Содержание Введение 2 Глава 1. Керамика 2 1.1. Архитектурно-художественная керамика 4 Глава 2. Стекло 9 Заключение 14 Список литературы 16

керамика и стеклоделие

реферат
10 страниц
100% уникальность
2011 год
111 просмотров
Еремеева Е.
Эксперт по предмету «Дизайн»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание Введение 2 Глава 1. Керамика 2 1.1. Архитектурно-художественная керамика 4 Глава 2. Стекло 9 Заключение 14 Список литературы 16
Читать дальше
В настоящее время керамика и стекло прочно заняли передовое место среди конструкционных и отделочных материалов. Они позволяют создавать уникальные здания и сооружения, не имеющие аналогов в мировой истории архитектуры. Керамика по своей природе поистине уникальна: керамическим изделиям можно придавать всевозможную форму, а их лицевую поверхность офактуривать, покрывать глазурями, ангобами, декорировать. С древних времен в обиход вошло керамическое изобразительное искусство, которое постоянно совершенствуется. Стекло и изделия на его основе имеют также широкий спектр применения: оконные и витринные стекла, зеркала и декоративно- отделочные стекла, стеклопакеты и стеклоблоки, ячеистое стекло и стекловолокно, ситаллы и шлакоситаллы и т.д. Как и керамика, стекло является предметом изобразительного искусства. Издавна мастера стеклодувы создавали неописуемые по красоте шедевры, художественное великолепие отображено в стекломозаике, цветных витражах. Оба материала – стекло и керамика уникальны по своей сути и незаменимы. Прочность и надежность керамики, светопрозрачность и эстетичность стекла предопределили их главенствующую роль в современной стройиндустрии.


Ваша кандидатская диссертация на заказ в Тюмени будет исполнена качественно на Work5.


. Глава 1. Керамика Само слово «керамика» происходит о т греческих слов keramos – глина и keramikos – гончарное искусство. Иными словами, керамические изделия изготовляют из глины путем придания ей в пластическом состоянии заданной формы с последующими процессами сушки и обжига. По структуре различают: - грубую керамику (строительная, шамотный кирпич и др.), - тонкую с однородной мелкозернистой структурой (фарфор, пьезо и сегнетокерамика, керметы и др.), - пористую с мелкозернистой структурой (фаянс, терракота, майолика и др.) - высокопористую (теплоизоляционные керамические материалы). По применению керамику подразделяют на: - строительную (кирпич, черепица, облицовочные плитки и др.), - бытовую и санитарно-техническую (посуда, художественные изделия, умывальники), - химически стойкую (трубы, детали химической аппаратуры), - электротехническую, радиотехническую, теплоизоляционную (керамзит, пенокерамика и др.), - огнеупоры. Художественная керамика - художественные изделия из обожженной глины специального состава и изготовления: фарфор, фаянс, майолика, терракота, гончарные изделия. Производство керамических изделий – одно из самых древних ремесел. Начиная с каменного века, изготовлялись простые глиняные сосуды как необходимая утварь для хранения пищи и воды. В эпоху палеолита существовали сделанные из глины скульптуры людей и животных. Когда человек научился добывать огонь, производство керамических изделий сделало большой шаг вперед. Изделия из глины, обожженные для придания им твердости, были известны еще за 15 тыс. лет до н.э.[1] 1.1. Архитектурно-художественная керамика Архитектурно-художественная керамика включает декоративные садово- парковые вазы, монументальную скульптуру, настенные панно, детали ажурных решеток, фонтанов, декоративные барельефы, изразцы и другие архитектурные изделия. Процветала декоративная керамика и на Руси. В русском архитектурном декоре отражались вкусы народных мастеров, создававших праздничность и нарядность древних храмов, трапезных палат, княжеских и боярских теремов. Возникшие на Руси терракотовые рельефные изразцы были у дачной творческой переработкой традиционной белокаменной резьбы. Их производство было организовано в 1653г. на Валдае приглашенными ту да белорусскими мастерами. Мастера знали секрет изготовления глухих оловянных эмалей четырех цветов (белого, желтого, бирюзово-зеленого и синего) полупрозрачной коричневой поливы, которая на красной поверхности изразца давала различные оттенки. Эти многоцветные изразцы отвечали настроениям того времени, прекрасно сочетаясь со своеобразным декором зданий. Изразцы – это облицовочные майоликовые плитки, имеющие с тыльной стороны румп в виде открытой коробки, предназначенной для крепления в кладке стен, печей, каминов. Каждый изразец устанавливался на отведенное ему место в кладке, которая доводилась до ее верхнего края, после чего румпы изразцов и промежутки между ними заполнялись раствором. Сложно сказать, когда именно на Руси вошли в обиход изразцы, но большинство специалистов сходятся во мнении, что появление их связано с Византией и христианством. Как известно, первым русским каменным храмом была Десятинная церковь, построенная в 10 веке в Киеве. В 13 веке она была полностью разрушена, однако раскопки, проводимые современными археологами на месте, где стояла церковь, позволили обнаружить не только образцы керамических изделий, напоминающих традиционные изразцы, но и мастерскую, где они изготавливались.[2] Причем уже в этот период велось изготовление не только неглазированной, так называемой терракотовой плитки, но и изделий, покрытых разноцветной эмалью. Многие русские храмы в домонгольский период украшались цветными изразцами, тематикой которых были в основном растительные орнаменты, а также изображения птиц и животных. В период татаро-монгольского нашествия искусство изготовления изразцов на Руси приходит в упадок, но к 15-му веку вновь возрождается. Изразцы начинают использоваться не только в убранстве церквей и храмов, но и при оформлении дворцовых и жилых интерьеров. В этот период изготавливались в основном красные изразцы – плитки, которые были выполнены из красной глины, а лицевая сторона их имела рельефный рисунок. Но вскоре красные изразцы постепенно начали вытесняться изделиями, получившими название муравленых. Это название происходит от слова "мурава" - им в этот период обозначалась свинцовая глазурь, имевшая характерный зеленый цвет. Стоит заметить, что использование подобной глазури впервые началось значительно раньше – она применялась для оформления глиняных изделий еще древнекиевскими мастерами. Расцвет муравленых изразцов пришелся на 17-й век, когда они начали широко использоваться как отделочный материал при оформлении фасадов зданий, в основном церковных, а также для облицовки печей и каминов. Лучшие образцы изделий подобного рода украшали многие русские храмы. Интересно, что ими не только покрывали главы храмов – изразцы использовались для создания надписей, которые располагались в виде фриза по наружной поверхности стен. Принято считать, что своего расцвета искусство создания муравленых изразцов достигло в Ярославле, где до сих пор сохранились украшенные ими здания. Первой церковью, при создании убранства которой были использованы муравленые изразцы, стал Храм Рождества Христова. Муравленая плитка украшает здесь крыльцо и часть фасада. Но особое внимание привлекает изразцовый фриз, который представляет собой запись об именах тех, кто вносил основные пожертвования на строительство храма.[3] А со временем муравленые изразцы стали своеобразной отличительной чертой многих ярославских храмов. Другой русский город, с именем которого тесно связано развитие искусства создания муравленых изразцов – Псков. Однако со временем появились более совершенные технологии изготовления изразцов, позволяющие выполнять многоцветные изделия. Такие изразцы получили название цененных, а технология их изготовления заключалась в том, что на поверхность обожженной плитки наносилась разноцветная эмаль. После этого плитка снова подвергалась обжигу, что обеспечивало прочность и долговечность эмалевых покрытий. Именно полихромные изразцы пришли на смену муравленым, так как с их использованием появилась возможность создания ярких красочных композиций, украшавших многие русские церкви и храмы 17-18 веков В настоящее время декоративная керамика широко применяется в архитектуре – это и настенные панно, и декоративные композиции, и решетки, и элементы малых форм, и изделия унитарного назначения. В последние годы отношение архитекторов к декоративной керамике изменилось. Все чаще на стенах домов стали появляться керамические мозаики, росписи по облицовочным плиткам и терракотовые рельефы. В интерьерах и парках нередко можно встретить керамические вазы и декоративную скульптуру. Архитектурно-художественная керамика приобрела значение собирательного термина, так как общность технологии изготовления художественных изделий в фарфоре, фаянсе, майолике, терракоте и других керамических материалов позволяет объединить эти изделия в одну группу. Изделия архитектурно- художественной керамики играют важную роль в жизни современного человека. Они повседневно его окружают, являясь предметами первой необходимости, и в то же время украшают его жилище.[4] Игрушки делались из разных видов глин, в различной технике. Это зависело, видимо, от того, месторождения каких глин были по близости и от времени изготовления игрушек. Изготовление игрушек – ремесло всегда стоящее рядом с гончарным промыслом, и технические приемы, использующиеся при изготовлении керамики, применялись и при изготовлении глиняной игрушки. В XIVXV вв. игрушки лепились, в основном из красной глины. В XVIXVII вв. продолжает использоваться красная глина и широко применяется серая глина. В это же время начинают появляться бело глиняные игрушки, которые привозились из Москвы. В XVIII в. игрушки, в основном белоглиняные, покрытые разноцветной поливой. Глиняные игрушки из археологических фондов ВСМЗ по функциональным признакам можно разделить на два вида: детские игрушки, универсальные игрушки. Детские в свою очередь подразделяются на три типа: изобразительные (сплошные, не полые фигурки животных и птиц), шумящие (погремушки шары, погремушки животные), хозяйственно- бытовые (детская посуда). I тип: изобразительные игрушки. Это фигурки животных, в основном, медведей и коней, в отличие от свистулек и погремушек они не пустотелы, имеют сплошное, цель ное тулово. Головы и лапы у этих фигурок лепились отдельно, крепи лись потом к готовому туловищу, вследствие чего они часто отламывались при обжиге или игре (поэтому почти все фигурки в археологических коллекциях без ног или головы). Формы их различны. Видимо, это зависело и от местности, где изготовлена игрушка и от мастера, вылепившего ее.[5] II тип: шумящие игрушки. К ним относятся различные погремушки. Погремушки в наших коллекциях можно разделить на два подтипа: это погремушкишары и погремушкиживотные. Все они полые, внутри каждой заключен глиняный шарик или камушек, благодаря которому игрушка гремит.[6] III тип: хозяйственно- бытовые игрушки. Хозяйственно-бытовые игрушки представлены в археологических коллекциях музея детской посудой. В фондах 4 таких игрушки: миниатюрный красноглиняный горшочек, белоглиняная поливная крынка, белоглиняная, покрытая желтой поливой ступка, и грубо слепленный горшочек. Маленькое игрушечное хозяйство детей подражало современному ему хозяйству взрослых, и игрушечная посуда была копией настоящей, отличаясь от нее только размером. Следующий вид это универсальные игрушки. Универсальные игрушки – многофункциональны, отсюда и их название. Они могли использоваться как игрушки, и как музыкальные инструменты, применялись в народных обрядах. К ним относятся звуковые игрушки. Звуковые, по издаваемому ими звуку, делятся на свистульки, свистульки погремушки, колокольчики. Вероятно, первыми игрушками были случайные предметы: камешки, шишки, сучки. Потом игрушками стали, помимо случайных вещей, и различные отходы при изготовлении тех или иных орудий и изделий, а также отжившие свой век вещи “мира взрослых”. Со временем люди стали делать игрушки специально. В первую очередь это были уменьшенные копии “настоящих”, “взрослых” вещей – кукольная посуда, охотничье и боевое оружие, миниатюрные повозки и хижины. В XVI—XVII веках Гончарная слобода — центр керамического производства старой Москвы. Выселки гончаров образовались за Яузой не случайно: эта водная преграда могла защитить деревянную столицу от опустошительных пожаров, а ведь именно с огнем, и связано, прежде всего, гончарное ремесло.

Читать дальше
Таким образом, подводя итог нашему исследованию, можно сделать следующие выводы: Искусство керамики – изготовление различных предметов из глины – древнейший вид народного ремесла. С незапамятных времен керамические изделия служили человеку. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары создавали всевозможные по форме и декору цветочные горшки, кувшины, миски, фляги, блюда, вазы и многие иные предметы, необходимые в быту. Пластичность глинистого материала, его тональность, колористическое многообразие глазурей, которые придают изделиям сочную и пеструю окраску, способствовали тому, что керамические изделия выполняли не только исключительно утилитарную функцию, они становились произведениями искусства. Керамика разных эпох отмечена характерными чертами своего времени. Интерес к ней сохраняется и в настоящее время. Ныне керамика широко используется в отделке фасадов зданий, оформлении интерьеров, в садово-парковой архитектуре, в декоративно-прикладном искусстве. Стеклоделие также известно со времен древнего Египта. Таким образом, человечество имело возможность на протяжении многих веков совершенствовать производство этих материалов, развивать теорию, на базе которой создавались принципиально новые изделия и технологии. Интенсификация процессов в промышленности, в том числе химической, металлургической, энергетической, машиностроении, авиационной и ракетно-космической технике, радиоэлектронике и т.п. привела к расширению ассортимента и созданию материалов с заданными свойствами, в частности на основе силикатов и других тугоплавких неметаллических соединений. К ним относятся сверхогнеупорные, термостойкие и износостойкие материалы, часто работающие в экстремальных условиях, специальные виды стекол и ситаллов, быстротвердеющие и высокопрочные вяжущие - цементы, композиты, бетоны. В заключении можно сказать, что стекло и керамика нашли свое отражение в современном облике. Эти материалы, известные с древних времен, не только не утратили своего значения, а, наоборот, приобрели новый статус в современном градостроительстве. Именно они являются сейчас основной материальной базой нынешней архитектуры, обеспечивая современным постройкам надежность, комфортность и красоту.
Читать дальше
1. Ашарина Н.А. Русское стекло. М.: Галарт, 1999, 255 с., ил. 2. Ашарина Н.А. Дулькина Т.И.Русская керамика и стекло. М., 1978 3. Бубнова З.А. Старинный русский фаянс. М., 1973 4. Воронов Н.В. Дубова М.М. Невский хрусталь. Л., 1984. 287 с.ил.. 5. Гинзбург, В.П. Керамика в архитектуре / В.П. Гинзбург. – М.: Стройиздат, 1983. – 200 с. 6. Долгих Е.В. Русское художественное стекло XVII – н. XVIII в. М., 1985 7. Кучумов А.М. Русское декоративно-прикладное искусство в собрании Павловского дворца-музея. Л.:1981 8. Корелова, А.И. Стекло, керамика и их будущее / А.И. Корелова. – Л., 1962. – 53 с. 9. Ланцетти, А.Г. Изготовление художественного стекла / А.Г. Ланцетти, М.Л. Нестеренко. – М.: Высшая школа, 1987. – 304 с. 10. Минько, Н.И. История развития и основы технологии стекла: учеб. пособие / Н.И. Минько, В.М. Нарцев, Р.Г. Мелконян. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2008. – 396 с. 11. Недилько, С.А. Школьникам о керамике / С.А. Недилько. – Киев: Радянська школа, 1990. – 144 с. 12. Писарская Л.Платонова Н. Ульянова Б.Русские эмали XI-XVII вв. М., 1974
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image