Введение 2
ГЛАВА 1. Теоретические основы речевого воздействия 3
1.1 Понятие и виды речевого воздействия 3
1.2 Понятие и приемы манипулирования 9
1.3 Разница между манипулированием и речевым воздействием 15
1.4 Многозначная лексика 19
ГЛАВА 2. Практика применения речевого воздействия и манипулирования в рекламе 21
2.1 Использование в рекламе многозначной лексики. 21
2.2 Анализ применения рекламы с многозначной лексикой 24
2.3 Исследование влияния рекламы с многозначной лексикой на целевую аудиторию 26
Заключение 28
Список использованных источников 29
Приложение 31
Читать дальше
Таким образом, речевое воздействие сводится к тому, что человек побуждается к действию посредством речи, при этом такое побуждение является явным. Манипулирование это такое же речевое воздействие, но носит скрытый характер. Речевое воздействие может оказываться различными лексическими средствами, как просьба, приказ и т.д. Манипулирование происходит не явно, но посредством скрытых смыслов лексики и умелым построением фраз.
В сфере рекламы часто используется многозначная лексика, т.е. те слова русского языка, которые могут иметь разный смысл. Проявление того или иного смысла слова зависит от контекста (как текстового так и ситуационного). В связи с этим важно также знать формат адресата, т.е. на кого рассчитано речевое сообщение, а также и непосредственно контекст рекламного сообщения.
В рекламе многозначность слов хорошо обыгрывается при создании юмористических видов рекламы, но и в обычной повседневной рекламе этот вариант подачи информации очень продуктивен. Потребитель видит не только внешние качества рекламируемого продукта, но и его скрытые возможности. Многозначность слов также используется для создания метафорического образа продукта или услуги.
Также следует отметить, что многозначные слова в основном используются в создании слогана.
Проведенное исследование показало, что на восприятие такой рекламы большое влияние оказывает возраст (молодежь воспринимает лучше), пол (женщины, обладая абстрактным мышлением, также воспринимают такую рекламу лучше). При этом на решение о покупке такая реклама практически не влияет и дальнейшее ее развитие, в основном безразлично аудитории.
Читать дальше
1. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Перераб. изд. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 384 с.
2. Вандриес Ж. Язык. Лингвистическое введение в историю. М., 2007.
3. Грачев Г., Мельник И. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия./ М.: Юнити-Дана, 2008
4. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М., 2007.
5. Желтухина М.Р. Специфика речевого воздействия тропов в языке СМИ: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2004.
6. Жура В.В. Эмоциональный дейксис в вербальном поведении английской языковой личности: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2010.
7. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2002.
8. Королев B.C. Вперед к успеху!: Дайджест работ Д. Карнеги. Ростов-на-Дону, 2002.
9. Леонтьев А.О. Психологические особенности лектора. М, 2001.
10. Лисоченко Л.В. Убеждение как назначение судебной речи в дидактическом и методическом освещении // Личность, речь и юридическая практика. Ростов-на-Дону, 2003. Вып. 6.
11. Остин Дж. Избранное. М., 2009.
12. Почепцов Г.Г. Коммуникативные аспекты семантики. Киев, 2007.
13. Седов К.Ф. О манипуляции и актуализации в речевом воздействии // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2003. Вып. 2.
14. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 2006.
15. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. - Воронеж, 2001. - 252 с.
16. Стернин И.А. Практическая риторика. Изд.3. испр. и доп. - М., «Академия», 2006. - 267 с.
17. Тарасов Е.Ф. Речевое воздействие: методология и теория // Оптимизация речевого воздействия. М., 2010.
18. Шмелева Т.В. Речевой жанр: возможность описания и использования в преподавании языка. // Русистика (Берлин). 2009. №2.
19. Речевое воздействие и языковая манипуляция в рекламе [http://www.man-com.biz/dlya-reklamista/rechevoe-vozdeystvie-i-yazyikovoe-manipulirovanie-v-reklame.html]
20. Ксензенко О.А. Прагматические особенности рекламных текстов [http://evartist.narod.ru/text12/16.htm#з_08]
Читать дальше