Введение 1
Глава 1. Современные проблемы обучения иностранным языкам 4
Глава 2. Культурный аспект обучения иностранным языкам 9
2.1. Принцип культуросообразности в обучении иностранным языкам 11
2.2. Лингвострановедение как аспект обучения иностранным языкам 16
Глава 3. Формирование способности к межкультурной компетенции 23
3.1. Способности. Формирование способностей. 23
3.2. Межкультурная компетенция как показатель сформированности способности человека участвовать в межкультурной коммуникации 25
Заключение 30
Читать дальше
Модернизация системы российского образования приводит к тому, что
современной целью обучения иностранному языку и культуре является сейчас не
усвоение определенной системы знаний, умений и навыков, а подготовка к
реальной межкультурной коммуникации. Термин «межкультурная коммуникация»
достаточно широко распространен в современной методической науке, и его
трактовка дана весьма четко. Этим термином определяется совокупность
специфических процессов взаимодействия партнеров по общению, принадлежащих
к разным лингвоэтнокультурным сообществам.
При несовершенном владении иностранным языком, характерном для уровня
школы, межкультурная коммуникация характеризуется рядом специфических
особенностей, среди которых наиболее существенными являются следующие:
. подготовка к реальной межкультурной коммуникации в средней школе
осуществляется в искусственных условиях и неадекватными
средствами – учебным общением с одноклассниками, являющимися
носителями одной культуры;
. основным коммуникативным партнером школьников, изучающих
иностранный язык, является учитель, который не является
носителем иноязычной культуры, а является носителем одной
культуры;
. паттернирование как подражание культурному образцу при
несовершенном владении иностранным языком оказывает плохую
услугу обучаемому. Общение на иностранном языке выпускника
средней школы с его зарубежными сверстниками вполне может
характеризоваться индивидуальным, национальным, природным
стилем;
. межкультурная коммуникация, обеспечивающая взаимопонимание
собеседников, требует от овладевающих иноязычной коммуникативной
деятельностью, достаточных фоновых знаний, социокультурного
фона, в контексте которого функционирует изучаемый иностранный
язык.
Способность к успешной межкультурной коммуникации называется
межкультурной компетенцией, которая состоит из языковой компетенции и
лингвострановедческой компетенции. Языковая компетенция подразумевает
владение достаточным запасом языковых средств, чтобы быть способным
осуществлять коммуникацию с носителем иностранного языка.
Лингвострановедческая компетенция является более сложным понятием,
включающим в себя владение достаточным запасом фоновых знаний, чтобы быть
способным осуществлять эффективную коммуникацию с представителем
иностранной культуры.
В рамках обучения межкультурной коммуникации содержание культурного
компонента приобретает огромное значение. Основой такого обучения является
культура как образ жизни, особенно обычаи и верования определенной группы
людей в определенное время. В связи с этим обучении межкультурной
коммуникации должно быть основано на концепции диалога культур.
Формирование межкультурной компетенции следует рассматривать в связи с
развитием личности ученика, его способности и готовности принимать участие
в диалоге культур на основе принципов кооперации, взаимного уважения,
терпимости к культурным различиям и преодолению культурных барьеров. В
процессе приобщения к чужой культуре в контексте диалога культур ученик
опирается на познавательные средства своей культуры, привлекаемые для
осознания средств чужой культуры, на новые знания о чужой культуре,
сформированные в процессе ее познания, и на новые знания о своей культуре,
созданные при познании чужой культуры.
Помимо готовности принять иностранную культуру как равную своей, у
учеников должно развиваться положительное отношение к реалиям изучаемого
языка, которое позволит им при определенной практике осуществлять
эффективную коммуникацию с представителями других культур.
Таким образом, современная цель обучения иностранному языку
представляет собой «выход» на формирование личности обучающегося, на его
готовности, способности и личностные качества, позволяющие ему осуществлять
различные виды речемыслительной деятельности в условиях социального
взаимодействия с представителями иных лингвоэтносоциумов и их культурой
иного языкового образа мира. Интегративность данной цели проявляется во
взаимосвязи трех ее аспектов: прагматического, когнитивного и
педагогического.
Читать дальше
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и
практика преподавания языков). С.-Петербург: 1999. 472 с.
2. Барышников Н.В. Параметры обучения межкультурной коммуникации в
средней школе. – 2002. – № 2.
3. Бобкова В.Н. Страноведение как форма привития интереса к изучению
иностранных языков // ИЯШ. – 2006. – № 5.
4. Борисенко М.К. Некоторые аспекты преподавания элементов
лингвострановедения в старших классах. // ИЯШ. – 1997. - №3. – с.18-19
5. Боровиков Л.И. Самоанализ профессиональной деятельности учителя:
позиционно-личностный подход Новосибирск, 2000.
6. Буланкина Н.Е., Асеев А.А. Основы формирования культурологической
компетенции учителя // Сибирский учитель, 2000, №5, с.40-43.
7. Вартанов А.В. От обучения иностранному языку к преподаванию
иностранного языка и культуры // ИЯШ. – 2003. - № 2.
8. Викторова Диалоговая концепция культуры // Парадигма. Журнал
межкультурной коммуникации. – 1998. – № 1.
9. Воронина Г.И. Современное состояние преподавания иностранных языков в
средней школе // ИЯШ. – 1991. – № 3.
10. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура. – М., 1993.
11. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова.
М.: 1980. 304 с.
12. Гальскова Межкультурное обучение: проблема целей и содержание обучения
иностранным языкам // ИЯШ. – 2004. - № 1.
13. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика. М.: 2004. 334 с.
14. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М.:
Просвещение, 1982.
15. Европейский языковой портфель для старших классов общеобразовательных
учреждений. Биография. Паспорт. Досье. Москва. 2001.
16. Елизарова, Г.В Культура и обучение иностранным языкам. – СПб: КАРО,
2005. – 352 с .
17. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: 2002. 263 с.
18. Клер Н. Дискурс и иноязычная культура в обучении иностранным языкам //
Глядя в будущее. Первый советско-американский симпозиум по
теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков
(1989 г.). – М.: Изд-во Рема, МГЛУ, 1989
19. Кащук С.М. Лингвострановедческий подход при обучении французскому
языку в младших классах // ИЯШ. – 1997. – № 2. – С. 51.
20. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: 2001. 204 с.
21. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования.-
М.:Издателький центр “Академия”, 2001.
22. Морозова Н.Ю. Теория обучения иностранным языкам. СГУ: 2002. 50 с.
23. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение,
обучение, оценка. МГЛУ: 2003. 260 стр.
24. Пассов Е.И., Кузовлёв В.П., Царькова В.Б. Учитель иностранного языка.
Мастерство и личность. М.: 1993. 160 с.
25. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в
преподавании культуры страны изучаемого языка // ИЯШ. – 2001. – № 4.
26. Соловова, Кривцова Социокультурные лакуны: типология, причины
появления и способы изучения иностранных языков // ИЯШ. – 2006. – № 5.
27. Тер-Минасова С.Г. Язык и культура. – М., 2000.
28. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. // Иностранные
языки в школе, 2000, №2.
29. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: 2000. 624 с.
30. Томахин Г.Д. Лингвистические аспекты лингвострановедения // Вопр.
языкознания. – 1986. – с. 113-119.
31. Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое? // ИЯШ. – 1996. – №
6. – с. 22-27.
32. Учебный словарь лингводидактических терминов: теория и практика
преподавания языков и культур. Сост. А.М. Тевелевич. Омск. 2004.
33. Халеева И.И. О гендерных подходах к теории обучения языкам и культурам
// Известия Российской академии образования. - 2000. №1.
34. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно
ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003.
- № 2.
Читать дальше