Введение 3 Глава 1. Тема общественного неравенства в литературе XX века 5 Глава 2. Сравнение как средство отображения общественного неравенства эпохи 20-х годов XX века 11 2.1 Сравнения. Виды сравнений 11 2.2 Сравнение в произведениях Хаксли как отображение общественного неравенства эпохи 20-х годов XX века 19 Заключение 24 Список литературы 26

Сравнение как средство отображения общественного неравенства эпохи 20х годов 20 века в произведении Олдоса Хаксли \"Контрапункт\"

курсовая работа
История
25 страниц
100% уникальность
2011 год
167 просмотров
Максим, Р.
Эксперт по предмету «История языка»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 Глава 1. Тема общественного неравенства в литературе XX века 5 Глава 2. Сравнение как средство отображения общественного неравенства эпохи 20-х годов XX века 11 2.1 Сравнения. Виды сравнений 11 2.2 Сравнение в произведениях Хаксли как отображение общественного неравенства эпохи 20-х годов XX века 19 Заключение 24 Список литературы 26
Читать дальше
Приём сравнения играет огромную роль в жизни и деятельности человека: сравнение применяется как метод познания действительности, ведущий к установлению характерных признаков предмета; вместе с тем сравнение широко употребляется и в качестве приёма художественной речи, служащего одним из средств зарисовки образа. Сравнением называется образное словесное выражение, в котором изображаемое явление явным образом уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку, и при этом в объекте сравнения выявляются новые, неординарные свойства. Как художественный приём, сравнение - это сопоставления двух явлений, предметов, людей и их черт и т.д. - по признаку, наиболее выражающему замысел, позицию, мироощущение автора. В результате сопоставления лиц, характеров, событий с другими объектами сравнения изображаемое как бы конкретизируется, становится более очевидным и выразительным. Прием сравнения часто используется в литературе, он используется в различных целях, в частности, чтобы показать характерные черты человека или даже общества. Так, прием сравнения используется О.


Если вы ищете сайт с диссертациями на заказ, заходите на Work5.


. Хаксли в романе «Контрапункт» для того, чтобы показать социальное неравенство. Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением. Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий — столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, но меньшей мере, скептически. Неравенство — неотъемлемый элемент всякого общества. Речь идет о социальном неравенстве, которое воспроизводится в достаточно устойчивых формах, как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. «Контрапункт» – роман, автор которого как хирургическим скальпелем препарирует быт и нравы английского высшего света эпохи "прекрасных двадцатых". Высший свет, интеллектуальные круги и художническая богема изображены в "Контрапункте" с большей силой сатирического отрицания, нежели в предыдущих романах. Пустота, никчемность, неприспособленность к жизни героев романа естественно диктуют необходимость противопоставить этим теням рода человеческого какие-то прочные положительные ценности. Объект исследования – тема общественного неравенства в литературе. Предмет исследования – прием сравнения как средство отображения общественного неравенства в романе О. Хаксли «Контрапункт». Цель исследования – рассмотреть сравнение как средство отображения общественного неравенства в романе О. Хаксли «Контрапункт». В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи: 1. Рассмотреть тему общественного неравенства в литературе XX века. 2. Рассмотреть сравнение как средство отображения общественного неравенства эпохи 20-х годов XX века. Глава 1. Тема общественного неравенства в литературе XX века Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким- то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах. Что же такое неравенство? В.В. Радаев определяет социальное неравенство следующим образом: «в самом общем виде неравенство означает, что люди имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления»[1]. Для описания системы неравенства между группами людей специалисты применяют понятие – социальной стратификации. Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже – классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество – закрытым или открытым[2]. Проблема социального неравенства неоднократно поднималась в литературе XX века. Так, в произведениях А.И. Куприна выражается настоящий социальный протест против положения детей из низших слоев общества, обреченных обществом на непосильную работу, на нищету и вымирание. Маленькая Сашенька напоминает «чахлую травинку в расщелинах старых каменных построек» («Детский сад»); измучен, изнурен работой прекрасный деревенский паренек Васька, шахта для него «странное, непонятное... чудище» («В недрах земли»). Как бы на две половины делится мир в рассказе «Белый пудель»: на одной его стороне находятся барыня-миллионерша и ее сын, на другой – старый шарманщик, дедушка Лодыжкин, маленький акробат Сережа и пудель Арто. Тем более острым, полным настоящего драматизма становится конфликт, возникший между ними из-за белого пуделя. Конфликт этот подчеркивает разницу в психологии, в этических и нравственных принципах представителей той и другой сторон. Для барыни пудель является лишь вещью, которая продается и покупается. Для дедушки и Сережи Артошка их друг, ради спасения которого мальчик готов рисковать жизнью. Как отмечает В.Н. Афанасьев, чем дальше развивается творчество Куприна, тем все отчетливее звучит в нем сочувствие к беднякам, все заметнее отходят на второй план рассказы о «необыкновенных» случаях из жизни «коварных» и «жестоких» красавиц из высшего света. Характерно, что в более поздних рассказах писателя героини такого типа все резче и решительнее противопоставляются простым и скромным людям, с которыми сталкивает их судьба. На стороне этих скромных людей все симпатии автора. Показательна в этом отношении небольшая повесть Куприна «Кэт», появившаяся впервые в печати в начале 1897 года и впоследствии дважды выходившая в новых редакциях и под новыми названиями (сначала «Барышня», затем в собрании сочинений «Прапорщик армейский»). Повесть строится как своеобразная исповедь центральных ее персонажей – пехотного прапорщика Лапшина и светской барышни Кэт. Первый изливает свои чувства в дневнике, вторая – в письмах к подруге. И Лапшин и Кэт описывают одни и те же события – первую встречу, знакомство, последующие свидания; в дневнике и в письмах отражается весь их непродолжительный роман. Из сопоставления дневника Лапшина и писем Кэт вырисовывается образ простого, скромного, духовно здорового, верящего в возможность большой, настоящей любви юноши - и развращенной светской девицы, давно изверившейся в любви и мечтающей лишь о «еще более дерзких и еще более томительных ласках»[3]. М. Горький впервые поднял вопрос о людях “дна”, как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком. По его мнению все люди рождаются свободными и равноправными. Они должны поступать в отношении друг друга в духе братства. В пьесе “На дне” автор показывает нам бесчеловечность социальных отношений. Автор показывает нам ту атмосферу, в которой находятся бедные люди. Ужасная бедность приводит в унизительное положение. Естественно, что обитатели “дна” хотят выбраться из этого положения, не хотят унижать свое человеческое достоинство. Они протестуют против жестокой жизни. Все это непосредственно зависит от социальных условий, от царящего неравенства. Государство не давало возможности людям подняться из этого “дна”, не принимало в общество бедных людей. Горький показывает бесправие низов. Как отмечает Б.А. Бялик, пьеса «На дне» явилась обвинительным приговором социальному строю, превращавшему людей в отбросы общества. В то же время мир «дна», ночлежки, в которой ютятся люди трагических судеб, уравненные полным бесправием, нищетой и отсутствием какой-либо надежды выбраться отсюда, показывался как мир, отмеченный родимыми пятнами породившего его буржуазного общества. Беспощадной картиной быта деклассированных элементов, изображением «дна», являющегося изнанкой современного буржуазного обновления строя Горький утверждал мысль о необходимости решительного обновления этого строя во имя освобождения человека. Художественно-революционная задача писателя связывала прямым образом его пьесу с освободительным движением рабочих масс и позволяла широко использовать образы, созданные художником в развертывающейся политической борьбе[4]. Если в отечественных произведениях социальное неравенство большей частью было связано с беднотой и бесправностью рабочего класса, то, например, в произведениях У. Фолкнера раскрывается вопрос социального неравенства связанного с расовым неравенством. И хотя Фолкнера мало интересовала борьба идей и классов, он показывал «борьбу человеческого сердца с самим собой», стихийное, инстинктивное начало в человеке, человека трагического в своей биологической и социальной несовместимости, беспомощного перед смертью, но сильного в сопротивлении ей, его симпатии на стороне маленьких людей, жалких и обездоленных, униженных и раздавленных, но способных на живые страсти и страдания. Изображаемая им действительность, жизнь американского Юга дает писателю множество поводов для самого тяжкого раздумья: одичание, моральная деградация в среде "белых бедняков", цепляющихся за свою последнюю привилегию, за право высокомерно ненавидеть и третировать таких же бедняков- негров, фальшивая оппозиция южных идеологов к капитализму "янки" при фактическом активном участии имущих классов Юга в общекапиталлистическом грабеже[5]. Эптон Билл Синклер продолжил критическое освещение американского образа жизни, начатое до него М. Твеном, Ф. Норрисом, Дж. Лондоном и другими американскими писателями. Продолжил по-своему, привнеся в него свои особенные черты. Он много пишет об американских рабочих, об условиях их жизни, работы, их борьбе за свои права. Изображение классовой борьбы между трудом и капиталом, отражение рабочего движения в литературе - все это было новым качеством американской литературы первого десятилетия XX в. Как и Лондон, Синклер выступил пропагандистом идей социализма. Конечно, социализм его был своеобразен. "Социалистом чувства, без теоретического образования" назвал писателя Ленин. Синклер призывал к ликвидации буржуазного общества, к замене его социалистическим строем, но мирными средствами, исключающими революционное насилие. Не были ему чужды и идеи христианского социализма[6]. Проблема социального неравенства поднимается и в романах Д. Стейнбека. В 1930-е в творчестве Стейнбека очень сильны социальные ноты. Следуя жизненной правде, писатель не приукрашивает своих героев и показывает их такими, какими их вылепили среда, время, законы общества: в характерах некоторых из Джоудов и ряда других персонажей автор распознает черты жестокости, нетерпимости, озлобленности или тупой забитости. В то же время самим духом своего романа Стейнбек утверждает: главные, определяющие качества людей труда — чувство собственного достоинства, честь, справедливость, ощущение человеческой общности обездоленных. Сама социальная действительность США, как о том свидетельствует роман, непрерывно подвергает эти чувства поруганию. Поэтому в душах героев Стейнбека зреют и наливаются горькой тяжестью гроздья праведного гнева против тех, кто притесняет трудящихся, и под воздействием суровых испытаний обостряется классовое сознание трудового народа, который приходит к мысли о необходимости последовательной борьбы за свои права, как приходят к ней Ма Джоуд, Том, бродячий проповедник Джим Кейси, связавший свою судьбу с неимущими. Исполненный веры в стойкость и величие человека, проникнутый целенаправленным критическим пафосом, роман «Гроздья гнева» стал выдающимся явлением американской литературы. Действие романа происходит во времена Великой депрессии. Бедная семья фермеров-арендаторов, Джоуды, вынуждена покинуть свой дом в Оклахоме из-за засухи, экономических трудностей и изменений в принципах ведения сельского хозяйства. В практически безвыходной ситуации, они направляются в Калифорнию вместе с тысячами других семей «оки», надеясь найти там средства к существованию[7]. Таким образом, проблема социального неравенства неоднократно поднималась в литературе XX века. Глава 2. Сравнение как средство отображения общественного неравенства эпохи 20-х годов XX века

Читать дальше
Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким-то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах. В самом общем виде неравенство означает, что люди имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Проблема социального неравенства неоднократно поднималась в литературе XX века. Если в отечественных произведениях социальное неравенство большей частью было связано с беднотой и бесправностью рабочего класса, то, например, в произведениях У. Фолкнера раскрывается вопрос социального неравенства связанного с расовым неравенством. Эптон Билл Синклер продолжил критическое освещение американского образа жизни, начатое до него М. Твеном, Ф. Норрисом, Дж. Лондоном и другими американскими писателями. Продолжил по-своему, привнеся в него свои особенные черты. Он много пишет об американских рабочих, об условиях их жизни, работы, их борьбе за свои права. Проблема социального неравенства поднимается и в романах Д. Стейнбека. В 1930-е в творчестве Стейнбека очень сильны социальные ноты. Следуя жизненной правде, писатель не приукрашивает своих героев и показывает их такими, какими их вылепили среда, время, законы общества: в характерах некоторых из Джоудов и ряда других персонажей автор распознает черты жестокости, нетерпимости, озлобленности или тупой забитости. В то же время самим духом своего романа Стейнбек утверждает: главные, определяющие качества людей труда — чувство собственного достоинства, честь, справедливость, ощущение человеческой общности обездоленных. Таким образом, тема социального неравенства неоднократно поднималась в литературе XX века. Целью данной работы было рассмотрение приема сравнения как отображения социального неравенства в романах О. Хаксли. Сравнение – это распространенный в публицистике и художественной литературе стилистический приём. Оно часто бывает приёмом композиционным или служит основой для развёртывания образа Сравнение, являющееся стилистическим приемом нетропеического типа, выделяющее и характеризующее те или иные свойства объекта изображения путем его сопоставления с другим предметом или явлением, обладает рядом лингвистических признаков, которые имеют различную степень устойчивости. Почти все исследователи делят сравнения на две группы: первая группа – сравнения точные, без оценочных элементов, критерием их выделения является употребление в нейтральном стиле; вторая группа – сравнения, содержащие оценочный элемент, или же относящиеся к определённому стилю (возвышенному, фамильярному). Сравнение может быть развёрнутым и, иногда, может превращаться в метафорическое выражение.
Читать дальше
1. Huxley A. Point counter point. 2. Анджапаридзе Г.А. Печальный контрапункт светлого завтра [электронный источник] – режим доступа http://lib.ru/INOFANT/HAKSLI/hucksley0_1.txt 3. Афанасьев В.Н. Куприн А.И. Критико-биографический очерк - М.: Художественная литература, 1960. – 119с. 4. Бабайцева В. В. Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория. – М.: Просвещение, 1992. – 327с. 5. Бахмутова Е.А. Культура речи. Изд.-е 2 испр. И доп. – Казань, изд.-во Казанского ун.-та, 1964. – 200с. 6. Блохина Н.Г., Жукова Т.Е., Иванова И.С. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи Учеб. пособие для студентов высших и сред. проф. заведений / Под общ. ред. проф. Н. Г. Блохиной. – Тамбов: 2006. – 122с. 7. Бялик Б.А. М. Горький – драматург / Б.А. Бялик. 2-е, перераб. и доп. – М.: Советский писатель, 1977. – 639с. 8. Валгина Н. С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. – М., 2001. – 275с. 9. Виноградов В. В. Русский язык. – М., 1982. – 256с. 10. Вопросы стилистики устной и письменной формы речи. / Под ред. О.Б. Сиротинина. – Саратов, изд.-во Саратовского ун.-та, 1989. – 183с. 11. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М.: Айрис-пресс, 1997. – 448с. 12. Горшков А.И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика Учеб. для педагогических университетов и гуманитарных вузов. — М.: АСТ: Астрель, 2006. — 367c. 13. Ефимов А.И. Стилистика художественной речи. – М.:МГУ, 1961. – 508с. 14. Заика В.И. Очерки по теории художественной речи. – Великий Новгород: Изд-во Новг. гос. ун-та им. Ярослава Мудрого, 2006. – 407с. 15. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. – М.: Высшая школа, 1990. – 344с. 16. Радаев В.В. Социальная стратификация: Учеб. пособие для вузов/ В.В. Радаев, О.И. Шкаратан. — М.: Наука, 1995. — 237с. 17. Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Человек, цивилизация, общество. – М ., 1992. – С. 353-392. 18. Супрун Л.А. История английской и американской литературы. Краткий обзор Учебное пособие по зарубежной литературе для школ с углубленным изучением английского языка. — Донецк: Центр подготовки абитуриентов, 1999 — 128с. 19. Толмачёв В.М. Зарубежная литература конца XIX – начала XX века. – М.: Издательский центр "Академия", 2003. – 496с. 20. Томашевский Б.В. Стилистика. - Л.: ЛГУ, 1983. – 286с. 21. Тулина Т.А. С чем мы сравниваем?//Русская речь. - М.: издательство «Наука». 1974. – 160с. 22. Ушакова Ю.Ю. Лексическая наполняемость и структурно-семантические особенности компаративных тропов в русском языке. – Калуга, 2005. – 268с. 23. Хаксли О. Контрапункт. О дивный новый мир. Обезьяна и сущность. Рассказы: Пер. с англ. / О. Хаксли. – М.: НФ "Пушкинская библиотека", ООО "Издательство ACT", 2002. – 986с. 24. Цурганова Е.А. Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. – М.: Intrada, 2004. – 560с. 25. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – М.: Наука, 1974. – 304с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image