Студентам интересна цена курсовой работы по литературе. Для того чтобы рассчитать стоимость курсовой работы, заполняйте форму заказа.
.М. Андреевой [1], А.В. Петровского [42], социально-психологическая работа с семьей является важной задачей, от решения которой находится в принципиальной зависимости будущее страны. В социальной психологии наиболее продуктивным представляется изучение института семьи как малой группы. Социально-психологические основы работы с малой социальной группой и коллективами исследовали отечественные психологи: Я.Л. Коломинский [17], А.В. Петровский [42], К.К. Платонов [30], Л.И. Уманский [48] и др. Изучение семьи как малой группы является традиционным для современной отечественной социальной психологии и освещается в работах А.В. Антонюк [2], А.Я. Варга [9], А.Г. Вишневского [10],С.И. Голод [14], В.Н. Дружинина [15], О.А. Карабановой [16] и др. Среди зарубежных исследований особый интерес представляют работы В. Сатир [39;40]. Отечественные специалисты по работе с семьей И.Г. Малкина-Пых [27], А.В. Султанова [45], Л.Б. Шнейдер [48], Э.Г. Эйдемиллер [58], В.В. Юстицкий [58] указывают на необходимость социально-психологической помощи семье, особенно на первых этапах ее существования. Понятие семейных отношений как состояние принадлежности индивида некоторому надиндивидуальному семейному целому охватывает субъективное время, личностную жизнедеятельность, национальную культуру и традиции. Однако разработанного и достаточно завершенного гносеологического поля не сложилось, потому что по мере развития научного познания с основополагающим принципом объективности неформальные отношения, эмоциональная близость, любовь, симпатия всемерно выживались из этого процесса, а «супружеские узы» и в целом семейные отношения как психологические феномены постоянно ускользали от четкого определения. Проблема вступления в брачные отношения как проблема социальная и психологическая начала оформляться в последние десятилетия в связи с ростом численности не только разводов (число которых достигает 1/3 от заключенных браков), но и с ростом количества людей, никогда не вступавших в брак. И это число продолжает расти. Нередко существуют объективные факторы, препятствующие вступлению в брак. Это могут быть неблагоприятные материальные, жилищные условия, необходимость оказания помощи больным или престарелым родителям. В качестве наиболее важного фактора, влияющего на вступление в брак, следует назвать изменения в общественном сознании. Происходящее в настоящее время изменение выражается в большей терпимости общественного мнения к одиноким людям. Если ранее в разводах усматривались прежде всего отрицательные моменты, то теперь допускается, что развод может иметь и положительные последствия. Таким образом, представления о браке и вступлении в брак, приобретают более личностную окраску, становятся более дифференцированными и персонифицированными. Нередко сложности вступления в брак вызваны происходящей в обществе трансформацией брачных ценностей и повышением требований к качеству семейных отношений. Сейчас брачные отношения детерминируются главным образом персонифицированной психотерапевтической функцией, состоящей в создании и поддержании психологического комфорта. В сорок-пятьдесят лет жизни, во время периода средней взрослости, человек оказывается в условиях, психологически существенно отличающихся от прежних. К этому времени уже накоплен достаточно большой жизненный и профессиональный опыт. Обычно у людей данного возраста, состоящих в браке уже достаточно взрослые дети. Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. Проблемы кризис середины жизни изучается в трудах таких ученых как Г. Крайг [21], Р. Кесслер [13], П. Массен [28], А.А. Реан 38[], В.В. Солодников [42], К. Штайнер [49] и др. С демографической точки зрения, доля людей, никогда не вступавших в брак к 50 годам, считается в демографии долей окончательного безбрачия. После этого возраста шансы вступить в брак уже очень малы (во всяком случае, для женщин). Не потому, что женщины в этом возрасте чем-то нехороши, а просто потому, что почти не остается свободных мужчин. Вопросом изучения разных аспектов психологического состояния людей зрелого возраста, состоящих в браке и не вступавших в барк совсем, занимаются такие зарубежные ученые как Э. Гидденс [13], В. Квинн [17], Г. Крайг [21], Д. Майерс [26] и др.; отечественные ученые Е.В. Бондаревская [8], А.В Кирьякова [18], Е.П. Крупник [23], Н.А. Кучуб [24] и др. исследуют благополучие современного человека, проявляющееся в гармоничном характере и зрелой психологически здоровой, развивающейся личности. Мужчины и женщины старше 40 лет, которые состоят в браке и счастливы в нем, обычно легко адаптируются к своему возрасту и в годы зрелости получают от жизни удовольствие [21]. Множество данных свидетельствует о том, что большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. Во всем мире около 90% всех мужчин и женщин, состоящих в близких отношениях, в конечном счете, становятся супругами [26]. Ряд исследований, основывающихся на опросах десятков тысяч европейцев и американцев, неуклонно приводят к одному и тому же результату: по сравнению с вдовами и одинокими людьми, не вступавшими в брак, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью [20]. По утверждению Д. Майерса, во всем западном мире женатые люди обоих полов более счастливы, нежели те, кто никогда не состоял в браке [26]. Также, по его мнению, брак создает почву для счастья, по крайней мере, по двум причинам: во-первых, люди, состоящие в браке, более склонны получать удовольствие от длительных, тесных взаимоотношений и менее склонны страдать в одиночку. Хороший брак дает каждому партнеру надежного товарища, любовника, друга. Вторая, более прозаическая причина того, что брак способствует счастью или, по крайней мере, служит буфером в болезненных ситуациях состоит в том, что предлагаемая браком роль супруга и родителя обеспечивает нам дополнительный источник самоуважения [26]. Из всего вышесказанного, очевидно – для того, чтобы глубже разобраться с психологической ролью брачных отношений для людей возраста старше 40 лет, необходимо изучить личностные особенности людей, выделенного нами возрастного периода (от 40 до 50 лет) никогда не вступавших в брак и сравнить их с личностными особенностями людей, состоящих в браке. Цель исследования – изучение психологической роли семейных отношений в жизни человека. Объект исследования – психологическая роль брачных отношений в жизни человека. Предмет исследования – личностные особенности людей старше 40 лет, не вступавших в брак. Гипотеза исследования: у людей старше 40 лет, никогда не вступавших в брак проявляются характерные личностные особенности; личностные особенности людей старше 40 лет, никогда не вступавших в брак, отличаются от личностных особенностей людей того же возраста, состоящих в браке. Задачи исследования: 1) изучить основные подходы к пониманию психологической роли брачных отношений для человека; 2) рассмотреть различия в представлениях о браке мужчин и женщин; 3) проанализировать точки зрения, имеющиеся в психолого-педагогической литературе, на психологические характеристики людей, не вступавших в брак и состоящих в браке; 4) выявить личностные особенности людей не вступи/авших в брак и состоящих в браке возрастной категории от 40 до 50 лет; 5) сравнить личностные особенности людей никогда не вступавших в брак и состоящих в браке; 6) обобщение результатов и выводы. Методы исследования: теоретико-аналитические (изучение и систематизация научной литературы); метод тестирования; методы статистической обработки данных. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе обосновываются положения, характеризующие психологическую роль брачных отношений для мужчин и женщин; изучаются психологические особенности возрастного периода зрелости, кризиса «середины жизни»; изучаются личностные особенности людей периода зрелости, не вступавших для понимания их внутреннего мироощущения и сущности их адаптации в социуме в отличии от людей, состоящих в браке. Восполнение этого дефицита знаний важно для правильных установок в формировании обществом и государством семейных ценностей, семейной политики, установок на ценности в воспитании новых поколений российских детей. ГЛАВА 1 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА