Введение 3
1. Исторический роман и его психологические и социальные функции 4
2. Роман Вальтера Скотта «Квентин Дорвард» 7
Заключение 10
Список литературы 11
Читать дальше
Историческая тема занимает не последнее место в развитии мировой
литературы. Художественному воспроизведению исторического прошлого
посвящены многие великие творения от «Илиады» Гомера до русской
национальной эпопеи – «Войны и мира» Л. Н. Толстого.
Опыт мировой литературы показывает, что главную роль в развитии
исторической темы играл и продолжает играть жанр исторического романа.
Именно исторический роман оказал большое влияние на развитие искусства и
эстетической мысли, на процесс развития реализма в мировой литературе.
Почему именно роман? Не рассказ, не повесть, а именно роман? Все дело
в объеме – именно объемная и гибкая форма романа предоставляет наиболее
широкие возможности для раскрытия исторического прошлого.
Появление реалистического исторического романа было расценено в свое
время как одно из величайших достижений художественной литературы. Именно
Вальтер Скотт «так свободно и с такой убедительной правдой воссоздавал
картины далекого и, казалось, навсегда исчезнувшего прошлого, что
изумленным читателям всех стран Европы это представлялось волшебством
гения»[9].
В творчестве Вальтера Скотта историзм занимает особое место. Здесь он
уже наиболее сформирован, а переход к буржуазному образу жизни, который
раньше других стран испытала на себе Англия, дал писателю возможность
ощутить смену эпох, различие социальных отношений и быта, психологии
средневековья и Нового времени.
Именно поэтому его исторические романы оказывают такое влияние на
нас, читателей, заставляют радоваться и грустить, помогают понять жизнь
прошлых поколений, пусть даже и чуждой нам страны, вжиться в личность, в
роль главного героя (героини), ощутить на себе воздействие той эпохи, той
социальной среды, нравов и традиций тех лет.
Список литературы
Читать дальше
1. Климович, Л. И. Историзм, идейность, мастерство: исследования, этюды / Л. И. Климович. – М.: Сов. писатель, 1985. – 256 с.
2. Клюшина, Н. Библиотерапия / Н. Клюшина, Г. Кушнир, М. Сапоровская // Библиотекарь. – 1991. - № 9. – С. 51-52.
3. Петров, С. М. Исторический роман в русской литературе: пособие для учителя / С. М. Петров. – М.: Учпедгиз, 1961. – 224 с.
4. Петров, С. М. Русский советский исторический роман / С. М. Петров. – М.: Современник, 1980. – 412 с.
5. Скотт, В. Квентин Дорвард: роман: пер. с англ. / В. Скотт; рис. Г. Филипповского; примеч. и послесл. А. Завадье. – М.: Дет. лит., 1973. – 510 с. – (Б-ка приключений и науч. фантастики).
6. Тимофеев, Л. И. Основы теории литературы: учеб. пособие. – 4-е изд., исправ. / Л. И. Тимофеев. – М.: Просвещение, 1971. – 464 с.
7. Краткая литературная энциклопедия: в 9 т. Т. 3: Иаков - Лакснесс / гл. ред. А. А. Сурков. – М.: Изд-во «Сов. энцикл.», 1962. – 975 с.
8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – 2-е изд., доп. и перераб. / сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. – М.: Педагогика-Пресс, 1998. – 424 с.: ил.
Читать дальше