Обзор проблематики жилищно-коммунального хозяйства показал, что к началу 90-х г.г. в отрасли сложилась критическая ситуация, требующая коренных изменений. За годы реформирования были предприняты многочисленные попытки развития конкуренции в сфере производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, решения проблем недофинансирования отрасли, реформирования ценообразования на услуги, отказа от обременительной для бюджетной системы льготирования населения, от перекрестного субсидирования и решения других проблем, но проводились данные меры не системно, что и явилось основной причиной неудач предыдущих этапов реформы. Нельзя, однако, не отметить положительные сдвиги: определенные успехи в процессе демонополизации рынка управляющих компаний в жилищном секторе и появление частных операторов на рынке коммунальных услуг, постепенный отказ от способа формирования тарифов на основе себестоимости законодательное закрепление двухставочных тарифов на жилищно-коммунальные услуги, замена безналичных способов перевода льгот и субсидий для населения денежными выплатами на счета граждан, существенные объемы целевых средств из бюджетов разных уровней, инвестфондов, Фонда содействия реформированию на капитальный ремонт многоквартирных домов, ликвидацию аварийного жилья и развитие рынка строительства жилых домов для нужд переселения в обмен на выполнение определенных условий со стороны субъектов РФ и муниципалитетов, которые стимулируют активность в содействии реформе ЖКХ на местах.
Вместе с тем, ряд запланированных целей реформы ещё не осуществлен до конца .
1) Не удалось пока воспитать в сознании граждан ответственность за жилищную собственность.
2) Ресурсы отрасли даже с учетом бюджетного финансирования недостаточны для комплексного решения накопившихся проблем развития. Требуется увеличение вложений в разы. Для примера, не менее 20% вновь введенного жилья должно использоваться для ликвидации аварийного, изношенного, имеющего низкие потребительские свойства жилищного фонда. В настоящее время в большинстве регионов России на эти цели используется не более 3-5% вновь введенного жилищного фонда. При том, что в капитальном ремонте нуждается до 40% жилых домов, по разным субъектам Федерации ежегодно капитально ремонтируется от 0,3 до 1,2% общей площади жилых домов.
3) До сих пор несущественна роль инвесторов. В свою очередь они не обеспечены гарантиями, не созданы условия для их привлечения в виде преференций и льгот. Рыночные инструменты: концессионные соглашения и инструменты государственно-частного партнерства в полном объеме еще не заработали.
4) Не создана эффективная система контроля и мониторинга.
5) На региональном и муниципальном уровне сохраняется ряд серьезных проблем:
- Затянутые темпы работы по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома.
- Сохранение больших объемов неэффективных бюджетных расходов, которые составляют порядка 100 млрд.руб.
- Высокий уровень кредиторской и дебиторской задолженности. Всего по России кредиторская задолженность предприятий ЖКХ составляет 348,5 млрд. рублей, а дебиторская 360 млрд. рублей, в том числе 147 млрд. рублей – задолженность населения по оплате за ЖКУ.
- Беспокойство вызывает возросшее количество аварий, связанных со взрывами бытового газа в жилых домах, в том числе с гибелью людей. Только с начала 2008 года отмечено 10 случаев взрывов бытового газа, в которых погибло свыше 30 человек, сотни людей пострадали.
- Деятельность предприятий ЖКХ пока остается неэффективной и высокозатратной. Так, затраты электроэнергии на производство и реализацию 1 куб. метра воды на 30-50% выше среднеевропейского уровня, потребление воды выше в 3 раза, при том, что тарифы в странах Европы в 5-10 раз выше российских. На аналогичных европейских предприятиях численность персонала в расчете на тысячу обслуживаемых жителей в 2-3 раза ниже, чем в России. Так, в Хельсинки на предприятии водообеспечения заняты всего 20 человек, остальные работы ведутся на условиях аутсорсинга.
- Наиболее сложно процесс реформирования отрасли идет в Республике Саха Якутия, Сахалинской и Волгоградской областях.
Таким образом, на предстоящем этапе реформирования ЖКХ необходимо осуществить ещё многие из намеченных целей, решить существующие проблемы и защитить начавшиеся положительные процессы от проникновения в них кризисных явлений.