Введение 3 I. Положение в стране в период правления Николая II 8 I.1. Кризис в обществе и Церкви 8 I.2. Политизация Церкви 11 II. Участие Николая II и его семьи в делах Церкви 15 II. 1. Прославление святых 15 II.2. Восстановление соборных начал 20 II.3. Указ о веротерпимости 23 III. Традиции русского православия в жизни Николая II и его семьи 26 Заключение 34 Список литературы 37

Отношение царя Николая II и его семьи к Русской Православной Церкви

курсовая работа
Искусство
40 страниц
100% уникальность
2011 год
133 просмотров
Petina L.
Эксперт по предмету «История религии»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 I. Положение в стране в период правления Николая II 8 I.1. Кризис в обществе и Церкви 8 I.2. Политизация Церкви 11 II. Участие Николая II и его семьи в делах Церкви 15 II. 1. Прославление святых 15 II.2. Восстановление соборных начал 20 II.3. Указ о веротерпимости 23 III. Традиции русского православия в жизни Николая II и его семьи 26 Заключение 34 Список литературы 37
Читать дальше
Русская Православная Церковь на протяжении всей своей истории играла немаловажную роль в жизни государства. Она направляла и обогащала духовную жизнь народа, поддерживала и укрепляла сам дух России. Вековые традиции православия стали частью общенациональной культуры. От рождения до самой смерти в жизни каждого русского человека присутствовала Церковь. Церковь крестила, венчала, соборовала, отпевала. В трудный для государства час укрепляла и объединяла людей, вероотступников предавала анафеме. Даровала утешение и облегчение страждущим, надежду на лучшую жизнь, хотя бы и в ином мире. Традиционно Русская Православная Церковь поддерживала правителей государства, объявляя их власть священной и нерушимой, проповедуя идею богоизбранности русских царей.


Не бойтесь заказать курсовую в москве , на Work5 работают профессионалы.


. Известно, что многие церковные иерархи были ближайшими советниками государей, оказывая им поддержку в благих начинаниях и удерживая от дурных поступков. Для подавляющего большинства русских царей была характерна политика безусловной поддержки Церкви при всемерном использования её влияния на общественные настроения. Церковные традиции настолько крепко вросли в жизнь русского народа и государства, что, казалось, так будет всегда. Но к моменту начала царствования Николая II в самой структуре и деятельности Русской Православной Церкви накопились определённые проблемы, настоятельно требующие разрешения. Жизнь Церкви не могли не затронуть процессы новой исторической эпохи, характерные для всего русского общества, её не могли обойти стороной и негативные явления, происходившие в государстве. Русская Православная Церковь находилась в тесной зависимости от политического курса правительства, и обусловлено это было особенностями сложившихся государственно-церковных отношений. Проявившийся тогда же внутренний кризис Церкви был отражением общего кризиса государственного устройства. Надо отметить, что в это время, а именно, в начале XX века в Русской Православной Церкви было более 100 епископов, свыше 50 тыс. приходских храмов, около 100 тыс. белого духовенства, включая священников и диаконов, 1000 монастырей, 50 тыс. монашествующих. Несмотря на это, приходов и духовенства на территории огромного государства явно не хватало, как и высших духовных учебных заведений. В духовные семинарии попадало всё больше детей сельских священников, купцов и мещан. Вместе с тем, ежегодно уменьшалось число выпускников, принимающих священнический сан. Православные традиции русского патриархального крестьянства начинали отступать под напором нарождающихся капиталистических отношений в деревне. Секуляризация крестьянского быта закономерно приводила к уменьшению авторитета сельского батюшки. Крестьяне, уходившие на заработки в города, возвращались в деревню с революционными богоборческими идеями. Антицерковные настроения начали проникать в земские школы. Подобное перерождение взглядов было знамением времени. Определённые круги общества всё больше проникались идеями, в корне чуждыми русской православной традиции. Негативным и опасным явлением в церковной жизни России была её политизация. Церковь политизировалась вместе с обществом, её представители, даже некоторые из высших церковных иерархов, всё больше стремились участвовать в политической жизни, что весьма отрицательно сказывалось на внутрицерковной жизни[1]. Будучи православным христианином, император Николай II близко к сердцу принимал заботы и нужды Церкви. Как никто другой из его венценосных предшественников он понимал жизненную необходимость восстановления соборного единства русской жизни, возврата к былому мировоззренческому единству народа. Единству его нравственных и религиозных идеалов, национального самосознания и чувства долга. Силой, способной на это, опорой царя в его благородном устремлении могла стать только Русская Православная Церковь. Государь решил, что сначала в самой церковной жизни должны быть восстановлены соборные начала, а уже затем – при опоре на её мощную духовную поддержку – и в общественно- государственной сфере. Деятельность Николая II в направлении реформирования церковной жизни была очень целеустремлённой и упорной, что вообще было в его характере. Эта деятельность получила далеко не однозначную оценку современников. В различных слоях русского общества, в массе простого народа, среди высшего духовенства или знати – всюду инициативы царя встречали, с одной стороны, полную и даже восторженную поддержку, а с другой – такое же полное неприятие. Вопрос отношения Николая II и его семьи к церковным делам достаточно драматичен. Глубоко веруя, российский самодержец был убеждён, что путь духовного возрождения – это путь спасения его любимого Отечества. Прославление новых святых, строительство монастырей и церквей, пожертвования на нужды Церкви, преобразования внутри неё самой, проведение пышных публичных действий религиозного характера с участием огромных людских масс, личный пример благочестия, безупречно подаваемый царской семьёй – всё это, по мысли императора всероссийского, должно было оказать самое благотворное воздействие на духовное состояние общества. Действительный же результат был весьма далёк от идеала. Охарактеризовав положение дел в обществе и Русской Православной Церкви в период царствования Николая II, обозначим проблему: это явное противоречие между назревшей необходимостью перемен в жизни Церкви и общества – и тем, какими способами действовал царь, пытаясь эти перемены внедрить. К каким результатам привела эта деятельность Николая II – вопрос, не имеющий однозначного ответа. До сих пор в научной литературе, а также в средствах массовой информации встречаются прямо противоположные оценки личности и характера деятельности последнего российского императора, в том числе, и касательно его взаимоотношений с Русской Православной Церковью. Из факта противоречивости толкования событий российской истории, касающихся периода правления Николая II, закономерно вытекает актуальность заявленной темы исследования. Цель работы: изучение отношения царя Николая II и его семьи к Русской Православной Церкви. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: 1. Анализ положения в стране в период правления Николая II. 2. Изучение проявлений кризиса в обществе и Церкви. 3. Определение признаков политизации Церкви. 4. Изучение фактов участия Николая II и его семьи в делах Церкви. 5. Определение степени приверженности царской семьи традициям русского православия. Необходимо заметить, что данное исследование неизбежно должно проводиться в неразрывной связи с анализом исторических событий, на фоне которых разворачивались взаимоотношения царской семьи и Русской Православной Церкви. Для наилучшего понимания избранной темы очень важно видеть её во всём комплексе проблем и правильно оценивать историческую обстановку, сложные процессы, происходившие в русском обществе в то драматическое время. Также важно понимать, какая тяжёлая историческая миссия довлела над сознанием последнего русского императора, и какая пропасть разверзалась между его устремлениями, с одной стороны, и конкретными результатами его деятельности, с другой. Высокая степень духовной близости между членами царской семьи, о которой достаточно хорошо известно, позволяет сделать вывод о совпадении их убеждений, в том числе, и религиозных, сходном образе мыслей – и, как результат, поддержке идей главы семьи её членами. Особенно большую поддержку в вопросах веры и православия оказывала царственному супругу императрица Александра Федоровна. Будучи женщиной далеко незаурядной, имеющей твёрдые взгляды и принципы в жизни, она оказывала достаточно значимое влияние на образ мыслей Николая II, имела полное понятие о церковных проблемах и преобразованиях и могла влиять на развитие событий. Царь Николай II был глубоко верующим, преданным православной Церкви христианином. С детских лет до самой смерти сохранил он свою искреннюю, сердечную веру и сознание того, что он является помазанником Божьим, который призван быть более православным царём, нежели российским императором. Ему выпала нелёгкая доля руководить огромной страной с населением в 125 миллионов человек. Период его правления был ознаменован как значительными успехами в экономическом развитии России, так и неуклонным нарастанием социально-политических противоречий в стране. Никому из предшественников Николая II на российском престоле не приходилось переживать в своё царствование двух революций и мировой войны. Закономерным продолжением кризиса, поразившего всё российское общество в начале XX века, стал и кризис церковной жизни, преодолеть который в меру своего разумения пытался последний российский император[2]. Изучение церковных проблем периода царствования Николая II, а также анализ сведений об отношении императора к РПЦ может способствовать более полному пониманию особенностей развития России – как в начале XX века, так и в новейшее время. Заявленная тема актуальна сегодня ещё и потому, что затрагивает ряд проблем, присущих обществу на переходном этапе его развития, в условиях переоценки нравственно-этических ценностей. В настоящее время в России идёт процесс модернизации, а вместе с ним и процесс возрождения церковной жизни. Так же, как и в начале XX века, преобразованиям сопутствуют сложное экономическое положение, рост социальной и межнациональной напряжённости. Поэтому в деле современного обустройства российского общества так важно учитывать опыт собственной истории. I. Положение в стране в период правления Николая II

Читать дальше
Правление царя Николая II проходило в исторически сложной обстанов-ке, на фоне всё более обостряющегося кризиса общественно-политической и духовной жизни общества, сопровождавшегося кризисом и церковной жизни. Будучи по российским законам светским главой Церкви, Николай II принимал активное участие в её деятельности: таковы были его государствен-ные обязанности и веление сердца. Главная цель Николая II состояла в духов-ном возрождении Отечества, возвращении обществу единства мировоззрения. Он хотел реформировать Церковь. Сам император желал стать Патриархом, но не нашёл поддержки в своём окружении. Основными способами претворения этих целей в жизнь являлись: восста-новление соборных начал в деятельности Церкви, прославление святых, утвер-ждение веротерпимости, а также: строительство храмов и монастырей, оказа-ние финансовой помощи Церкви, увеличение бюджета Синода. Отношение в русском обществе к этой деятельности царя было неодно-значным: от одобрения до полного неприятия. Просвещённые слои общества воспринимали инициативы царя, как проявления религиозного ханжества. Проведённое исследование позволило выявить признаки кризиса церков-ной жизни начала XX века, одним из которых была чрезмерная политизация Церкви. Это обстоятельство имело своим результатом постепенное снижение авторитета Церкви и её иерархов. Публичные высказывания депутатов от цер-ковных кругов воспринимались в обществе, как мнение всей Церкви. Полити-зация Церкви происходила за счёт активного привлечения церковных деятелей к политической жизни, в частности, участию в работе трёх Государственных Дум. Церковь того времени не являлась свободной в своих действиях; она представляла собой один из государственных институтов, выступала, как госу-дарственная структура, руководимая Комитетом министров через обер-прокурора Святейшего Синода, являвшегося членом Комитета фактически в ранге министра. Чиновничье-бюрократическое управление было характерно и для церковных структур. Синод являлся органом, зависимым от состава и ре-шений правительства. Частая сменяемость руководства Русской Православной Церкви (за полтора года в Святейшем Синоде сменилось три обер-прокурора) свидетельствует о нестабильности его положения. В работе Церкви были нарушены принципы соборности, стремление к восстановлению соборных начал по большей части только декларировалось. Поместный Собор, подготовка к проведению которого тянулась несколько лет, так и не состоялся при жизни царя. В ходе исследования был проанализирован вопрос о православных тра-дициях в жизни царской семьи. Выяснены истоки и условия формирования ве-ры у Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и их детей. В результате исследования можно сделать следующие выводы: 1. Царь Николай II и его семья придерживались в жизни традиций русского православия, были искренне и глубоко верующими людьми. 2. Отношение Николая II и его семьи к Русской Православной Церкви выража-лось в конкретных действиях: оказании финансовой поддержки из личных средств царской семьи; участии в канонизации святых, работе по восстанов-лению соборных начал, утверждении принципов веротерпимости в общест-ве, поддержке строительства храмов и монастырей, личном участии в пуб-личных мероприятиях религиозного толка, попытках реформирования Церк-ви, а также – в постоянном близком общении с деятелями, иерархами РПЦ, «божьими людьми». 3. Правление Николая II происходило в сложный период общественного и цер-ковного кризиса в России начала ХX века. Одним из признаков кризиса Церкви была её чрезмерная политизация. 4. Деятельность императора Николая II и его попытки реформирования РПЦ неоднозначно оценивались современниками. Многое не понималось, отвер-галось обществом. Благодаря неоднократным пророчествам, Николай II предвидел свою ги-бель и считал, что должен стать для России «искупительной жертвой». Как ве-рующий православный христианин, он вверял свою судьбу Высшим силам. «Наш Царь был одним из величайших подвижников Церкви последнего времени, подвиги которого заслонились лишь его высоким званием Монарха. Стоя на последней ступени лестницы человеческой славы, Государь видел над собою только небо, к которому неудержимо стремилась его святая душа…»
Читать дальше
1. Боханов А.Н., «Николай II», М., « Молодая гвардия», 1997 г., 477 с. 2. Воейков В.Н., «С царем и без царя: Воспоминания последнего дворцового коменданта государя императора Николая II», М., «ТЕРРА»,1995 г., 480 с. 3. «Воспоминания товарища Обер-Прокурора Святейшего Синода князя Н.Д. Жевахова», М., «Царское дело», 2007 г., 936с. 4. «Государыня императрица Александра Феодоровна Романова. Дивный свет: Дневниковые записи, переписка, жизнеописание», сост. монахиня Нектария М., Издательский Дом «Русский Паломник», 2005 г. ,656 с. 5. Гурко В.И., «Царь и царица», М., «Вече», 2008 г., 352 с. 6. «Император Николай в своих письмах к императрице», pyc.narod.ru 7. Ключевский В.О., «Исторические портреты», М., «Правда»,1991г. 622с. 8. Мосолов А.А., «При дворе последнего Российского императора», М., «Мир Книги», 2008 г., 272 с. 9. «Манифест 26 февраля 1903 г.», www.emc.komi.com 10. Масси Р., «Николай и Александра», СПб., «Лира Плюс», 1998 г., 591 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image