На протяжении почти двадцати лет Россия находится в поиске оптимальных отношений со странами Северо-Восточной Азии. Необходимость этого поиска обусловлена как внутрироссийскими, так и внешними политическими интересами и потребностями страны.
Регион Северо-Восточной Азии включает в себя Монголию, Японию, Китай и обе Кореи. Сюда же помещают и российский Дальний Восток.
Все указанные страны интенсивно развиваются в экономическом, научно-техническом, военном плане. Для этого данным странам помимо собственных сырьевых ресурсов требуются и ресурсы нашей страны, что для нас очень выгодно с экономической точки зрения. В этой сфере национальные интересы России соблюдены, хотя экономический сектор можно еще расширять и расширять.
Не все так гладко в геополитическом плане: территориальные проблемы с Японией (часть Курильских островов) и Китаем (реки Амур и Аргунь) заставляют искать новые пути сотрудничества с этими странами. И если в отношениях с Китаем вопросы территории поднимаются не так часто, то вопрос южных островов Курильской гряды на слуху у каждого, будь то житель России или Японии.
То же самое касается и миграции китайского населения и безвизового въезда в Россию японцев на территорию Дальнего Востока и далее в глубь России – по сути, идет «тихий» захват нашей территории. Конечно, мы пытаемся ограничивать официальную миграцию законодательными актами (в отношении Китая), дабы соблюсти национальные интересы нашего народа, нашего государства, но, тем не менее, нелегальная миграция никуда не исчезает.
Одной из самых острых проблем XX и XXI столетий является проблема ядерной безопасности. Россия, сама являясь ядерной державой, прекрасно осознает опасность, исходящую от угрозы применения ядерного оружия или ядерной катастрофы.
А в регионе Северо-Восточной Азии такие угрозы существуют. Не так давно к ядерным державам присоединилась КНДР, которая находится в довольно напряженным отношениях со своим соседом – Республикой Кореей. К тому же КНДР не выполняет условия Договора о нераспространении ядерного оружия, что может привести к непредсказуемым последствиям как в регионе, так и в мире.
С другой стороны, техногенная катастрофа на АЭС «Фокусима» в Японии, произошедшая в результате цунами, надолго нарушила экологию данного региона. Последствия данной аварии будут страшнее Чернобыля, т. к. здесь нужно учитывать и то, что Япония – островное государство, и океанические течения, которые разносят радиацию.
На примере этих двух стран можно заметить, что ядерная безопасность зависит не только от военного, но и от мирного применения атома.
И здесь необходимо расширять, ускорять принятие международных законодательных актов, касаемых ядерной безопасности России, а, следовательно, и ее национальных интересов.
Помимо законодательных актов, касающихся ядерного вооружения, Россия и страны Северо-Восточной Азии целенаправленно развивают и отношения в сфере мирного использования атома, придерживаясь при этом международного законодательства по ядерной безопасности.
Заключены двухсторонние соглашения между странами, регулирующие деятельность сторон по добыче и переработке ядерных материалов, их транспортировке, переработке, радиационной защите, по контролю за окружающей средой, проектированию реакторов и т. д.
Заботясь о своих национальных интересах в Северо-Восточной Азии, Россия, тем не менее, не забывает и о безопасности своей территории, разрабатывая различные концепции социально-экономического и политического развития страны, пытается обеспечить рост благосостояния россиян, инвестирует средства в развитие науки и техники.
Подводя итоги работы, отмечу, что мной рассмотрено понятие национального интереса, показаны международные отношения России и стран Северо-Восточной Азии, а также изучена проблема ядерной безопасности страны, что и требовалось выполнить.