ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 5
1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 5
1.2. ВИДЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ……………………………………………………………………….10
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ (ИСЭПП) 14
2.1. НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОБЩЕНАУЧНЫЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИСЭПП 14
2.2. ИЗМЕРЕНИЕ КАК ОБЩЕНАУЧНЫЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИСЭПП 20
2.3. СРАВНЕНИЕ КАК ОБЩЕНАУЧНЫЙ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ИСЭПП 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Читать дальше
В результате экономические и социально-политические реалии со всей отчетливостью обозначили противоречие, состоящее в том, что за радикальным изменением устройства современного российского общества не последовало столь же принципиальных изменений в организационных структурах, механизмах и практике функционирования органов государственного управления. Как и прежде, мы наталкиваемся на непомерный рост бюрократического аппарата, чрезвычайно высокий уровень дифференциации и формализации его деятельности, инерционность, консерватизм, слабую чувствительность к динамичным и противоречивым процессам современной жизни и т. п. Вместо личной ответственности господствуют анонимность и разочарование. Следствия достаточно очевидные: низкий уровень доверия граждан к органам государственной власти из-за их неспособности решать не только сложные комплексные проблемы, но и относительно простые бытовые задачи, а также падение престижа и удовлетворенности своей работой госслужащих, и как итог — самоизоляция, отчуждение, а иногда и враждебность государственных органов интересам рядовых граждан.
Альтернативная концепция государственного управления заключается не в ослаблении участия государства в социально-экономических процессах, как того требует идеология «либеральных» «реформ», а в повышении его эффективности с учетом сложившихся реалий общественной жизни. Огромную роль в реализации этой концепции может сыграть органичное включение научно-исследовательской деятельности в практику функционирования властных органов.
По оценкам различных экспертов, эффективное управление возможно, если исследовательская деятельность в структуре рабочего времени современного руководителя составляет не менее 20–30%. Если принять во внимание непрерывное усложнение условий функционирования социума, повышение динамики социальных процессов, интенсивное проникновение новейшего оборудования, техники и технологий в повседневную жизнь, дефицит времени, то можно с абсолютной уверенностью утверждать, что эта доля в дальнейшем должна возрастать. Уже давно стало ясно, что опыт, профессионализм, здравый смысл хотя и являются необходимыми качествами руководящего работника, но в современных условиях они совершенно недостаточны для эффективного управления. Узкопрофильный специалист, как правило, ограничен в своих возможностях, он не может выйти за границы своей специальности, взглянуть на возникающие проблемы «другими глазами». Для этого современный управленец должен быть широко образован. Ему необходимо знать главное о многом и все о конкретике, связанной со своей предметной областью.
Развитию именно этого качества способствует знание методов исследования экономических и политических процессов.
Читать дальше
1. Девятко, И.Ф. Методы социологического исследования / И.Ф. Девятко. – Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1998;
2. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2009;
3. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб.-метод. Комплекс для дистанц. обучения / Н. Д. Вавилина, В. В. Демидов, В. Н. Папело, В. Н. Храпов; Сибагс. — Новосибирск, 2004;
4. Кравченко, А.И. Социология / А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, 2008;
5. Лекции по методике конкретных социальных исследований / Под ред. М.Г. Андреевой. – М.: Изд-во МГУ, 1992.
6. Лавриненко В.Н., Путилова Л.М. Исследование социально-экономических и политических процессов: Учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2004;
7. Методы сбора информации в социологических исследованиях / Под ред. В.Г. Андреенкова, О.М. Маслова. – М.: Наука, 1990;
8. Плотинский, Ю.М. Модели социальных процессов / Ю.М. Плотинский. – М.: Логос, 2001;
9. Паниотто, В.И. Количественные методы в социологических исследованиях / В.И. Паниотто, В.С. Максименко. – Киев: Наукова думка, 1982;
10. Попов, В.М. Системный анализ в управлении социально-экономическими и политическими процессами / В.М. Попов, Г.П. –М, 2003;
11. Пэнто, Р. Методы социальных наук / Р. Пэнто, М. Гравитц. – М.: Прогресс, 1972;
12. Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. – М.: Эдиториал УРСС, 2007;
13. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж. Ритцер. – СПб.: Питер, 2004;
14. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2004;
15. Солодков, В.М. Топилин. – Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 2002;
16. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. — СПб.: РХГИ, 2000;
17. Тавокин, Е.П. Исследование социально-экономических и политических процессов / Е.П. Тавокин. – М.: ИНФРА-М, 2009;
18. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М ., 1996;
19. Штомпка, П. Социология социальных изменений / П. Штомпка. – М.: Аспект-пресс, 1996;
20. Щербина В.В. Социология труда. - М., Издательство Московского университета, 1993;
21. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования / В.А. Ядов. – М.: Омега-Л, 2008.
Читать дальше