К лету 1993 года реформы ещё раз затормозились. По предложению В.
Геращенко Центральным Банком России, без обсуждения с министерством
финансов, срочно был проведён обмен денежных банкнот, которые были выпущены
в СССР и России до 1993 г. на новые деньги. Разъяснялась данная мера
желанием Центрального Банка отсечь денежную массу, какая присутствовала в
использовании в республиках бывшего СССР. Однако обмен денежных средств
проводился в столь сжатые сроки, что среди граждан увеличивалась паника, в
сберкассах образовались большие очереди. Однако, вмешался президент, и
временные рамки обмена были продлены, но, тем не менее, все и это
значительно подрывало доверие к властям. Другим, не меньше тяжелым ударом
по реформированию было принятие к августу 1993 года Верховным Советом
государственного бюджета с 25 процентным недостатком. В то же время
увеличивались объемы государственных займов на III квартал.
Противоречия меж направлениями власти зашли в тупик и добились
критического положения. В итоге глава Б.Н. Ельцин был обязан 21 сентября
1993 года создать указ № 1400, в каком объявлялось о роспуске Съезда
народных депутатов и Верховного Совета. Конкретной предпосылкой
возникновения этого указа возможно считать несогласие президента с принятым
национальным бюджетом, но намного более глубинная тема заключалась в том,
что законодательная власть начала олицетворять все консервативные силы в
сообществе, препятствовавшие экономическим реформам. Благодаря тому
несовершенство Конституции дозволяло депутатам вмешиваться в оперативную
сферу деятельности властей, внося тем самым непонятки при принятии тех или
же прочих решений. В данный момент Б. Ельцин стоял перед выбором: или не
сигнифицировать законопроект о бюджете, или распускать парламент. Президент
ушел на второй вариант, после этого еще более усложнилась политическая
обстановка, депутаты в протяжении нескольких дней отрешались покидать
здание парламента, в результате были применены военные силы и «Белый дом»
взят штурмом. Все данное положило начало к новому этапу в экономической и
политической жизни РФ. Наступило очень значимое для реформ годы. Ко власти
вернулся Е. Гайдар в роли вице-премьера и министра экономики, продолжались
радикальные конвертации. На протяжении октября-ноября 1993 г. проведена
буквально тотальная либерализация сельскохозяйственного сегмента, в их
числе цены на зерно.
Президент отдал указ о частной собственности на землю. К 25 сентября
была отменена выдача льготных кредитов (то есть прекратился время «дешевых
денег»), и Центробанк поднял ставку рефинансирования, установив к ноябрю
1993 г позитивную неподдельную процентную ставку. В данные месяцы резко
стали понижаться темпы инфляции, что, казалось, обозначало некую
макроэкономическую стабилизацию.[10] 12 декабря 1993 г в России прошли
выборы в Государственную Думу в соответствии с другим избирательным
законом, был сформирован Совет Федерации. В то же время, в процессе
референдума, утверждена Конституция Российской Федерации, какая в свою
очередь ознаменовала коренные трансформации в социально-политическом
устройстве государства, и, прежде всего, определение незыблемого принципа
разделения правительства: законодательной, исполнительной, а также
судебной. Стало покончено как с радикальным либерализмом, и с господством
коммунистического режима. Но в процессе данных выборов партии
демократической направленности не смогли набрать нужное количество голосов
и оказались в Думе в меньшинстве. При этом Е. Гайдар и Б. Федоров предпочли
уйти в отставку, а в правительстве усилились позиции заводских центристов
во главе с В. Черномырдиным.
Правда многие их действия были ориентированы на продолжение
экономической реформы, и допустимо подтверждать, что с того времени процесс
формирования рыночной экономики оказался необратимым: Россия пошла на путь
проведения обычной экономической политики. В виде доказательства этого
тезиса допустимо привести интерактивность темпов инфляции и недостатка
бюджета. Но до подлинной макроэкономической оптимизации было еще довольно
далеко, в чем можно удостовериться, проследив интерактивность обменного
курса рубля. В течение 1994 г он имел постоянную тенденцию к понижению. В
особенности резкое и внезапное снижение курса рубля по отношению к доллару
было отмечено в сентябре (на 20%), в течение недели с 3 по 10 октября он
сократился на 17%, а 11 октября случился обвал курса (на 27%, с 3081 до
3926 руб. за доллар). Тот день тут же был наименован «черным вторником». По
истечению 2-ух суток курс поднялся до 2940 рублей за доллар, и всё же
регулярная девальвация рубля не уменьшалась, и к завершению этого года курс
обмена достиг 3550 руб. Одной из наиболее болезненных трудностей 1991—1993
г.г. был распад рублевой зоны.
Роспуск Советского союза повлек за собой потрясение в денежной
системе. В 1991 г. на территории бывшего Советского Союза появились 15
центральных банков, всякий из коих имел возможность повышать денежную
массу, выпуская рублевые кредиты. И хоть наличные деньги вправе создавать
лишь Центральный банк РФ (так как все печатные станки были в Российской
Федерации), кредиты — это тоже деньги. Банки стремились перегнать друг
друга в выпуске подобных займов, что вело к непостоянности денежной
системы, к растущей инфляции.
Ни одна из новейших независимых государств не желала признавать
верховенство РФ в данной области, значит необходимо было разделить рублевую
зону и сделать в любой республике собственную валюту со своими центральным
денежно-кредитным учреждением. В итоге стало понятно, о том, что распад
рублевой зоны неизбежен. В 1992 г. свои валюты внедрили Эстония, Латвия,
Литва, Украина, а в 1993 году — буквально все прочие республики (кроме
Азербайджана и Таджикистана, какие реализовали это в 1994 году). Казалось
бы, распад единой денежной системы получился скоро, но большинство стран
были совершенно не подготовлены к денежным реформам, момент времени был
упущен, и в общем то все из них (за исключением прибалтийских республик)
пережили гиперинфляцию. Важной проблемой была взаимная торговля среди
бывших республик Советского союза, поскольку еще в пределах Советского
Союза начал процветать естественный обмен, или бартер. Когда же распался
Советский союз, определенные новые независящие страны не сразу выполнили
либерализацию внешней торговли, в них оставалась национальная монополия на
такую сферу деятельности. Между республиками отсутствовал действенный
платежный механизм, так как не имелось взаимного доверия, слаженной системы
юридических санкций и взаимовыгодных расчетов, совсем не хватало ликвидных
средств. Необходимо было найти скорое и известное решение для воплощения
прямых расчетов между фирмами, к примеру, в конвертируемой валюте с едиными
обменными курсами. Но для того изначально необходимо пойти на либерализацию
торговли и цен, а на подобные действия пошли лишь правительства России и
Прибалтики. Благодаря чему, внешнеторговые взаимоотношения с большинством
стран пришлось выполнять с большими осложнениями, сопряженными с
таможенными тарифами и квотами. Наиболее ранних проявлений экономической
реформы в России существовал подъём товарных бирж, объём которых в 1990—
1991 годах достигало 300. Большая часть из них были всепригодными и
занимались реализацией наиболее разнообразных продуктов.
Доходность договоров на данных биржах складывалась главным образом за
счет ненатурального разрыва в ценах: биржевые брокеры скупали товары по
невысоким, контролируемым страной расценкам, а после продавали их по
высоким рыночным ценам, что дозволило большинству биржевикам сделать
значительные состояния. Либерализация стоимости в январе 1992 года привела
к кризису товарных бирж, их количество стало заметно уменьшаться. К лету
1993 г объём активных бирж уменьшился до 150, и лишь 40 из них
функционировали все время. 40% всеобщего оборота было сконцентрировано на 6
товарных биржах, четыре из коих были в Москве. Торговля подобными
продуктами, как нефть, никель, алюминий, древесина, зерно, уголь была
сконцентрирована на одной из специальных бирж. На процедуру уменьшения
количества товарных бирж воздействовало конечно и то, что в государстве
была разрешена традиционная частная оптовая торговля инвестиционными
продуктами. И всё же биржи сыграли огромную роль в становлении рыночных
взаимоотношений, послужили фундаментом для появления более цивилизованных
биржевых структур, действующих в данное время. Необходимо обратить
внимание, что некие товарные биржи мгновенно сменили свою направленность и
перевоплотились в реальные фондовые биржи. Если в 1992 году биржевой оборот
с деньгами и ценными бумагами составлял всего лишь 3% от их всеобщего
оборота, то в 1993 году он мгновенно увеличился вплоть до 46 %.[11]