ВВЕДЕНИЕ 3
1. Научно-техническая мысль в России 18 века 5
1.1. Деятельность Петербургской Академии наук 5
1.2. Научно-техническая мысль России XVIII века 14
1.3. Деятельность М.В.Ломоносова 20
2. Научно-техническая мысль XIX века 26
2.1. Научно-техническая мысль первой половины XIX века 26
2.2. Научно-техническая мысль второй половины XIX века 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 38
Читать дальше
В период начавшейся модернизации российского общества в XVIII веке Петровские преобразования первой четверти XVIII в. дали мощный толчок для развития науки и техники в России. Неоценимый вклад на данном этапе внесла созданная при Петре I Академия наук, продолжающая свою деятельность и по сей день (Российская Академия наук).
Члены академии активно поддерживали передовые общественно-педагогические начинания, составляли проекты школьных реформ, способствовали организации новых учебных заведений, воспитывали молодых ученых, преподавали, занимались написанием и переводом с иностранных языков школьных учебников, проводили экзамены среди желающих стать домашними учителями, издавали научные и научно-популярные труды и переводы, читали публичные лекции. Основы, заложенные в этом веке, привели к «золотому XIX веку» русской культуры и науки в частности.
Подводя итоги развития научно-технической мысли XVIII века, стоит отметить, что российская научная школа возникла на базе западно-европейской. Первыми приглашенными учеными были иностранцы, которые способствовали подготовке и обучению отечественных ученых и техников. Вследствие этого можно сказать: отечественная наука является частью европейской.
В XIX веке происходит эволюционное развитие научно-технической мысли. Открылось множество новых учебных заведений, повысилась грамотность, появились новые виды наук. Технические изобретения, усовершенствованные в последующем времени, намного облегчили жизнь человека. Однако зачастую технические достижения отставали от научной мысли в связи с консерватизмом общества.
Одним из главных достижений XIX века стало появление исторической науки и вследствие этого возросшее национальное самосознание. До сих пор не угасает интерес к трудам Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского. Стали появляться теоретические школы таких искусств как живопись, музыка, литература.
Высшее политическое руководство современной России осознаёт важность научно-технической мысли в стране и декларирует её активное развитие для пользы общества. Ярким примером является создание наукоградов и научных проектов (в частности, «Сколково»). Остро стоит вопрос о подготовке высокообразованных специалистов и развитием образования, которое не в состоянии совершенствоваться без взаимодействия с наукой, без использования ее достижений.
Проанализировав опыт предыдущих веков, в России есть шанс занять лидирующую позицию в науке.
Читать дальше
1. АКАДЕМИчЕСКАя НАУКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В XVIII–XX ВЕКАХ. ИСТОРИчЕСКИЕ
ОчЕРКИ. СПБ., 2003.
2. Александровская О.А. Становление географической науки в России в XVIII
в. М., 1989.
3. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.
4. Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники XVI–XIX веков (до 70х
гг. XIX в.) М., 1984.
5. Данилевский В.В. Русская техническая литература первой четверти XVIII
века. M.-JL, 1954.
6. Есаков В.А., Лебедев Д.М. Русские географические открытия и исследования
с древнейших времен до 1917 г. М., 1971.
7. Зворыкин И.В. История техники. М., 1962.
8. История Академии наук СССР. Т. 1. М-Л., 1958.
9. Колчинский Э.И. Естественная история в России (Очерки развития
естествознания в России в XVIII в.). СПб., 2004
10. Кулябко Е.С. М.В. Ломоносов и учебная деятельность Петербургской
Академии наук. М., 1962.
11. Летопись Российской Академии наук. 1724–1802. СПб., 2000. Т. 1.
12. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. М.-Л., 1957. Т.Х.
13. Невская Н.И. Петербургская астрономическая школа XVIII в. Л., 1984.
14. Немцы и развитие образования в России. СПб., 1998.
15. Ожигова Е.П. Математика в Петербургской Академии наук в конце
XVIII–первой половине XIX в. Л., 1980.
16. Остольский В.Й., Чеканов А.А. Очерки истории техники в России с
древнейших времён до 60-х годов XIX века. М., 1978.
17. Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724 г. //
Уставы Академии наук / отв. ред. Г. К. Скрябин. М., 1975. С. 31–39.
18. Смагина Г.И. Академия наук и российская школа. Вторая половина XVIII
века. М., 2002.
19. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён. II изд. — СПб.,
KН.IV. С.861-862; KH.V. - С.533-550.
-----------------------
[1] Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724 г. //
Уставы Академии наук / отв. ред. Г. К. Скрябин. М., 1975. С. 37–39.
[2] Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724 г. //
Уставы Академии наук / отв. ред. Г. К. Скрябин. М., 1975. С. 31–32.
Читать дальше