Введение 2 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ 6 1.1 Психологическая характеристика слабовидящих детей 6 1.2 Основные подходы к изучению характера влияния дефекта зрения на процесс мышления слабовидящих детей 11 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ДИНАМИКИ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ 19 2.1 Взаимосвязь дефекта зрения и протекания основных мыслительных операций слабовидящих детей 19 2.2 Рекомендации для родителей и педагогов по развитию мышления слабовидящих детей 23 Заключение 30 Список используемых источников 31

мышление слабовидящих детей

курсовая работа
Психология
30 страниц
100% уникальность
2011 год
105 просмотров
Бердников М.
Эксперт по предмету «Специальная психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 2 ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ МЫШЛЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ 6 1.1 Психологическая характеристика слабовидящих детей 6 1.2 Основные подходы к изучению характера влияния дефекта зрения на процесс мышления слабовидящих детей 11 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ДИНАМИКИ ПРОЦЕССА МЫШЛЕНИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ 19 2.1 Взаимосвязь дефекта зрения и протекания основных мыслительных операций слабовидящих детей 19 2.2 Рекомендации для родителей и педагогов по развитию мышления слабовидящих детей 23 Заключение 30 Список используемых источников 31
Читать дальше
Задачи дошкольного образования детей могут быть успешно разрешены лишь при формировании умений самостоятельной мыслительной деятельности. В этой связи большое значение приобретают исследования мышления детей, направленные на раскрытие возможностей их разностороннею умственного развития. Указанное положение в полной мере распространяется на детей, имеющих нарушении зрения, поскольку перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача разностороннего воспитания. Как установлено исследованиями дефектологов: Р.М. Боскис, Т.А.


Почему написание курсовой работы по биологии лучше заказать на Work5. Потому что у нас работают доктора и кандидаты наук, а также практикующие специалисты. У нас есть авторы по всем направлениям.


. Власова, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин, Л.И. Солнцева и др. - нарушение зрения, возникшее у детей в раннем детстве или имеющееся с рождения, является причиной целого ряда особенностей в психическом развитии ребенка. Слепота или слабовидение обусловливает своеобразие в формировании детских восприятий и представлений, в развитии двигательной активности, что влияет также и на другие стороны их познавательной деятельности. Относительно мышления детей с нарушениями зрения многие авторы: М.И. Земцова. Ю.А. Кулагин. Н.С. Костючек, А Г. Литвак, Л.И. Солнцева и др. - указывают на его очень важную компенсаторную роль в процессе формирования у таких детей способов познания окружающего мира. Вместе с тем исследователи считают глубоко ошибочным мнение, распространенное в тифлопедагогике в XIX веке и в начале XX века и заключающееся в признании более высокого развития логического мышления у слепых, чем у зрячих. Л.С. Выготский указывал на опасность фиктивной компенсации у слепых детей, проявляющейся в вербализме знаний, лишенных необходимой опоры в конкретно-образной сфере, и в образовании лжепонятий, что возникает вследствие выделения случайных признаков предметов, но оцениваемых как существенные [2]. Трудности, обнаруживающиеся у слабовидящих детей при необходимости отделить случайное от существенного и ведущие к ошибкам в мыслительных операциях, были отчетливо показаны затем в ряде экспериментальных исследований М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой и др. По мнению данных авторов, недостаток конкретных образов предметов у слепых детей, слабая их дифференцированность, ошибочное опознавание случайных признаков, как существенных, могут обусловливать возникновение неправильных или неточных обобщений, формальных [4;16]. Вместе с тем, как отмечает М.И. Земцова, при правильном сочетании в обучении словесных средств с доступной слепым детям наглядностью и с предметно-практической и трудовой деятельностью достигается высокий уровень развития не только формально-логического, но и конструктивно-творческого их мышления [4]. В настоящее время познавательная деятельность и, особенно, мышление слабовидящих детей остается еще значительно менее исследованной областью, чем соответствующие стороны психики. Исследования восприятий, памяти и мышления слабовидящих детей наиболее интенсивно ведутся в основном в последние два десятилетия. Снижение остроты зрения в ряде случаев сочетается у слабовидящих детей с нарушением цветоощущения, сужением поля зрения, поражениями двигательных функций глаза, расстройством бинокулярного зрения. Все это обусловливает значительное своеобразие зрительного восприятия слабовидящих детей. Вместе с тем для слабовидящих детей зрение остается одним из главных способов отражения окружающей действительности, и осязание у них не приобретает той важной замещающей роли, как это происходит у слепых детей в процессе практической и учебной деятельности. У слабовидящих детей позднее формируется специфическое узнавание предметов. Слабовидящие дети испытывают большие трудности в вычленении существенных признаков предметов, чем это наблюдается у детей с нормальным зрением. Вместе с тем, в правильно педагогически организованных условиях слабовидящие дети научаются точно опознавать предметы в совокупности их свойств. Собственно мышлению слабовидящих детей посвящены исследования Т.П. Головиной, В.А. Лониной, В.А. Морошкина и др. Кроме этого, данные исследований восприятия, представлений и памяти слабовидящих детей также содержат материалы, позволяющие судить о тех или иных сторонах мыслительной деятельности слабовидящих детей. Неумение выделить существенные признаки предметов и отношения между ними, трудности классификации предметов, формализм словесных значений, наблюдающиеся у слабовидящих детей, могут вести к образованию псевдопонятий, о чем применительно к слепым детям писал Л.С. Выготский. Вместе с тем, по данным В. Гудонис, в условиях обучающего эксперимента слабовидящие дети овладевают умениями устанавливать смысловые связи в сюжетных картинках и выделять главные мысли в рассказах столь же успешно, как и нормально видящие дети того же возраста [3]. М.И. Земцова подчеркивают также важную роль мыслительной деятельности и речи в компенсации неполноценных зрительных восприятий и представлений у слабовидящих детей, когда недостатки чувственного опыта восполняются словесными знаниями, а трудности непосредственного отражения действительности преодолеваются опосредствованными способами познания [4]. Таким образом, исследователями отмечается, с одной стороны, своеобразие и определенное отставание в развитии мышления слабовидящих детей, с другой стороны - компенсаторная роль способов мыслительной деятельности в познании мира у этой группы аномальных детей. Цель исследования – изучить особенности мыслительной деятельности слабовидящих детей школьного возраста. Объект исследования - слабовидящие дети школьного возраста. Предмет исследования - особенности мышления слабовидящих детей школьного возраста. Гипотеза исследования: дефект зрения оказывает влияние на развитие процесса мышления слабовидящих детей. Задачи: 1) Рассмотреть психологическую характеристику слабовидящих детей. 2) Изучить основные подходы к изучению характера влияния дефекта зрения на процесс мышления слабовидящих детей. 3) Проанализировать взаимосвязь дефекта зрения и протекания основных мыслительных операций слабовидящих детей. 4) Разработать рекомендации для родителей и педагогов по развитию мышления слабовидящих детей.

Читать дальше
В настоящее время познавательная деятельность и, особенно, мышление слабовидящих детей остается еще значительно менее исследованной областью, чем соответствующие стороны психики. Исследования восприятий, памяти и мышления слабовидящих детей наиболее интенсивно ведутся в основном в последние два десятилетия. Исследователями отмечается, с одной стороны, своеобразие и определенное отставание в развитии мышления слабовидящих детей, с другой стороны - компенсаторная роль способов мыслительной деятельности в познании мира у этой группы аномальных детей. Целью данной работы было - изучение особенностей мыслительной деятельности слабовидящих детей школьного возраста. Для достижения цели была проанализирована психолого-педагогическая литература и изучены важные аспекты данной проблемы: рассмотрена психологическая характеристика слабовидящих детей; изучены основные подходы к изучению характера влияния дефекта зрения на процесс мышления слабовидящих детей; проанализирована взаимосвязь дефекта зрения и протекания основных мыслительных операций слабовидящих детей; разработаны рекомендации для родителей и педагогов по развитию мышления слабовидящих детей. В ходе исследования основное предположение, что дефект зрения оказывает влияние на процесс мышления слабовидящих детей – доказано. Но, кроме того, выявлено, что низкий уровень развития мышления слабовидящих детей также является результатом педагогической запущенности, неправильной организации процессов обучения и воспитания. Направляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их основе полноценные понятия, педагоги и родители способствует успешному развитию системы операций мыслительной деятельности слабовидящих.
Читать дальше
1. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. – Л.; ЛГПИ, 1981. – 122 с. 2. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. – 428 с. 3. Гудонис, В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным зрением // Дефектология. - 2006. - №2.- С.7 – 10. 4. Земцова М.И. Некоторые особенности детей дошкольного возраста при нарушении зрения // Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. М.И.Земцовой. - М.: Просвещение, 1988. – 108 с. 5. Коваленко, Б.И., Коваленко, Н.Б. Тифлопедагогика. Выпуск. 1. - М.: Академия, 2002. – 204 с. 6. Костючек, Н.С. Представление, мышление у учащихся 1-3 кл. школы слепых и слабовидящих. – М: Академия, 2003. – 84 с. 7. Котелевская, В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. - Ростов н/Дону: Феникс, 2002. – 102 с. 8. Назарова, Т.П. Некоторые особенности мыслительной деятельности слабовидящих младших школьников // Дефектология, 1982. - №2. – С.10-13. 9. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / Сост. М.А. Поваляева. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 92 с. 10. Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. А.И. Зотова, А.Г. Литвака. – Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1984. – 210 с. 11. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методические рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. – М.: Педагогика, 2001. – 96 с. 12. Плаксина, Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - Калуга, КГПУ, 1998. - 114 с. 13. Подколзина, Е.Н. Особенности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения // Дефектология. - 2005. - №6. - С.33 – 36. 14. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушениями зрения / Под ред. Л.И.Плаксиной. - М.: Педагогика, 1995. – 122 с. 15. Селезнёва, Е.В. Осознание ребёнком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира // Дефектология. - 1996. - №1. - С.62 – 64. 16. Солнцева, Л.И. Модели интегрированного обучения детей с нарушениями зрения //Дефектология. - 1997. - №2. - С.8. – 12. 17. Солнцева, Л.И., Хорош, С.М. Советы родителям по воспитанию слепых детей / ВОС. – М.: Просвещение, 1993. – 68 с. 18. Формирование социально-адаптивного поведения у учащихся с нарушением зрения в начальных классах / Под ред. Л.И.Плаксиной. - Калуга, КГПУ, 1998. – 68 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image