Динамика основных макроэкономических показателей по России свидетельствует о том, что в стране завершился, в основном, период перехода от командной к рыночной экономике. Перед обществом ставятся новые задачи: обеспечение поступательного роста ВВП (увеличение его, не менее чем вдвое, каждые 10 лет); роста среднедушевых доходов населения в период до 2020 г. до уровня среднеевропейских показателей; формирование инновационной экономики.
Однако при этом территориальное развитие идет неравномерно. Наряду с развитыми субъектами Российской Федерации, численность которых менее десяти, определились более двадцати аутсайдеров. Можно утверждать, что общероссийские рыночные институционально-правовые преобразования в последних не привели к сущностным изменениям в экономической структуре региональных комплексов. Рыночную экономику на деле им предстоит еще осваивать.
К числу таких аутсайдеров сегодня можно отнести большинство дальневосточных субъектов Российской Федерации. По основным макропоказателям – темпам роста производительности труда, налоговой отдачи на одного жителя, скорости снижения долговых обязательств, рентабельности активов, величине региональных доходов населения – регион существенно отстает от средних показателей по Российской Федерации. По критерию инновационности он входит в группу субъектов со значительным преобладанием трудозатратной экономики.
Исторически Дальний Восток является ахилесовой пятой России по причинам сурового климата большей части территории, удаленности от центральной части, разряженности экономического пространства и дороговизны производства продуктов и воспроизводства человека. Своей деятельностью на Дальнем Востоке Россия увеличила его ценность, а, следовательно, и привлекательность для сопредельных государств. Хотя при этом расходы на освоение и развитие превышали получаемые доходы.
К началу реформ на Дальнем Востоке сформировалась своеобразная социохозяйственная система. При наличии значительных природных ресурсов и быстром росте физического объема производства, социально-экономическая эффективность экономики была существенно ниже среднероссийского уровня. По этой причине она располагала весьма ограниченными возможностями саморазвития. Рыночные реформы затронули все производственные элементы экономики. В наибольшей мере уменьшили объемы производства те отрасли, которые поддерживались государством. Без последнего многие предприятия не могли жить в условиях рынка. Поэтому структура экономики стала более примитивной. Устойчивее оказались предприятия добывающих отраслей, чья продукция была востребована на внешнем рынке. Подобная экономика нуждалась в соответствующем труде. Значительная часть рабочей силы, высвободившаяся в результате упрощения производства, не нашла спроса и либо выехала, либо переориентировалась на работы, которые не требовали специальной подготовки.
Выше приведенные процессы не могли не обострить социальные и демографические проблемы. С утратой государственного влияния в сфере распределительных отношений гипертрофированно вырос теневой сектор. Началась профессиональная деградация трудового потенциала. И эта тенденция еще не преодолена.
Ухудшение экономических условий жизнедеятельности населения вызывало убыль его численности за счёт миграции и превышения смертности над рождаемостью. За период 1990–2007 гг. население Дальнего Востока сократилось с 8,1 до 6,5 млн. чел. или на 19,8%. Таких потерь не знает ни один регион страны. Настроения временности проживания сохраняют 2/3 жителей северной зоны и 1/3 жителей южных районов. Характерное для хозяйствования в регионе истощительное природопользование распространилось и на профессионально-квалификационный потенциал. Сокращаются и без того ограниченные возможности для устойчивого развития. Дальний Восток реально стоит перед угрозой значительного сокращения населения и потери трудового потенциала в количественном и качественном плане. Особенно это касается северных территорий, где условия жизни и труда наиболее экстремальные.
На фоне этих угроз растет интерес сопредельных стран к российскому Дальнему Востоку. В скрытой борьбе за его природно-сырьевые и пространственные ресурсы страны АТР вряд ли заинтересованы в сильной России на ее Дальнем Востоке. Имеющиеся территориальные претензии сопредельных стран к региону не являются мимолетными. Возрастающее стеснение в жизненном пространстве этих стран в связи с индустриальными и постиндустриальными потребностями экономики, увеличением численности населения, повышением дефицитности сырьевых и пространственных ресурсов будут формировать и соответствующие вызовы российскому Дальнему Востоку.
Ответ на вызовы XXI века требует новой концепции экономического роста и социально-экономического развития Дальнего Востока на основе формирования нескольких стратегических идей:
прекращение оттока населения, увеличение его численности как необходимое условие повышения устойчивости региона;
формирование высокоразвитого регионального экономического комплекса, сочетающего расширенное использования сырья и его переработку, высокие темпы роста уровня жизни и привлекательности Дальнего Востока для жителей других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья;
создание высокоэффективных внешнеэкономических комплексов, улучшение использования существующей и развитие транспортной инфраструктуры для более полного осуществления транзитных и иных функций в обеспечении связей России со странами АТР;
строительство инновационной экономики на основе производства конкурентоспособной лидирующей продукции.
И первым шагом здесь должно быть закрепление проживающего населения, формирование устойчивого ядра постоянного населения, прежде всего на юге Дальнего Востока, то есть на границе с Китаем. Крупными городскими поселениями должны стать города Хабаровск, Владивосток, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Южно-Сахалинск. Проживающие здесь жители в своей трудовой деятельности будут замыкаться не только на экономику этих городов, но и найдут применение своих способностей в реализации крупных проектов по всему Дальнему Востоку, работая вахтовыми и экспедиционными методами. Создание ядра (критической массы) постоянного населения на Дальнем Востоке предполагает осуществление таких форм хозяйствования, которые бы не только экономически обеспечивали расширенное воспроизводство населения, но и создавали бы возможность продолжения его в поколениях.
Фактор внешней торговли, как особенность развития экономики Дальнего Востока, длительное время не проявлял себя в должной мере с конструктивной стороны. Экспорт был основан преимущественно на вывозе сырья и оказывал положительное влияние на весьма тонкий слой производителей и населения. Сегодня это положение медленно исправляется. Особенно значительные перемены связаны с импортом, в структуре которого значительная доля приходится на машины и оборудование. По темпам роста внешнеэкономической деятельности регион опережает показатели по России. Но местные участники ВЭД представляют собой разрозненную, конкурирующую друг с другом массу хозяйствующих субъектов, ведущих скрытую демпинговую политику и попадающих под влияние зарубежных импортеров.
Для ускоряющего воздействия внешнеэкономической деятельности на экономику Дальнего Востока необходимы качественно новые подходы к организации и управлению внешнеэкономическим бизнесом. Одним из них является кластерный подход. Во внешнеэкономической сфере Дальнего Востока сформировались и продолжают формироваться первичные структуры пяти кластеров, которые могут реализовывать преимущества системного развития: лесной, рыбохозяйственный, горнометаллургический, топливно-энергетический и транспортный комплексы. Основным способом реализации кластерного подхода выступает создание межрегиональных центров управления развитием внешнеориентированных комплексов региона.
Еще раз подчеркнем, что на дальневосточных рубежах России формируется крупнейшая планетарная зона современного экономического роста, которой многими аналитиками отводится ведущее место в XXI веке. Она уже сегодня по многим параметрам технологического развития превзошла Россию, тем более Дальний Восток. Из этого следует, что регион требует опережающего роста экономики по сравнению с сопредельными странами. Ускорение экономического развития – это вторая стратегическая задача Дальнего Востока. Темпы развития должны быть значительно выше, чем сформулированные в известном тезисе об удвоении ВВП за 10 лет. По сути, речь идет о формировании совершенно новой парадигмы долгосрочного развития экономики Дальнего Востока.
Наличие удорожающих факторов с тенденцией их роста – это объективные условия развития региона. Следовательно, эффективное хозяйство может основываться на таких ресурсах и производстве таких товаров и услуг, ценность которых в России и мире также будет возрастать со временем. Но сырьевые отрасли не создают условия для привлечения и закрепления значительных масс постоянного населения. Мало того, что отрасли по добыче указанных ресурсов требуют специфической рабочей силы, они не могут обеспечить полной занятости постоянного населения и качественного воспроизводства рабочей силы. Поэтому добывающие отрасли – добыча леса, рыбы, золота, цветных металлов, драгоценных камней, нефти, газа – не могут быть становым хребтом дальневосточной экономики. Они должны дополняться производствами по их переработке. Но и этого мало, дальневосточные предприятия для более быстрого овладения последними достижениями науки и технологии должны быть вовлечены в крупные производственные системы, ставшие мировыми лидерами в той или иной области производства. Такие примеры уже есть, но их масштабы должны быть увеличены до уровня массового применения.
Исследования и многочисленные расчеты сценарных вариантов развития не дают альтернативы инновационному развитию Дальнего Востока, которое требует:
развития действующих предприятий оборонного комплекса, относящихся к высшему технологическому укладу и реализующих эффект переноса наукоемких технологий в гражданские отрасли;
дальнейшей ускоренной реструктуризации экономики на основе массированного привлечения инвестиций и формирования новых отраслей – газоэнергетики, трубопроводного транспорта, нефтеперерабатывающих и нефтехимических комплексов, металлургических комбинатов, гидроэнергетики и газогенераторных электростанций, глубоководных портов и автоматизированных погрузочных комплексов, обеспечивающих рост производительности труда в 3–5 раз по сравнению с действующими предприятиями;
формирования систем региональных технополисов и зон интенсивного развития, способных переносить отечественные и зарубежные научно-технические разработки в реальные условия территориально-производственных комплексов Дальнего Востока;
включения действующих предприятий в состав крупных корпораций, обеспечивающих научно-технические и инновационные разработки с их внедрением;
использование инноваций в традиционных сырьевых отраслях.
Формирование инновационной экономики – это третья по счету, но не по значимости стратегическая задача развития Дальнего Востока. Ключевыми группами проектов, которые могут обеспечить переход сырьевой экономики региона на инновационный путь развития, являются:
инновационное машиностроение;
черная металлургия по выпуску природно-легированной (скандием, титаном, ванадием, хромом) стали и проката;
включение в международные транспортные коридоры и транзитные перевозки из Западной Европы в АТР и обратно;
развитие нефтегазового комплекса Сахалина и оптимизация топливных балансов области, а также юга Дальнего Востока на основе газификации;
развитие крупной электроэнергетики и поставки электрической энергии в сопредельные страны СВА;
искусственное воспроизводство лесов и ресурсов моря;
развитие санитарно-курортной зоны международного класса, особенно, на юге Приморья.
Разумеется, что тематика инновационного развития Дальнего Востока не исчерпывается данной книгой. Она лишь начало исследований очень сложных экономических проблем формирования новой экономики. То, что стремились доказать авторы данной книги, так это необходимость перехода на инновационный путь развития. Это ключевая проблема экономики Дальнего Востока, не решив которой, невозможно обеспечить геостратегическую устойчивость России в регионе. Постоянное население может сформироваться только на основе современных видов занятости, которую обеспечивают наука, знания, инновации, новые отрасли экономики.