Почему написание курсовой работы по биологии лучше заказать на Work5. Потому что у нас работают доктора и кандидаты наук, а также практикующие специалисты. У нас есть авторы по всем направлениям.
. Власова, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева и др. - нарушение зрения, возникшее у детей в раннем детстве или имеющееся с рождения, является причиной целого ряда особенностей в психическом развитии ребенка. Слепота или слабовидение обусловливает своеобразие в формировании детских восприятий и представлений, в развитии двигательной активности, что влияет также и на другие стороны их познавательной деятельности. Относительно мышления детей с нарушениями зрения многие авторы: М.И. Земцова. Ю.А. Кулагин. Н.С. Костючек, А Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др. - указывают на его очень важную компенсаторную роль в процессе формирования у таких детей способов познания окружающего мира. Вместе с тем исследователи считают глубоко ошибочным мнение, распространенное в тифлопедагогике в XIX веке и в начале XX века и заключающееся в признании более высокого развития логического мышления у слепых, чем у зрячих. Л.С. Выготский указывал на опасность фиктивной компенсации у слепых детей, проявляющейся в вербализме знаний, лишенных необходимой опоры в конкретно-образной сфере, и в образовании лжепонятий, что возникает вследствие выделения случайных признаков предметов, но оцениваемых как существенные [2]. Трудности, обнаруживающиеся у слабовидящих детей при необходимости отделить случайное от существенного и ведущие к ошибкам в мыслительных операциях, были отчетливо показаны затем в ряде экспериментальных исследований М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой и др. По мнению данных авторов, недостаток конкретных образов предметов у слепых детей, слабая их дифференцированность, ошибочное опознавание случайных признаков, как существенных, могут обусловливать возникновение неправильных или неточных обобщений, формальных [4;16]. Вместе с тем, как отмечает М.И. Земцова, при правильном сочетании в обучении словесных средств с доступной слепым детям наглядностью и с предметно-практической и трудовой деятельностью достигается высокий уровень развития не только формально-логического, но и конструктивно-творческого их мышления [4]. В настоящее время познавательная деятельность и, особенно, мышление слабовидящих детей остается еще значительно менее исследованной областью, чем соответствующие стороны психики. Исследования восприятий, памяти и мышления слабовидящих детей наиболее интенсивно ведутся в основном в последние два десятилетия. Снижение остроты зрения в ряде случаев сочетается у слабовидящих детей с нарушением цветоощущения, сужением поля зрения, поражениями двигательных функций глаза, расстройством бинокулярного зрения. Все это обусловливает значительное своеобразие зрительного восприятия слабовидящих детей. Вместе с тем для слабовидящих детей зрение остается одним из главных способов отражения окружающей действительности, и осязание у них не приобретает той важной замещающей роли, как это происходит у слепых детей в процессе практической и учебной деятельности. У слабовидящих детей позднее формируется специфическое узнавание предметов. Слабовидящие дети испытывают большие трудности в вычленении существенных признаков предметов, чем это наблюдается у детей с нормальным зрением. Вместе с тем, в правильно педагогически организованных условиях слабовидящие дети научаются точно опознавать предметы в совокупности их свойств. Собственно мышлению слабовидящих детей посвящены исследования Т.П. Головиной, В.А. Лониной, В.А. Морошкина и др. Кроме этого, данные исследований восприятия, представлений и памяти слабовидящих детей также содержат материалы, позволяющие судить о тех или иных сторонах мыслительной деятельности слабовидящих детей. Неумение выделить существенные признаки предметов и отношения между ними, трудности классификации предметов, формализм словесных значений, наблюдающиеся у слабовидящих детей, могут вести к образованию псевдопонятий, о чем применительно к слепым детям писал Л.С. Выготский. Вместе с тем, по данным В. Гудонис, в условиях обучающего эксперимента слабовидящие дети овладевают умениями устанавливать смысловые связи в сюжетных картинках и выделять главные мысли в рассказах столь же успешно, как и нормально видящие дети того же возраста [3]. М.И. Земцова подчеркивают также важную роль мыслительной деятельности и речи в компенсации неполноценных зрительных восприятий и представлений у слабовидящих детей, когда недостатки чувственного опыта восполняются словесными знаниями, а трудности непосредственного отражения действительности преодолеваются опосредствованными способами познания [4]. Таким образом, исследователями отмечается, с одной стороны, своеобразие и определенное отставание в развитии мышления слабовидящих детей, с другой стороны - компенсаторная роль способов мыслительной деятельности в познании мира у этой группы аномальных детей. Цель исследования – изучить особенности мыслительной деятельности слабовидящих детей школьного возраста. Объект исследования - слабовидящие дети школьного возраста. Предмет исследования - особенности мышления слабовидящих детей школьного возраста. Гипотеза исследования: дефект зрения оказывает влияние на развитие процесса мышления слабовидящих детей. Задачи: 1) Рассмотреть психологическую характеристику слабовидящих детей. 2) Изучить основные подходы к изучению характера влияния дефекта зрения на процесс мышления слабовидящих детей. 3) Проанализировать взаимосвязь дефекта зрения и протекания основных мыслительных операций слабовидящих детей. 4) Разработать рекомендации для родителей и педагогов по развитию мышления слабовидящих детей.