Введение 3
1. Понятие «девиация» 4
2. Понятие «социальный контроль» 7
3. Виды и типы девиации 10
4. Виды и типы социального контроля 16
Заключение 20
Список использованных источников 22
Приложение 23
Читать дальше
Таким образом, термин «девиация» может пониматься как в широком смысле – «любое отклонение от принятых в обществе социальных норм», - так и в узком – «незначительные проступки, которые не подпадают под статью уголовного или даже административного кодексов».
Понятие «девиация» обладает такими характеристиками, как относительность, механизм закрепления определений и зона вариативности. Относительность девиации означает, что поведение может оцениваться в качестве девиантного, т.е. отклоняющегося от норм в зависимости от того, кем оно реализуется и при каких обстоятельствах. Механизм закрепления определений реализуется в соответствии с тем, какое общество имеет место быть и какая власть (тоталитарная, демократическая и т.д.). Зона вариативности подразумевает те границы, в рамках которых поведение может считаться нормой, а превышение которых является девиацией.
Под социальным контролем понимается особый механизм социальной регуляции поведения людей и поддержания общественного порядка. Кроме того, социальный контроль включает в себя совокупность материальных и символических ресурсов, которыми располагает общество для поддержания конформного поведения своих членов в рамках предписанных норм и санкций (формальных и неформальных). Социальный контроль выполняет согласно Т. Парсонсу три функции (регулятивную, охранительную и стабилизирующую).
Основными типами и видами девиации являются первичные и вторичные, конструктивное и деструктивное поведение, причем к группе внешнедеструктивного поведения ученые относят аддиктивное и антисоциальное, а в группе внутридеструктивного поведения рассматривают суицидное, конформистское, нарциссическое, фанатическое и аутистическое поведение. На основе клинического подхода В.Д. Менделевича было выделено 5 типов девиантного поведения: делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического, психопатологического, на базе гиперспособностей. Учитывая, что подходов к выделению типов и видов девиантного поведения существует очень много и все они не могут в полной мере отразить все тонкости этого вида социального поведения, то Майсак Н.В., изучив основные типологии, свел их в единую матрицу.
Проведенное исследование типологий показало, что все авторы относят к девиантному поведению следующие проявления: алкоголизм, наркомания, табакокурение, насилие, склонность к совершению преступлений (нарушение 10 христианских заповедей, которые в том или ином виде представлены в любом обществе и всеми обществами пресекается).
Социальный контроль сводится к трем процессам:
- процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм;
- процессы, организующие социальный опыт индивидов;
- процессы применения различных формальных и неформальных социальных санкций.
также можно выделить некоторые виды социального контроля:
- внутренний (самоконтроль);
- внешний;
- формальный (со стороны государства и общества);
- неформальный (со стороны той общественной группы, в которой состоит индивид, например, семьи).
Читать дальше
1. Громов И. А., Мацкевич И. А., Семёнов В. А. Западная социология. ? СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2003. ? С. 532.
2. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ? 2-е изд., испр. ? М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 288 с.
3. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. ? Ростов н/Д: Феникс, 2001. ? 480 с.
4. Леонова И. В. Роль СМИ в предупреждении девиантности подрастающего поколения ? Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». ? 2008. ? № 2 ? Педагогика. Психология.
5. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения. ? Современные проблемы науки и образования. – 2010. – № 4 – С. 78-86
6. Парсонс Т. Система современных обществ. ? М.: Аспект-Пресс, 1997
7. Соловьянюк-Кротова В. Г. Стратегии профилактики девиантного поведения старшеклассников ? Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». ? 2010. ? № 2 ? Педагогика. Психология.
Читать дальше