Если вы ищете сайт с диссертациями на заказ, заходите на Work5.
. Хаксли в романе «Контрапункт» для того, чтобы показать социальное неравенство. Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением. Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий — столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, но меньшей мере, скептически. Неравенство — неотъемлемый элемент всякого общества. Речь идет о социальном неравенстве, которое воспроизводится в достаточно устойчивых формах, как отражение политической, экономической, культурно-нормативной структуры общества. «Контрапункт» – роман, автор которого как хирургическим скальпелем препарирует быт и нравы английского высшего света эпохи "прекрасных двадцатых". Высший свет, интеллектуальные круги и художническая богема изображены в "Контрапункте" с большей силой сатирического отрицания, нежели в предыдущих романах. Пустота, никчемность, неприспособленность к жизни героев романа естественно диктуют необходимость противопоставить этим теням рода человеческого какие-то прочные положительные ценности. Объект исследования – тема общественного неравенства в литературе. Предмет исследования – прием сравнения как средство отображения общественного неравенства в романе О. Хаксли «Контрапункт». Цель исследования – рассмотреть сравнение как средство отображения общественного неравенства в романе О. Хаксли «Контрапункт». В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи: 1. Рассмотреть тему общественного неравенства в литературе XX века. 2. Рассмотреть сравнение как средство отображения общественного неравенства эпохи 20-х годов XX века. Глава 1. Тема общественного неравенства в литературе XX века Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким- то образом упорядочить эти отношения между категориями людей, различающихся во многих аспектах. Что же такое неравенство? В.В. Радаев определяет социальное неравенство следующим образом: «в самом общем виде неравенство означает, что люди имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления»[1]. Для описания системы неравенства между группами людей специалисты применяют понятие – социальной стратификации. Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, деление социальных слоев по уровню доходов и образу жизни, по наличию или отсутствию привилегий. В первобытном обществе неравенство было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах неравенство очень сильное, оно поделило людей по доходам, уровню образования, власти. Возникли касты, затем сословия, а позже – классы. В одних обществах переход из одного социального слоя (страты) в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений (мобильность) определяет то, каким является общество – закрытым или открытым[2]. Проблема социального неравенства неоднократно поднималась в литературе XX века. Так, в произведениях А.И. Куприна выражается настоящий социальный протест против положения детей из низших слоев общества, обреченных обществом на непосильную работу, на нищету и вымирание. Маленькая Сашенька напоминает «чахлую травинку в расщелинах старых каменных построек» («Детский сад»); измучен, изнурен работой прекрасный деревенский паренек Васька, шахта для него «странное, непонятное... чудище» («В недрах земли»). Как бы на две половины делится мир в рассказе «Белый пудель»: на одной его стороне находятся барыня-миллионерша и ее сын, на другой – старый шарманщик, дедушка Лодыжкин, маленький акробат Сережа и пудель Арто. Тем более острым, полным настоящего драматизма становится конфликт, возникший между ними из-за белого пуделя. Конфликт этот подчеркивает разницу в психологии, в этических и нравственных принципах представителей той и другой сторон. Для барыни пудель является лишь вещью, которая продается и покупается. Для дедушки и Сережи Артошка их друг, ради спасения которого мальчик готов рисковать жизнью. Как отмечает В.Н. Афанасьев, чем дальше развивается творчество Куприна, тем все отчетливее звучит в нем сочувствие к беднякам, все заметнее отходят на второй план рассказы о «необыкновенных» случаях из жизни «коварных» и «жестоких» красавиц из высшего света. Характерно, что в более поздних рассказах писателя героини такого типа все резче и решительнее противопоставляются простым и скромным людям, с которыми сталкивает их судьба. На стороне этих скромных людей все симпатии автора. Показательна в этом отношении небольшая повесть Куприна «Кэт», появившаяся впервые в печати в начале 1897 года и впоследствии дважды выходившая в новых редакциях и под новыми названиями (сначала «Барышня», затем в собрании сочинений «Прапорщик армейский»). Повесть строится как своеобразная исповедь центральных ее персонажей – пехотного прапорщика Лапшина и светской барышни Кэт. Первый изливает свои чувства в дневнике, вторая – в письмах к подруге. И Лапшин и Кэт описывают одни и те же события – первую встречу, знакомство, последующие свидания; в дневнике и в письмах отражается весь их непродолжительный роман. Из сопоставления дневника Лапшина и писем Кэт вырисовывается образ простого, скромного, духовно здорового, верящего в возможность большой, настоящей любви юноши - и развращенной светской девицы, давно изверившейся в любви и мечтающей лишь о «еще более дерзких и еще более томительных ласках»[3]. М. Горький впервые поднял вопрос о людях “дна”, как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком. По его мнению все люди рождаются свободными и равноправными. Они должны поступать в отношении друг друга в духе братства. В пьесе “На дне” автор показывает нам бесчеловечность социальных отношений. Автор показывает нам ту атмосферу, в которой находятся бедные люди. Ужасная бедность приводит в унизительное положение. Естественно, что обитатели “дна” хотят выбраться из этого положения, не хотят унижать свое человеческое достоинство. Они протестуют против жестокой жизни. Все это непосредственно зависит от социальных условий, от царящего неравенства. Государство не давало возможности людям подняться из этого “дна”, не принимало в общество бедных людей. Горький показывает бесправие низов. Как отмечает Б.А. Бялик, пьеса «На дне» явилась обвинительным приговором социальному строю, превращавшему людей в отбросы общества. В то же время мир «дна», ночлежки, в которой ютятся люди трагических судеб, уравненные полным бесправием, нищетой и отсутствием какой-либо надежды выбраться отсюда, показывался как мир, отмеченный родимыми пятнами породившего его буржуазного общества. Беспощадной картиной быта деклассированных элементов, изображением «дна», являющегося изнанкой современного буржуазного обновления строя Горький утверждал мысль о необходимости решительного обновления этого строя во имя освобождения человека. Художественно-революционная задача писателя связывала прямым образом его пьесу с освободительным движением рабочих масс и позволяла широко использовать образы, созданные художником в развертывающейся политической борьбе[4]. Если в отечественных произведениях социальное неравенство большей частью было связано с беднотой и бесправностью рабочего класса, то, например, в произведениях У. Фолкнера раскрывается вопрос социального неравенства связанного с расовым неравенством. И хотя Фолкнера мало интересовала борьба идей и классов, он показывал «борьбу человеческого сердца с самим собой», стихийное, инстинктивное начало в человеке, человека трагического в своей биологической и социальной несовместимости, беспомощного перед смертью, но сильного в сопротивлении ей, его симпатии на стороне маленьких людей, жалких и обездоленных, униженных и раздавленных, но способных на живые страсти и страдания. Изображаемая им действительность, жизнь американского Юга дает писателю множество поводов для самого тяжкого раздумья: одичание, моральная деградация в среде "белых бедняков", цепляющихся за свою последнюю привилегию, за право высокомерно ненавидеть и третировать таких же бедняков- негров, фальшивая оппозиция южных идеологов к капитализму "янки" при фактическом активном участии имущих классов Юга в общекапиталлистическом грабеже[5]. Эптон Билл Синклер продолжил критическое освещение американского образа жизни, начатое до него М. Твеном, Ф. Норрисом, Дж. Лондоном и другими американскими писателями. Продолжил по-своему, привнеся в него свои особенные черты. Он много пишет об американских рабочих, об условиях их жизни, работы, их борьбе за свои права. Изображение классовой борьбы между трудом и капиталом, отражение рабочего движения в литературе - все это было новым качеством американской литературы первого десятилетия XX в. Как и Лондон, Синклер выступил пропагандистом идей социализма. Конечно, социализм его был своеобразен. "Социалистом чувства, без теоретического образования" назвал писателя Ленин. Синклер призывал к ликвидации буржуазного общества, к замене его социалистическим строем, но мирными средствами, исключающими революционное насилие. Не были ему чужды и идеи христианского социализма[6]. Проблема социального неравенства поднимается и в романах Д. Стейнбека. В 1930-е в творчестве Стейнбека очень сильны социальные ноты. Следуя жизненной правде, писатель не приукрашивает своих героев и показывает их такими, какими их вылепили среда, время, законы общества: в характерах некоторых из Джоудов и ряда других персонажей автор распознает черты жестокости, нетерпимости, озлобленности или тупой забитости. В то же время самим духом своего романа Стейнбек утверждает: главные, определяющие качества людей труда — чувство собственного достоинства, честь, справедливость, ощущение человеческой общности обездоленных. Сама социальная действительность США, как о том свидетельствует роман, непрерывно подвергает эти чувства поруганию. Поэтому в душах героев Стейнбека зреют и наливаются горькой тяжестью гроздья праведного гнева против тех, кто притесняет трудящихся, и под воздействием суровых испытаний обостряется классовое сознание трудового народа, который приходит к мысли о необходимости последовательной борьбы за свои права, как приходят к ней Ма Джоуд, Том, бродячий проповедник Джим Кейси, связавший свою судьбу с неимущими. Исполненный веры в стойкость и величие человека, проникнутый целенаправленным критическим пафосом, роман «Гроздья гнева» стал выдающимся явлением американской литературы. Действие романа происходит во времена Великой депрессии. Бедная семья фермеров-арендаторов, Джоуды, вынуждена покинуть свой дом в Оклахоме из-за засухи, экономических трудностей и изменений в принципах ведения сельского хозяйства. В практически безвыходной ситуации, они направляются в Калифорнию вместе с тысячами других семей «оки», надеясь найти там средства к существованию[7]. Таким образом, проблема социального неравенства неоднократно поднималась в литературе XX века. Глава 2. Сравнение как средство отображения общественного неравенства эпохи 20-х годов XX века