Оглавление Введение 4 Глава 1. Теоретические основы изучаемой проблемы 8 1.1. Готовность к школьному обучению как узловая проблема психологии 8 1.2. Особенности психического и личностного развития старших дошкольников 13 1.3. Мотивация учения как важнейший параметр психологической готовности ребенка к школе 20 Глава 2. Эмпирическое изучение уровня готовности к школе 24 2.1. Цель, задачи, методы и методики изучения школьной готовности 24 2.2. Результаты изучения и их обсуждение 26 2.3. Рекомендации педагогам, воспитателям и психологам формированию у детей готовности к школьному обучению 30 Выводы 32 Заключение 34 Список литературы 36 Приложение 38

Уровень готовности к школе

курсовая работа
Педагогика
25 страниц
100% уникальность
2011 год
63 просмотров
Михайлочкина Д.
Эксперт по предмету «Дошкольная педагогика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Оглавление Введение 4 Глава 1. Теоретические основы изучаемой проблемы 8 1.1. Готовность к школьному обучению как узловая проблема психологии 8 1.2. Особенности психического и личностного развития старших дошкольников 13 1.3. Мотивация учения как важнейший параметр психологической готовности ребенка к школе 20 Глава 2. Эмпирическое изучение уровня готовности к школе 24 2.1. Цель, задачи, методы и методики изучения школьной готовности 24 2.2. Результаты изучения и их обсуждение 26 2.3. Рекомендации педагогам, воспитателям и психологам формированию у детей готовности к школьному обучению 30 Выводы 32 Заключение 34 Список литературы 36 Приложение 38
Читать дальше
Введение Основная цель в данной работе — выявление уровня готовности дошкольника к обучению в школе и проведение коррекционно-развивающих мероприятий по развитию ребёнка необходимых умений, навыков для успешного усвоения учебного материала. В связи с поставленной целью была выдвинута гипотеза: выявление уровня готовности позволит организовать коррекционную работу с детьми, имеющими низкий и средний уровень готовности, что позволит развить у ребёнка необходимые умения и навыки успешного усвоения учебного материала. В данной работе поставлены следующие задачи: 1. изучение и анализ психологической литературы по теме; 2. подбор методик и разработка комплексной психолого-педагогической программы диагностики детей дошкольного возраста к обучению в школе; 3. изучение базисных характеристик детей для определения уровня готовности к школьному обучению; 4. разработка программ и проведение психо-коррекционной работы для развития у ребёнка навыков, необходимых для успешного усвоения учебного материала. Объектом исследования явились дети подготовительной группы дошкольного образовательного учреждения. Предмет исследования — уровень психологической готовности дошкольников к школьному обучению. Методы исследования: 1.


Нам под силу даже аспирантский реферат в Ростове . Закажите на Work5.


. обзорно-аналитический; 2. математико-статистический; 3. наблюдение и беседа; 4. тестирование. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению профилактика школьной дезадаптации. Для успешного решения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации. Подготовка детей к школе — задача комплексная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе — только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы: 1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе; 2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка; 3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования; 4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого. Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе: 1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе; 2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости; 3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме; 4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста). По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе. Изучение уровня развития психики детей является основой как организации всей последующей воспитательной и учебной работы, так и оценки эффективности содержания процесса воспитания в условиях детского сада. Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу необходимо проводить за полгода — год до школы. Это позволяет определить готовность к системному школьному обучению детей и при необходимости, провести комплекс коррекционных занятий. По данным Л. А. Венгера, В. В. Холмовской, Л. Л. Коломинского, Е. Е. Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты: 1. Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы; 2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов; 3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей; 4. Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации. С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи. Применяемые методы диагностики психологической готовности должны показать развитие ребенка во всех сферах. При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику, как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода. Готовность, которая измеряется тестированием, в сущности, сводится к овладению знаниями, умениями, способностями и мотивацией, необходимыми для оптимального освоения школьной программы. [5].

Читать дальше
Заключение Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие требованиям жизни. В этом смысле проблема готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе. Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного достижения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации. В данной работе исследована проблема диагностики психологической готовности детей к обучению в школе. Мы выяснили, что в данном конкретном случае тесной взаимозависимости между высоким уровнем готовности к школе и школьной адаптацией нет – множество внешних, объективных и субъективных факторов оказывает большое влияние на процесс адаптации ребенка в школе и его развитие в современной школьной среде. Тем не менее, мы не можем отрицать того факта, что чем лучше готовность к школе, тем быстрее и успешнее ребенок адаптируется в школе. Психологическая готовность к школе – только один из аспектов этой задачи, но внутри этого аспекта выделяются различные подходы: 1. Исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. 2. Исследование новообразований и изменений в психике ребенка. 3. Исследование генезиса отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования. 4. Изучение умений ребенка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого. Определяя психологическую готовность к школьному обучению, детский практический психолог должен четко понимать, для чего он это делает. Можно выделить следующие цели, которым нужно следовать при диагностике готовности к школе: 1. понимание особенностей психологического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе. 2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости. 3. распределение будущих первоклассников по классам в соответствии с их «зоной ближайшего развития», что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме. 4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста). По итогам диагностического обследования могут создаваться специальные группы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.
Читать дальше
Список литературы 1. Анастази А. Психологическое тестирование: Т.2, — М., 1992. — 210 с. 2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., Просвещение, 1968. 3. Божович Л. И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия под ред. Куликова Л. В. СПб.: Издательство "Питер", 2000. 4. Большой психологический словарь. / Под общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, Изд. 3-е., 2002. — 632с. 5. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 160с. 6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 7. Выготский Л. С. Психология. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 8. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — М.: Академический проект, 2000. — 184с. 9. Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1994. 4. С.89-95. 10. Коломинский Я. М., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 190с. — (Психол. наука — школе). 11. Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. — М., 1986. 12. Максимов Л. К. О некоторых вопросах исследования мотивации учения младшего школьника //Мотивация учения. — Волгоград, 1976. 13. Матюхина М.В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников: учебное пособие //ВГПИ. - Волгоград, 1983. 14. Морозов М.Ф. Возникновение и развитие учебных интересов у детей младшего школьного возраста. "Известия АПН РСФС", вып.73, 1955. 15. Морозова Н. Г. Учителю — о познавательном интересе. М., 1979. 16. Психическое развитие младшего школьника / Экспериментальное психологическое исследование под ред. В. В. Давыдова, М.: "Педагогика", 1990. 17. Солнцева Н. Мотивационная основа педагогической деятельности //Высшее образование в России. — 1999 — 4. 18. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: "Институт Практической психологии; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 19. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974. 20. http://www.bestreferat.ru/referat-147572.html
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image