Введение 3 ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 9 1.1 Гендерные отличия представлений о браке 9 1.2 Социально-психологические факторы, препятствующие вступлению людей в брак 14 1.3 Психологическая характеристика людей старше 40 лет, состоящих в браке 24 1.4 Психологическая характеристика людей старше 40 лет, не вступавших в брак 33 Выводы по первой главе 41 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ, НЕ ВСТУПАВШИХ В БРАК………………… 43 2.1 Организация исследования………………………………………………… 43 2.2 Анализ результатов………………………………………………………….57 2.3 Анализ достоверности результатов исследования………………………...62 Выводы по второй главе……………………………………………………….. 65 Заключение……………………………………………………………………….68 Библиографический список…………………………………………………… 72 Приложение

Личностные особенности людей не вступавших в брак

дипломная работа
70 страниц
100% уникальность
2011 год
69 просмотров
Багирова М.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 9 1.1 Гендерные отличия представлений о браке 9 1.2 Социально-психологические факторы, препятствующие вступлению людей в брак 14 1.3 Психологическая характеристика людей старше 40 лет, состоящих в браке 24 1.4 Психологическая характеристика людей старше 40 лет, не вступавших в брак 33 Выводы по первой главе 41 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛЮДЕЙ, НЕ ВСТУПАВШИХ В БРАК………………… 43 2.1 Организация исследования………………………………………………… 43 2.2 Анализ результатов………………………………………………………….57 2.3 Анализ достоверности результатов исследования………………………...62 Выводы по второй главе……………………………………………………….. 65 Заключение……………………………………………………………………….68 Библиографический список…………………………………………………… 72 Приложение
Читать дальше
Актуальность темы исследования. В современном мире существует множество тенденций в области межличностного взаимодействия и психологии семьи, множество теоретических предположений, порождающих спектр концептуальных моделей межличностных отношений, свидетельствующих об актуальности осмысления психологической роли семейных отношений для человека. Само человеческое существование, условия выживания, достижения благополучия связаны с пребыванием в согласии с природой человека. В реалиях XXI века еще острее стоят вопросы по поводу того, как нам обрести устойчивый, гармоничный союз с другим человеком и каким образом сохранить этот союз на протяжении всей жизни. Проблема психологии семейных отношений возникает в плане реализации жизненной и личностной идеологии человека, в плане становления семейного сценария человека и в плане реализации смыслов и целей семейной жизни. Семейные отношения — это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, и индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания. Проблемы семьи давно привлекают внимание ученых. По мнению отечественных психологов Г.


Студентам интересна цена курсовой работы по литературе. Для того чтобы рассчитать стоимость курсовой работы, заполняйте форму заказа.


.М. Андреевой [1], А.В. Петровского [42], социально-психологическая работа с семьей является важной задачей, от решения которой находится в принципиальной зависимости будущее страны. В социальной психологии наиболее продуктивным представляется изучение института семьи как малой группы. Социально-психологические основы работы с малой социальной группой и коллективами исследовали отечественные психологи: Я.Л. Коломинский [17], А.В. Петровский [42], К.К. Платонов [30], Л.И. Уманский [48] и др. Изучение семьи как малой группы является традиционным для современной отечественной социальной психологии и освещается в работах А.В. Антонюк [2], А.Я. Варга [9], А.Г. Вишневского [10],С.И. Голод [14], В.Н. Дружинина [15], О.А. Карабановой [16] и др. Среди зарубежных исследований особый интерес представляют работы В. Сатир [39;40]. Отечественные специалисты по работе с семьей И.Г. Малкина-Пых [27], А.В. Султанова [45], Л.Б. Шнейдер [48], Э.Г. Эйдемиллер [58], В.В. Юстицкий [58] указывают на необходимость социально-психологической помощи семье, особенно на первых этапах ее существования. Понятие семейных отношений как состояние принадлежности индивида некоторому надиндивидуальному семейному целому охватывает субъективное время, личностную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции. Однако разработанного и достаточно завершенного гносеологического поля не сложилось, потому что по мере развития научного познания с основополагающим принципом объективности неформальные отношения, эмоциональная близость, любовь, симпатия всемерно выживались из этого процесса, а «супружеские узы» и в целом семейные отношения как психологические феномены постоянно ускользали от четкого определения. Проблема вступления в брачные отношения как проблема социальная и психологическая начала оформляться в последние десятилетия в связи с ростом численности не только разводов (число которых достигает 1/3 от заключенных браков), но и с ростом количества людей, никогда не вступавших в брак. И это число продолжает расти. Нередко существуют объективные факторы, препятствующие вступлению в брак. Это могут быть неблагоприятные материальные, жилищные условия, необходимость оказания помощи больным или престарелым родителям. В качестве наиболее важного фактора, влияющего на вступление в брак, следует назвать изменения в общественном сознании. Происходящее в настоящее время изменение выражается в большей терпимости общественного мнения к одиноким людям. Если ранее в разводах усматривались прежде всего отрицательные моменты, то теперь допускается, что развод может иметь и положительные последствия. Таким образом, представления о браке и вступлении в брак, приобретают более личностную окраску, становятся более дифференцированными и персонифицированными. Нередко сложности вступления в брак вызваны происходящей в обществе трансформацией брачных ценностей и повышением требований к качеству семейных отношений. Сейчас брачные отношения детерминируются главным образом персонифицированной психотерапевтической функцией, состоящей в создании и поддержании психологического комфорта. В сорок-пятьдесят лет жизни, во время периода средней взрослости, человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт. Обычно у людей данного возраста, состоящих в браке уже достаточно взрослые дети. Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. Проблемы кризис середины жизни изучается в трудах таких ученых как Г. Крайг [21], Р. Кесслер [13], П. Массен [28], А.А. Реан 38[], В.В. Солодников [42], К. Штайнер [49] и др. С демографической точки зрения, доля людей, никогда не вступавших в брак к 50 годам, считается в демографии долей окончательного безбрачия. После этого возраста шансы вступить в брак уже очень малы (во всяком случае, для женщин). Не потому, что женщины в этом возрасте чем-то нехороши, а просто потому, что почти не остается свободных мужчин. Вопросом изучения разных аспектов психологического состояния людей зрелого возраста, состоящих в браке и не вступавших в барк совсем, занимаются такие зарубежные ученые как Э. Гидденс [13], В. Квинн [17], Г. Крайг [21], Д. Майерс [26] и др.; отечественные ученые Е.В. Бондаревская [8], А.В Кирьякова [18], Е.П. Крупник [23], Н.А. Кучуб [24] и др. исследуют благополучие современного человека, проявляющееся в гармоничном характере и зрелой психологически здоровой, развивающейся личности. Мужчины и женщины старше 40 лет, которые состоят в браке и счастливы в нем, обычно легко адаптируются к своему возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие [21]. Множество данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Во всем мире около 90% всех мужчин и женщин, состоящих в близких отношениях, в конечном счете, становятся супругами [26]. Ряд исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европейцев и американцев, неуклонно приводят к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, не вступавшими в брак, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью [20]. По утверждению Д. Майерса, во всем западном мире женатые люди обоих полов более счастливы, нежели те, кто никогда не состоял в браке [26]. Также, по его мнению, брак создает почву для счастья, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиночку. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга. Вторая, более прозаическая причина того, что брак способствует счастью или, по крайней мере, служит буфером в болезненных ситуациях состоит в том, что предлагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает нам дополнительный источник самоуважения [26]. Из всего вышесказанного, очевидно – для того, чтобы глубже разобраться с психологической ролью брачных отношений для людей возраста старше 40 лет, необходимо изучить личностные особенности людей, выделенного нами возрастного периода (от 40 до 50 лет) никогда не вступавших в брак и сравнить их с личностными особенностями людей, состоящих в браке. Цель исследования – изучение психологической роли семейных отношений в жизни человека. Объект исследования – психологическая роль брачных отношений в жизни человека. Предмет исследования – личностные особенности людей старше 40 лет, не вступавших в брак. Гипотеза исследования: у людей старше 40 лет, никогда не вступавших в брак проявляются характерные личностные особенности; личностные особенности людей старше 40 лет, никогда не вступавших в брак, отличаются от личностных особенностей людей того же возраста, состоящих в браке. Задачи исследования: 1) изучить основные подходы к пониманию психологической роли брачных отношений для человека; 2) рассмотреть различия в представлениях о браке мужчин и женщин; 3) проанализировать точки зрения, имеющиеся в психолого-педагогической литературе, на психологические характеристики людей, не вступавших в брак и состоящих в браке; 4) выявить личностные особенности людей не вступи/авших в брак и состоящих в браке возрастной категории от 40 до 50 лет; 5) сравнить личностные особенности людей никогда не вступавших в брак и состоящих в браке; 6) обобщение результатов и выводы. Методы исследования: теоретико-аналитические (изучение и систематизация научной литературы); метод тестирования; методы статистической обработки данных. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе обосновываются положения, характеризующие психологическую роль брачных отношений для мужчин и женщин; изучаются психологические особенности возрастного периода зрелости, кризиса «середины жизни»; изучаются личностные особенности людей периода зрелости, не вступавших для понимания их внутреннего мироощущения и сущности их адаптации в социуме в отличии от людей, состоящих в браке. Восполнение этого дефицита знаний важно для правильных установок в формировании обществом и государством семейных ценностей, семейной политики, установок на ценности в воспитании новых поколений российских детей. ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Читать дальше
литературу по исследуемой проблеме мы можем сделать следующие выводы: - проблема вступления в брачные отношения как проблема социальная и психологическая начала оформляться в последние десятилетия в связи с ростом численности не только разводов (число которых достигает 1/3 от заключенных браков), но и с ростом количества людей, никогда не вступавших в брак; это число продолжает расти; - сложности вступления в брак вызваны происходящей в обществе трансформацией брачных ценностей и повышением требований к качеству семейных отношений; в настоящее время брачные отношения детерминируются главным образом персонифицированной психотерапевтической функцией, состоящей в создании и поддержании психологического комфорта; - кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени; с демографической точки зрения, доля людей, никогда не вступавших в брак к 50 годам, считается в демографии долей окончательного безбрачия; после этого возраста шансы вступить в брак очень малы, особенно для женщин ( т.к. уменьшается количество неженатых мужчин); - в настоящее время модернизация влечет за собой складывание нового типа культуры гендерного партнерства – это обусловлено условиями научно-технического прогресса, позволяющими женщине претендовать на выход за границы приватной сферы, достижениями в борьбе за равные политические права женщин, постепенным принятием ценностей гендерного равенства и эгалитарного брака в наиболее просвещенных слоях обществ модернизации; - на отсутствие желание людей вступать в брак и иметь семью, влияет собственный отрицательный опыт неполной семьи, само отношение человека к институту брака; с психологической точки зрения изначально отношение у мужчины к браку принципиально иное, чем у женщины; - мужчины и женщины, находящиеся в браке, различаются по основным потребностям (или, скорее, ожиданиям в отношении партнера), находящим удовлетворение в браке: для мужчин это - половое удовлетворение, совместный отдых, внешняя привлекательность жены, ведение женой домашнего хозяйства и моральная поддержка и восхищение жены мужем; для женщин наиболее важными оказались романтическая атмосфера в семье, нежность, проявляемая мужем, потребность в общении, честность и открытость в отношениях с мужем, финансовая поддержка и преданность мужа семье (выполнение отцовских обязанностей); - личностные особенности мужчин и женщин, которые никогда не вступают в брак имеют свои полоролевые отличия; общее же заключается в том, что в настоящее время - как мужчинами так и женщинами все большему сомнению подвергается представление, что для достижения полного счастья и благополучия необходимо вступать в брак; также большое влияние на личность таких мужчин и женщин оказывают психологические установки, полученные ими в детстве. Таким образом, по результатам всех проведенных обследований, можно сделать выводы. По методике М Рокича: - в целом по обеим группам испытуемых ценности распределились таким образом: - наиболее значимые терминальные ценности - «интересная работа» (4,42), «счастливая семейная жизнь» (4,35), «наличие хороших и верных друзей» (4,22), «здоровье» (4,14); - наименее значимые ценности - «спокойствие в стране, мир» (3,15), «получение удовольствия» (3,12), «общественное признание» (3,10); - анализ данных по «инструментальным ценностям» показал, что у обеих групп испытуемых высший ранг занимают «жизнерадостность, «честность», «рационализм», «чуткость», «ответственность»; у испытуемых экспериментальной группы выше значимость таких качеств как «уверенность в себе», «независимость», «образованность», «ответственность», «самоконтроль»; Таким образом, результаты данной методики показывают значимость семьи и семейных ценностей для большинства испытуемых, состоящих в браке; для испытуемых, не вступавших в брак наиболее значимы ценности, касающиеся здоровья, интеллектуального развития и активной деятельной жизни; - анализ достоверности по методике М. Рокича не выявил статистически значимых различий между группами испытуемых. По опроснику Г. Айзенка: - по результатам данной методики по критерию экстраверсии испытуемые обеих групп почти совпадают (10,65) и (10, 80); по критерию эмоциональной устойчивости большее значение в среднем по группе выявлено у испытуемых, не вступавших в брак (11,60) по сравнению с состоящими в браке (8,65); - в результате статистического анализа с помощью критерия Стьюдента у представителей группы испытуемых, не вступавших в брак, на уровне значимости p ? 0,05 проявляются различия в эмоциональной устойчивости с испытуемыми, состоящими в браке, свидетельствующие о большей эмоциональной устойчивости испытуемых, состоящих в браке, в отличии от одиноких испытуемых. По шкале экстраверсии статистически значимых различий не выявлено. По опроснику К. Леонгарда - С.Шмишека: - по результатам данного опросника мы видим, что в экспериментальной группе более выражены акцентуации «застревание», «эмотивность», «аффективно-экзальтированность»; в контрольной группе - «застревание», «эмотивность», «аффективно-экзальтированность» и «гипертимность»; то есть по данному опроснику по наличию определенных акцентуаций у обеих групп испытуемых явных отличий не выявлено, что касается степени выраженности акцентуаций, то заметно выражено отличие в проявлении двух акцентуаций: «возбудимость» и «тревожно-боязливость», причем обе акцентуации сильнее выражены у испытуемых, не вступавших в брак; - в результате статистического анализа с помощью критерия Стьюдента у представителей группы испытуемых, не вступавших в брак, на уровне значимости p ? 0,05 проявляются различия в тревожно-боязливости и циклотимности, свидетельствующие о большей уверенности и малой подверженности внешним воздействиям испытуемых, состоящих в браке, в отличии от одиноких испытуемых. По опроснику Р. Кеттелла: - мы видим, что у испытуемых, экспериментальной группы, не вступавших в брак преобладают такие факторы как высокий интеллект (6,65), гипертемия (6,15), конформность (6,25), аллаксия (6,60), праксерния (6,00). У испытуемых, состоящих в браке преобладают факторы высокий интеллект (7,30), доминантность (6,20), аллаксия (5,85), аффектотимия (5,50); - в результате статистического анализа с помощью критерия Стьюдента на уровне значимости p ? 0,05 у представителей группы испытуемых, состоящих в браке и не вступавших в брак, проявляются различия в невротичности и эмоциональной лабильности, свидетельствующие о большей эмоциональной устойчивости испытуемых контрольной группы (состоящих в браке). Таким образом, можно подвести итог, что существуют значимые различия в характеристике личностных особенностей людей в возрасте от 40 до 50 лет, не вступавших в брак и состоящих в браке. Тем самым выдвинутая нами гипотеза о том, что у людей старше 40 лет, никогда не вступавших в брак проявляются характерные личностные особенности; личностные особенности людей старше 40 лет, никогда не вступавших в брак, отличаются от личностных особенностей людей того же возраста, состоящих в браке подтвердилась.
Читать дальше
1. Андреева, Т.В. - Психология современной семьи. – СПб.: Речь Год, 2005. – 352 с. 2. Антонюк, Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: автореф. дисс. канд. психол. наук. - М., 1992. – 192 с. 3. Ассаджоли, Р. Психосинтез: теория и практика. - М.: Риалбук, 1994. – С. 52-57. 4. Баразгова, Е.С., Агинская, Т.И. Культура гендерного партнерства // Известия Уральского государственного университета / Гуманитарные науки. Выпуск 15 (№55), 2008. – С. 25 – 36. 5. Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учеб. Пособие / Т.В. Бендас. -СПб.: Питер, 2005. – С.35-70. 6. Берн, Э. Транзактный анализ / Э. Берн. – М.: Академический Проект; Трикста, 2004. – 192 с. 7. Берн, Э. Люди, которые играют в игры, или Вы сказали «Здравствуйте». Что дальше? Психология человеческой судьбы / Э. Берн.– Екатеринбург: Литур, 2002. – 576 с. 8. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов. – Ростов н/Д.: РПУ, 1995. – 216 с. 9. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа, 2000. - №2 [Электронный ресур]. Режим доступа: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20000209. 10. Вишневский, А.Г., Захаров, С.В., Иванова, Е.И. Эволюция российской семьи. О настоящем и будущем брачных отношений // Экология и жизнь,2008. - № 9. - С. 4-9. 11. Власюк, И.В. Ценности современной семьи. Учебное пособие / И.В. Власюк. – Оренбург: Агенство-Пресса, 2005. – 99 с. 12. Волынская, Л.Б. Смысловые компоненты социокультурной адаптации в зрелом возрасте // Обсерватория культуры, 2008. - № 6. - С. 32-40. 13. Герриг, Р., Зимбардо, В. Психология и жизнь. –СПб: Питер, 2004. – С. 304-308. 14. Голод, С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. - СПб.: Петрополис, 1998. - 271 с. 15. Дружинин, В.Н. Психология семьи. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – с. 208. 16. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2006. – 320 с. 17. Квинн, В. Прикладная психология / В.Квинн. - СПб: Питер, 2000. -560 с. 18. Кирьякова, А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Монография. – Оренбург, 1996. – 187 с. 19. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. - М.: БГУ, 1976. – с. 352 20. Кравченко, А.И. Социология: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 536 с. 21. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. – 992 с. 22. Кришталь, В.В., Андрух, Г.П. Сексуальная гармония супружеской пары. Сексуальная дисгармония супружеской пары. - Харьков, 1996. - 197 с. 23. Крупник, Е.П. Психологические механизмы преодоления кризиса середины жизни // Психология здоровья и личностного роста, 2010. - №2. – С.14-21. 24. Кучуб, Н.А. Семья как ценность развивающегося социума и личности // Вестник Оренбургского государственного университета, 2008. -№ 11.- С. 42-49. 25. Кучукова, Н.Ю., Смирнова, Ю. А. Гендерные различия в восприятии семьи и семейных ценностей среди молодежи // Социология, 2007. - №3. – С.17-23. 26. Майерс, Д. Социальная психология: Интенсивный курс / Д. Майерс. - СПб.;М.:Прайм-Еврознак;Олма-Пресс,2004. - 510 с. 27. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога. Семейная терапия / И.Г. Малкин-Пых. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 992 с. 28. Массен, П., Конгер, Дж. Развитие личности в среднем возрасте. Психология личности, тексты / П.Массен. - М.: МГУ, 2000. - С. 182-200. 29. Обозов, А.Н. Аксиомы супружества / А.Н. Обозова. - Л.: Наука, 1984. — 32 с. 30. Павленко, В.Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии // Вопросы психологии. - 2000 - № 1 - С. 135-141. 31. Пайнс, Э., Маслач, К. Практикум по социальной психологии / Под ред. Э. Пайнс. – Спб.: Питер, 2001. – 528 с. 32. Платонов, К.К. Общие проблемы теории групп и коллективов // Коллектив и личность / К.К. Платонов. - М.: Науку,1975.-С. 3-17. 33. Почагина, О. Семья: новые формы – иные ценности // Отечественные записки, 2008. Т. 42.- № 3.- С. 234-246. 34. Психология развития / Под ред. Г. Крайг, Д. Бокум. 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005 - 940 с. 35. Психология семейных отношений. Рост числа одиноких людей [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mypsiholog.com/psychology-family-relations/145-rost-chisla-odinokih-lyudey. 36. Психология и психотерапия семейных конфликтов. Учебное пособие по психологическому консультированию / Сост Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. – 784 с. 37. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. / Под ред. Райгородского Д.Я. – Самара: Бахрах-М, 2005. – 672 с. 38. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - СПб.: Прайм- Еврознак, 2002 - 656 с. 39. Сатир, В. Психотерапия семьи / В. Сатир. – СПб.: Речь, 2006. – 285 с. 40. Сатир, В. Вы и Ваша семья. Руководство по личностному росту / В. Сатир. – М.: Апрель, 2007. – 288 с. 41. Семейная психология / Под ред. Л.Б. Шнейдер. – М: Деловая книга, 2003. – 768 с. 42. Солодников, В.В., Солодникова, И.В. Зрелый возраст: в контексте жизненного пути // Человек, 2009. - № 2. - С. 95-106. 43. Социальная психология: Практикум: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Т.В. Фоломеевой. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 480 с. 44. Социальная психология. Словарь / Под общей ред. А.В. Петровского. – М.: Персэ, 2005. – 428 с. 45. Султанова, А.В. Социально-психологические особенности супружеской совместимости и благополучия в брачных отношениях: автореф.дисс. к.псих.н. – СПб., 2008. – 279 с. 46. Шабаева, А.В. Гендерные, кросс-культурные и возрастные исследования супружеских отношений в городских и сельских семьях // Вестник ВЭГУ, 2010. - №1. – С.138 - 144. 47. Шитова, Н.В. Феноменология одиночества: возможные причины женского одиночества и психологическая характеристика одиноких женщин // Территория науки, 2007. - № 2. - С. 282-286. 48. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 2000. — 512 с. 49. Штайнер, К. Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с. 50. Уманский, Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов. // Методология и методы социальной психологии. - М.: Наука, 1987. - С. 77-86. 51. Хамитов, Н. Философия и психология пола. - Киев: Ника-центр, 2001. – 74 с. 52. Харрис, Т.Э. Я – ок. Ты – ок. – М.: Академический Проект, 2004. – 386 с. 53. Хачатрян, Л.А. Одиночество как альтернатива семье // Вестник Пермского университета. Серия: Социология, 2008. - № 2. - С. 213-221. 54. Хитрук, Е.Б. Проблематика пола в философии В.В. Розанова // Вестник Томского государственного университета, 2007.- № 301. - С. 36-38. 55. Холодная, М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. - Томск: Изд-во Томского университета; М.: Барс, 1997. – 315 с. 56. Черепухин, Ю. М. Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города: диссертация канд. социол. наук:- М., 1995. - 197 с. 57. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии. - М., 1977.- 144 с. 58. Эйдемиллер, Э.Г., Александрова, Н.В., Юстицкий, В. Семейная психотерапия / Под ред. Э.Г. Эйдемиллера. – СПб.:Речь, 2007. – 400 с. 59. Юркевич, Н. Г. Советская семья: функции и условия стабильности. Минск, 1970. – 208 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image