьба и творчество/ А. А. Ладвинская.- Ростов-на-Дону: издательсий центр "Кредо", 2007.- 447 с. 29. Левина, И. М. Гойа/ И. М. Левин. – Л.: Государственный Эрмитаж, 1945.- 128 с. 30. Лихт, Ф. Гойя/ Фред Лихт. - М.: Издательство "СЛОВО", 2003. – 596 с. 31. Лупанова, Н. Портретная живопись Гойи/ Н. Лупанова// Искусство – 01.09.2000.- №42. – с. 45. 32. Мировая живопись в полотнах великих мастеров/ пер. Л. Бурмистровой.- М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 384 с. 33. Нормайр, Антон. Художники в зеркале медицины/ А. Нормайр.- Ростов-на- Дону: Феникс, 1997.- 416 с. 34. Ожегов, С. И. Словарь русского языка/ С. И. Ожегов. – Москва.: ОНИКС, 2005. – 1198 с. 35. Ортега-и-Гассет, Х. Веласкес. Гойя /Х. Ортега-и-Гасет [пер. с исп. И.В.Ершовой, М.Б. Смирновой].- М.: Республика, 1997. - 351 с. 36. Ортега-и-Гассет. Веласкес. Гойя. - М.: Республика, 1997. 37. Осипова, И. Гойя/ И. С. Осипова.- М.: Олма Медиа групп, 2008.- 128 с. 38. Прадо. Альбом/ Альфонсо Э. Перес Санчес почтенный директор музея Прадо. – Испания.: ЗАО "МК-Импорт", 2003 – 580 с. 39. Прадо. Живопись/ гл. ред. Н. Малиновский [пер с исп. Л. Бурмистровой]. – Испания.: ЗАО "МК-Импорт", 1999. – 650 с. 40. Прокофьев, В.Н. Гойя в искусстве романтической эпохи/ В. Н. Прокофьев. - М.: Искусство, 1986. - 215 с. 41. Роз-Мари. Франсиско Гойя/ Роз-Мари, Р. Хаген.- М.: АРТ-РОДНИК, 2003.- 96 с. 42. Ротенберг Е. И. Западноевропейская живопись 18 века/ Е. И. Ротенберг.- М.: Изд-во "Искусство", 2000. – 285 с. 43. Самин Д. К. 100 великих художников. - М.: Вече, 2006. 44. Самин, Д. К. 100 великих художников/ Д. К. Самин.- М.: Издательский дом "Вече", 2005.- 480 с. 45. Седова, Т. Франсиско Гойя/ Т. Седова.- М.: "Изобразительное искусство", 1973. – 218 с. 46. Селлеми, Ева. Гойя (1746-1828)/ Ева Селлеми [пер с венг. Н. Шевчук].- М.: "Искусство", 1962. 47. Сидоров, А. А. Гойя/ А. А. Сидоров. – М.: "Изогиз", 1936.- 89 с. 48. Ситникова, В. Война в изобразительном искусстве/ В. Ситникова// Искусство – первое сентября.- 2003.- №11. – с. 4. 49. Прокофьев В. Н. Гойя в искусстве романтической эпохи. — М.: Искусство, 1986. — 216, [142] с. 50. Суредо, Жоан. Золотой век в искусстве Испании. Мастера и шедевры/ Жоан Суредо [пер с исп. И. М. Бурнова].- М.: АРТ-РОДНИК, 2008. – 255с. 51. Фейхтвангер, Л. Собрание сочинений: В 6 т. Т.5. Гойя, или Тяжкий путь познания: Роман / Леон Фейхтвангер, пер. Н.Касаткиной. – М: Худож. Лит, 1990. - 523 с. 52. Феррари, Симоне. Шедевры живописи. Сто великих мастеров. От Джотто до Гойи./ Симоне Феррари.- М.: БММАО, 2004.- 336 с. 53. Ферье, Жан-Луи. Краткая история живописи от ренессанса до наших дней/ Жан-Луи Ферье.- М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004.- 384 с. 54. Флекель, М. Великие мастера рисунка. Рембрандт. Гойя. Домье/ М. Флекель.- М.: Искусство, 1974.- 272 с. 55. Шедевры западноевропейской живописи XIV – XVIII вв.-М.: Советский художник, 1991.- 127 с. 56. Шикель Ричард. Мир Гойи. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. 57. Шикель, Р. Мир Гойи 1746-1828/ Р. Шикель [пер с англ. Г. Бажановой].- М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. – 192 с. 58. Шнайдер М. Франсиско Гойя. - М.: Искусство, 1988. Ванслов, В. В. Европейская живопись. Энциклопедический словарь/ под ред. В. В. Ванслов, Е. В. Зайцев, И. А. Смирнова, Е. Д. Федотова.- М.: "Искусство", 1999.- 530 с. 59. Шнайдер, Манфред. Франсиско Гойя/ М. Шнайдер [пер. с нем. П. Мелковой].- М.: Гелеос, 2006.- 384 с. 60. Янсон, Х.В. Основы истории искусств/ Х.В. Янсон, Э.Ф. Янсон: Пер. с англ. - СПб.: Икар, 1996. - 512 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image