Введение 3 ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7 1.1 Клинико-психологическая характеристика дизартрии: стертая дизартрия 7 1.2 Психологическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста со стертой дизартрией 13 1.3 Зрительное внимание и его роль в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста 18 1.4 Основные особенности формирования зрительного внимания у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 24 Выводы по первой главе 28 ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 30 2.1 Программа для развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста (4-5 лет) со стертой дизартрией 30 2.2 Основные рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией в процессе формирования зрительного внимания 38 Выводы по второй главе 41 Заключение 43 Библиография 47 ПРИЛОЖЕНИЕ

Формирование зрительного внимания у детей со стёртой дизартрией

дипломная работа
Педагогика
40 страниц
100% уникальность
2011 год
114 просмотров
Сологубов В.
Эксперт по предмету «Логопедия»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ 7 1.1 Клинико-психологическая характеристика дизартрии: стертая дизартрия 7 1.2 Психологическая характеристика детей раннего и дошкольного возраста со стертой дизартрией 13 1.3 Зрительное внимание и его роль в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста 18 1.4 Основные особенности формирования зрительного внимания у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией 24 Выводы по первой главе 28 ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СО СТЕРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 30 2.1 Программа для развития зрительного внимания у детей дошкольного возраста (4-5 лет) со стертой дизартрией 30 2.2 Основные рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста со стертой дизартрией в процессе формирования зрительного внимания 38 Выводы по второй главе 41 Заключение 43 Библиография 47 ПРИЛОЖЕНИЕ
Читать дальше
Современная концепция дошкольного воспитания, изменение требований к содержанию и характеру дошкольного образования предопределяют необходимость совершенствования развития ребенка дошкольного возраста, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является речевое развитие. В связи с этим большую значимость приобретают вопросы готовности дошкольников к обучению, к овладению программой по родному языку. Особое значение решение этих вопросов имеет для дошкольников с нарушениями речи, поскольку одной из актуальных задач коррекционно-логопедического воздействия является формирование предпосылок успешного обучения в школе, предупреждение нарушений письма. Стертая дизартрия у детей относится к числу распространенных и, вместе с тем, недостаточно изученных расстройств речи. В структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией ведущими нарушениями выступают нарушения формирования системы фонетических средств языка, использующихся для образования звуковой формы значимых единиц. Расстройства восприятия и продуцирования сегментных и супрасегментных единиц и правил их употребления, вызывающие вторичное недоразвитие функций фонологической системы языка, проявляются в сложном комплексе симптомов, определяемых как фонетико-фонематические нарушения [1]. Нарушение формирования фонетического компонента детской речи и его вторичные последствия при стертой дизартрии оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие лексического, морфологического, семантического компонентов языковой способности.


Курсовая работа по химии на заказ это услуга, которую мы оказываем постоянно. Оставляйте заказ на сайте и мы подготовим работу в лучшем виде.


. Проявления нарушений фонетико-фонематического развития детей дошкольного возраста в психолого-педагогическом аспекте глубоко и всесторонне изучены многими авторами Архиповой Е.Ф.[1], Белова-Давид Р.А.[2], Жукова Н.С.[14], Карелина И.Б.[16]., Лопатина, Л.В.[21], Мартынова, Р.И.[23], Мастюкова Е.М.[14]. Однако проблема изучения фонетико-фонематических нарушений и их коррекции с позиций клинико-педагогического подхода, учитывающего совокупность лингвистических, психологических, клинических исследовательских данных, является недостаточно разработанной. Сложность диагностики, полиморфность этиологии и симптоматики стертой дизартрии обусловили изучение преимущественно общих проявлений фонетико-фонематических расстройств при данной патологии, главным образом, фонетических — дефектов собственно звуковой реализации речи (звукопроизношения), мелодического оформления высказываний и их коррекции без учета разнообразия форм стертой дизартрии - Гуровец Г.В.[10], Карелина И.Б.[16], Маевская С.И.[10], Мартынова Р.И.[23], Как следствие нерешенности перечисленных проблем — отсутствуют практические рекомендации по формированию зрительного внимания с учетом индивидуально-типологических особенностей детей с различными формами стертой дизартрии. Таким образом, в настоящее время сложились определенные противоречия между потребностями практики логопедической работы и отсутствием научно-обоснованных данных о возможности формирования у детей с различными формами стертой дизартрии зрительного внимания. Определение целей, принципов, содержания, программы формирования зрительного внимания с учетом механизма стертой дизартрии детей позволит повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, создать условия для подготовки дошкольников с данной формой речевой патологии к обучению грамоте. Значительная тенденция к увеличению детей со стертой дизартрией, отсутствие теоретико-экспериментальных исследований развития у последних процессов восприятия, памяти, внимания их коррекции с позиций междисциплинарного клинико-психолого-лингвистического подхода, позволяющего получать и оценивать многоаспектную информацию, а также необходимость совершенствования системы дошкольного образования детей с речевыми нарушениями, повышения эффективности процесса их социальной адаптации дает основание считать исследование актуальным для теории и практики современной логопедии [10]. Проблема исследования заключается в теоретическом обосновании цели, принципов, методов и содержания процесса формирования у дошкольников со стертой дизартрией зрительного внимания. Цель исследования состоит в определении наиболее эффективных способов в системе логопедического воздействия по формированию зрительного внимания у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Объект исследования: звуковая система языка детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Предмет исследования: способы формирования зрительного внимания у дошкольников со стертой дизартрией. Гипотеза исследования: предполагается, что использование развивающих игр в специально разработанной программе будет способствовать формированию зрительного внимания у дошкольников со стертой дизартрией. В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования: 1. Теоретическое исследование клинико-психологической картины стертой дизартрии. 2. Изучение психологической характеристики детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. 3. Изучение зрительного внимания и его роль в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста. 4. Изучение основных особенностей формирования зрительного внимания у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. 5. Разработка программы развивающих игр, направленных на формирование зрительного внимания детей со стертой дизартрией. В процессе исследования использовались следующие методы: теоретический анализ психолингвистической, психологической, педагогической, клинической и методической литературы; системный анализ; проектирование программы логопедического воздействия формированию зрительного внимания у детей со стертой дизартрией; метод логического анализа. Теоретическая значимость исследования состоит в изучении звуковой системы языка при речевой патологии (стертой дизартрии) и нарушении функций внимания у детей со стертой дизартрией; в системном подходе к изучению фонологической системы языка детей со стертой дизартрией как синтетической и аналитической структуры, представляющих единое целое и влияющей на развитие зрительного внимания последних. Практическая значимость исследования состоит в том, что: разработанная программа развивающих игр, учитывающая механизм нарушения особенностей зрительного внимания у детей с различными формами стертой дизартрии, способствует совершенствованию практики современного дошкольного образования детей с речевой патологией. Материалы исследования способствуют решению проблемы развития зрительного внимания детей со стертой дизартрией, как важного фактора в развитии общей познавательной активности ребенка дошкольного возраста. Они могут быть использованы в системе повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических и научно-педагогических кадров.

Читать дальше
Стертая дизартрия у детей относится к числу распространенных и, вместе с тем, недостаточно изученных расстройств речи. В структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией ведущими нарушениями выступают нарушения формирования системы фонетических средств языка, использующихся для образования звуковой формы значимых единиц. Сложность диагностики, полиморфность этиологии и симптоматики стертой дизартрии обусловили изучение преимущественно общих проявлений фонетико-фонематических расстройств при данной патологии, главным образом, фонетических — дефектов собственно звуковой реализации речи (звукопроизношения), мелодического оформления высказываний и их коррекции без учета разнообразия форм стертой дизартрии изучалась многими учеными – Тем не менее, на настоящий момент отсутствуют практические рекомендации по формированию зрительного внимания с учетом индивидуально-типологических особенностей детей с различными формами стертой дизартрии. По проблеме исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература и освещены следующие аспекты: клинико-психологическая картина стертой дизартрии; психологическая характеристика детей дошкольного возраста со стертой дизартрией; зрительное внимание и его роль в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста; основные особенности формирования зрительного внимания у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. По результатам теоретического исследования была разработана программа развивающих игр, направленных на формирование зрительного внимания детей со стертой дизартрией и рекомендации педагогам и логопедам по организации работы с дошкольниками с данной патологией.
Читать дальше
1. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии. - М.: АСТ, 2008. – 102 с. 2. Белова-Давид, Р.А. Клинические особенности детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Нарушение речи у дошкольников. – М.: Эксмо, 2002. – 98 с. 3. Белова-Давид, Р.А. Причины недоразвития импрессивной и экспрессивной речи у детей дошкольного возраста. Нарушение речи у дошкольников. – М.: Эксмо, 2002. – 80 с. 4. Богомолова, А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - СПб.: Библиополис, 2004. – 112 с. 5. Винарская, Е. Н. Премоторная корковая дизартрия и ее значение для топической диагностики // Треннинг объединенной конференции нейрохирургов. — Ереван, 2005. – С.15-19. 6. Воронин, Н.А. Особенности процессов внимания у детей 5-6 лет в норме и при синдроме дефицита внимания и гиперактивности // Другое детство. Сборник тезисов участников Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. М.: МГППУ, 2009. - С. 95 – 98. 7. Воронин, Н.А., Строганова Т.А. Латерализация модулей зрительного селективного внимания и эффект имплицитного научения у детей 5-6 лет в норме и при СДВГ // Сборник материалов конференции «Молодые ученые - столичному образованию».- М.: МГППУ, 2009.- С. 185-186. 8. Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т. М. Лифанова. М.: Педагогика, 2005. – 432 с. 9. Гвоздев, А.Н. Вопрос изучения детской речи. – М.: Линка-Пресс,2001. – С.34-41. 10. Гуровец, Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии, 2004. – С.28-32. 11. Дьяченко, Л.П. Система игровых упражнений по формированию познавательной сферы у детей от 2 до 7 лет // Дошкольное образование, 2011. - № 4. – С.21-28. 12. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – Гном и Д, 2001. - С. 255-261. 13. Жукова, Н.С. Отклонения в развитии детской речи. – М.: Просвещение, 2005.–278 с. 14. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М.: Академия, 2000. -199 с. 15. Зееман, М. Расстройства речи в детском возрасте. - М.: Астрель, 2002. – 108 с. 16. Карелина, И.Б. Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами: автореф. дисс. канд.пед.наук.- М., 2000. – 26 с. 17. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического изучения нарушений речи. – М.: Просвещение, 1990. – 58 с. 18. Логопедия учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / Под ред. Л С Волковой. – М.: Аркти, 2003. – 240 с. 19. Лопатина, Л., Серебрякова, Н. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб.: Речь, 2001. – 204 с. 20. Лопатина, Л.В. Приемы обследования детей со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология, 2006.- № 2. – С.12-16. 21. Лопатина, Л.В. Характеристика и структура речевого дефекта у дошкольников со стертой дизартрией. Особенности механизмов, структуры нарушений речи и коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью. – СПб.: Речь, 2002. – С.149-150. 22. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие в 2 т. Т1. / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997. - С. 214 – 218. 23. Мартынова, Р.И. Основные формы расстройств речи у детей (дислалия и дизартрия) в сравнительном плане с позиций комплексного подхода: автореф. дисс. канд.пед.наук. - М., 2001. – 32 с. 24. Соботович, Е.Ф., Чернопольская, А.Ф. Проявления стертых дизартрии и методы их диагностики //Дефектология, 2004. - №4. – С.16-19. 25. Яхина, М.Т. Экспериментальное изучение особенностей зрительного восприятия у детей с нарушениями речи / Яхина М.Т. // Молодой ученый, 2011. - Т.2. - №2. - С. 139-142.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image