Ваша кандидатская диссертация на заказ в Тюмени будет исполнена качественно на Work5.
. Глава 1. Керамика Само слово «керамика» происходит о т греческих слов keramos – глина и keramikos – гончарное искусство. Иными словами, керамические изделия изготовляют из глины путем придания ей в пластическом состоянии заданной формы с последующими процессами сушки и обжига. По структуре различают: - грубую керамику (строительная, шамотный кирпич и др.), - тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор, пьезо и сегнетокерамика, керметы и др.), - пористую с мелкозернистой структурой (фаянс, терракота, майолика и др.) - высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы). По применению керамику подразделяют на: - строительную (кирпич, черепица, облицовочные плитки и др.), - бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники), - химически стойкую (трубы, детали химической аппаратуры), - электротехническую, радиотехническую, теплоизоляционную (керамзит, пенокерамика и др.), - огнеупоры. Художественная керамика - художественные изделия из обожженной глины специального состава и изготовления: фарфор, фаянс, майолика, терракота, гончарные изделия. Производство керамических изделий – одно из самых древних ремесел. Начиная с каменного века, изготовлялись простые глиняные сосуды как необходимая утварь для хранения пищи и воды. В эпоху палеолита существовали сделанные из глины скульптуры людей и животных. Когда человек научился добывать огонь, производство керамических изделий сделало большой шаг вперед. Изделия из глины, обожженные для придания им твердости, были известны еще за 15 тыс. лет до н.э.[1] 1.1. Архитектурно-художественная керамика Архитектурно-художественная керамика включает декоративные садово- парковые вазы, монументальную скульптуру, настенные панно, детали ажурных решеток, фонтанов, декоративные барельефы, изразцы и другие архитектурные изделия. Процветала декоративная керамика и на Руси. В русском архитектурном декоре отражались вкусы народных мастеров, создававших праздничность и нарядность древних храмов, трапезных палат, княжеских и боярских теремов. Возникшие на Руси терракотовые рельефные изразцы были у дачной творческой переработкой традиционной белокаменной резьбы. Их производство было организовано в 1653г. на Валдае приглашенными ту да белорусскими мастерами. Мастера знали секрет изготовления глухих оловянных эмалей четырех цветов (белого, желтого, бирюзово-зеленого и синего) полупрозрачной коричневой поливы, которая на красной поверхности изразца давала различные оттенки. Эти многоцветные изразцы отвечали настроениям того времени, прекрасно сочетаясь со своеобразным декором зданий. Изразцы – это облицовочные майоликовые плитки, имеющие с тыльной стороны румп в виде открытой коробки, предназначенной для крепления в кладке стен, печей, каминов. Каждый изразец устанавливался на отведенное ему место в кладке, которая доводилась до ее верхнего края, после чего румпы изразцов и промежутки между ними заполнялись раствором. Сложно сказать, когда именно на Руси вошли в обиход изразцы, но большинство специалистов сходятся во мнении, что появление их связано с Византией и христианством. Как известно, первым русским каменным храмом была Десятинная церковь, построенная в 10 веке в Киеве. В 13 веке она была полностью разрушена, однако раскопки, проводимые современными археологами на месте, где стояла церковь, позволили обнаружить не только образцы керамических изделий, напоминающих традиционные изразцы, но и мастерскую, где они изготавливались.[2] Причем уже в этот период велось изготовление не только неглазированной, так называемой терракотовой плитки, но и изделий, покрытых разноцветной эмалью. Многие русские храмы в домонгольский период украшались цветными изразцами, тематикой которых были в основном растительные орнаменты, а также изображения птиц и животных. В период татаро-монгольского нашествия искусство изготовления изразцов на Руси приходит в упадок, но к 15-му веку вновь возрождается. Изразцы начинают использоваться не только в убранстве церквей и храмов, но и при оформлении дворцовых и жилых интерьеров. В этот период изготавливались в основном красные изразцы – плитки, которые были выполнены из красной глины, а лицевая сторона их имела рельефный рисунок. Но вскоре красные изразцы постепенно начали вытесняться изделиями, получившими название муравленых. Это название происходит от слова "мурава" - им в этот период обозначалась свинцовая глазурь, имевшая характерный зеленый цвет. Стоит заметить, что использование подобной глазури впервые началось значительно раньше – она применялась для оформления глиняных изделий еще древнекиевскими мастерами. Расцвет муравленых изразцов пришелся на 17-й век, когда они начали широко использоваться как отделочный материал при оформлении фасадов зданий, в основном церковных, а также для облицовки печей и каминов. Лучшие образцы изделий подобного рода украшали многие русские храмы. Интересно, что ими не только покрывали главы храмов – изразцы использовались для создания надписей, которые располагались в виде фриза по наружной поверхности стен. Принято считать, что своего расцвета искусство создания муравленых изразцов достигло в Ярославле, где до сих пор сохранились украшенные ими здания. Первой церковью, при создании убранства которой были использованы муравленые изразцы, стал Храм Рождества Христова. Муравленая плитка украшает здесь крыльцо и часть фасада. Но особое внимание привлекает изразцовый фриз, который представляет собой запись об именах тех, кто вносил основные пожертвования на строительство храма.[3] А со временем муравленые изразцы стали своеобразной отличительной чертой многих ярославских храмов. Другой русский город, с именем которого тесно связано развитие искусства создания муравленых изразцов – Псков. Однако со временем появились более совершенные технологии изготовления изразцов, позволяющие выполнять многоцветные изделия. Такие изразцы получили название цененных, а технология их изготовления заключалась в том, что на поверхность обожженной плитки наносилась разноцветная эмаль. После этого плитка снова подвергалась обжигу, что обеспечивало прочность и долговечность эмалевых покрытий. Именно полихромные изразцы пришли на смену муравленым, так как с их использованием появилась возможность создания ярких красочных композиций, украшавших многие русские церкви и храмы 17-18 веков В настоящее время декоративная керамика широко применяется в архитектуре – это и настенные панно, и декоративные композиции, и решетки, и элементы малых форм, и изделия унитарного назначения. В последние годы отношение архитекторов к декоративной керамике изменилось. Все чаще на стенах домов стали появляться керамические мозаики, росписи по облицовочным плиткам и терракотовые рельефы. В интерьерах и парках нередко можно встретить керамические вазы и декоративную скульптуру. Архитектурно-художественная керамика приобрела значение собирательного термина, так как общность технологии изготовления художественных изделий в фарфоре, фаянсе, майолике, терракоте и других керамических материалов позволяет объединить эти изделия в одну группу. Изделия архитектурно- художественной керамики играют важную роль в жизни современного человека. Они повседневно его окружают, являясь предметами первой необходимости, и в то же время украшают его жилище.[4] Игрушки делались из разных видов глин, в различной технике. Это зависело, видимо, от того, месторождения каких глин были по близости и от времени изготовления игрушек. Изготовление игрушек – ремесло всегда стоящее рядом с гончарным промыслом, и технические приемы, использующиеся при изготовлении керамики, применялись и при изготовлении глиняной игрушки. В XIVXV вв. игрушки лепились, в основном из красной глины. В XVIXVII вв. продолжает использоваться красная глина и широко применяется серая глина. В это же время начинают появляться бело глиняные игрушки, которые привозились из Москвы. В XVIII в. игрушки, в основном белоглиняные, покрытые разноцветной поливой. Глиняные игрушки из археологических фондов ВСМЗ по функциональным признакам можно разделить на два вида: детские игрушки, универсальные игрушки. Детские в свою очередь подразделяются на три типа: изобразительные (сплошные, не полые фигурки животных и птиц), шумящие (погремушки шары, погремушки животные), хозяйственно- бытовые (детская посуда). I тип: изобразительные игрушки. Это фигурки животных, в основном, медведей и коней, в отличие от свистулек и погремушек они не пустотелы, имеют сплошное, цель ное тулово. Головы и лапы у этих фигурок лепились отдельно, крепи лись потом к готовому туловищу, вследствие чего они часто отламывались при обжиге или игре (поэтому почти все фигурки в археологических коллекциях без ног или головы). Формы их различны. Видимо, это зависело и от местности, где изготовлена игрушка и от мастера, вылепившего ее.[5] II тип: шумящие игрушки. К ним относятся различные погремушки. Погремушки в наших коллекциях можно разделить на два подтипа: это погремушкишары и погремушкиживотные. Все они полые, внутри каждой заключен глиняный шарик или камушек, благодаря которому игрушка гремит.[6] III тип: хозяйственно- бытовые игрушки. Хозяйственно-бытовые игрушки представлены в археологических коллекциях музея детской посудой. В фондах 4 таких игрушки: миниатюрный красноглиняный горшочек, белоглиняная поливная крынка, белоглиняная, покрытая желтой поливой ступка, и грубо слепленный горшочек. Маленькое игрушечное хозяйство детей подражало современному ему хозяйству взрослых, и игрушечная посуда была копией настоящей, отличаясь от нее только размером. Следующий вид это универсальные игрушки. Универсальные игрушки – многофункциональны, отсюда и их название. Они могли использоваться как игрушки, и как музыкальные инструменты, применялись в народных обрядах. К ним относятся звуковые игрушки. Звуковые, по издаваемому ими звуку, делятся на свистульки, свистульки погремушки, колокольчики. Вероятно, первыми игрушками были случайные предметы: камешки, шишки, сучки. Потом игрушками стали, помимо случайных вещей, и различные отходы при изготовлении тех или иных орудий и изделий, а также отжившие свой век вещи “мира взрослых”. Со временем люди стали делать игрушки специально. В первую очередь это были уменьшенные копии “настоящих”, “взрослых” вещей – кукольная посуда, охотничье и боевое оружие, миниатюрные повозки и хижины. В XVI—XVII веках Гончарная слобода — центр керамического производства старой Москвы. Выселки гончаров образовались за Яузой не случайно: эта водная преграда могла защитить деревянную столицу от опустошительных пожаров, а ведь именно с огнем, и связано, прежде всего, гончарное ремесло.