Содержание ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПАСАТЕЛЕЙ 5 1.1 Особенности профессиональной деятельности спасателей 5 1.2 Профессионально важные качества спасателей 9 Глава 2. СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СПАСАТЕЛЯ 17 2.1. Субъект и объект деятельности спасателя 17 2.2. Сущность критической ситуации и перспективы влияния ее на особенности деятельности и организации жизни спасателя 19 Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ СПАСАТЕЛЯМИ 24 3.1 Организация исследования, цели и задачи 24 3.2 Методики исследования 26 3.3 Результаты исследования и их психологический анализ 31 3.4 Рекомендации психологу по развитию профессионально важных качеств спасателей 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48 Приложение 1. Эмпирические данные 53 Приложение 2. Методики исследования 55

взаимосвязь субъектных позиций и переживания экстремальных ситуаций спасателями

дипломная работа
60 страниц
100% уникальность
2011 год
62 просмотров
Волкова С.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Содержание ВВЕДЕНИЕ 2 Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СПАСАТЕЛЕЙ 5 1.1 Особенности профессиональной деятельности спасателей 5 1.2 Профессионально важные качества спасателей 9 Глава 2. СУЩНОСТЬ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СПАСАТЕЛЯ 17 2.1. Субъект и объект деятельности спасателя 17 2.2. Сущность критической ситуации и перспективы влияния ее на особенности деятельности и организации жизни спасателя 19 Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ И ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ СПАСАТЕЛЯМИ 24 3.1 Организация исследования, цели и задачи 24 3.2 Методики исследования 26 3.3 Результаты исследования и их психологический анализ 31 3.4 Рекомендации психологу по развитию профессионально важных качеств спасателей 44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48 Приложение 1. Эмпирические данные 53 Приложение 2. Методики исследования 55
Читать дальше
ВВЕДЕНИЕ Профессия спасателя является молодой профессией, но одной из самых актуальных для нашего времени - времени различного рода катастроф и природных катаклизмов. Работа спасателей относится к числу профессий повышенного риска и характеризуется одним из высоких уровней профессионального стресса. Стрессогенность деятельности спасателя обеспечивается воздействием большого комплекса психотравмирующих факторов.


На сервисе Work5 написание курсовых на заказ в Екатеринбурге - это просто.


. Особое место в этом комплексе занимают стрессоры витальной угрозы. Именно эти обстоятельства деятельности участников ликвидации последствий чрезвычайной ситуации и являются на наш взгляд основными психогенными факторами, детерминирующими возникновение стрессовых расстройств как реакции организма на психотравму. Одним из важнейших качеств, объединяющих всех специалистов, выполняющих опасную и ответственную работу, является психологическая устойчивость их личности. Под психологической устойчивостью мы понимаем сочетание единства, постоянства личности и ее изменчивости, развития. Что же придает структуре личности стабильность и возможность сопротивляться внешним экстремальным воздействиям? Что стимулирует и обусловливает развитие личности? С одной стороны, специфика профессии спасателя может оказывать существенное влияние на коррекцию субъектных позиций, поскольку над вопросом о смысле жизни, об истинных жизненных ценностях люди чаще всего задумываются в моменты сильного переживания, «столкновений» со смертью в любом ее проявлении. С другой стороны, исходная несформированность смысложизненных ориентации при воздействии стрессогенных факторов может привести к возникновению у спасателя травматического стресса, спровоцировать кризисную ситуацию, в том числе - экзистенциального характера. Таким образом, очевидна необходимость исследования субъектных позиций как сферы внутреннего мира личности спасателя и переживаний экстремальных ситуаций. На современном этапе развития общества, науки, появления новых высоких технологий повышается риск возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий, в связи с чем особую остроту приобретает поиск ресурсных возможностей специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а именно - специалистов спасательных формирований. Разработанность проблемы переживания экстремальных ситуаций можно оценить как среднюю – существует теоретическая и эмпирическая основа для частных выводов, тогда как общая теория отсутствует. Помимо этого существует проблема разграничения феноменов понимания и переживания. Объект исследования в нашей работе – психологические особенности переживания экстремальных ситуаций. Предмет исследования, таким образом – изучение взаимосвязи субъектных позиций и переживаний экстремальных ситуаций спасателями. В нашей работе мы ставим перед собой следующую цель: определить специфику взаимосвязи субъектных позиций и переживаний экстремальных ситуаций спасателями. Достижение указанной цели возможно посредством последовательного решения целого ряда задач: 1. Определения специфики профессиональной деятельности спасателя 2. Выявление профессионально значимых качеств спасателя 3. Характеристика субъекта и объекта деятельности спасателя 4. Изучение специфики критической ситуации, а также возможностей влияния ее на личность спасателя 5. Формулирование методологической основы эмпирического исследования, направленного на изучение связи субъектных позиций спасателей с переживанием экстремальных ситуаций 6. Формулирование по результатам исследования выводов и рекомендаций. Основная гипотеза исследования: уровень субъектной позиции и переживания экстремальных ситуаций спасателями выше, чем у студентов 1-2 года обучения. В рамках настоящей работы мы попытаемся изучить взаимосвязь субъектных позиций и переживаний экстремальных ситуаций спасателями. Неоднозначность и сложность феномена переживания экстремальных ситуаций привлекает исследователей уже длительное время. Данной проблемой занимались такие видные психологи, как Ю. Александровский, Ф.Е. Василюк, О. Кернберг, Н.В. Конончук, В. Лебедев, А.Г. Маклаков, Н.В. Тарабрина, В.В. Знаков, Ю. Быховец. В качестве эмпирической основы исследования выступает выборка спасателей такой-то части в объеме тридцати человек, а также выборка студентов 1-2 курса в объеме тридцати человек. Теоретическая значимость настоящей работы выражается в том, что полученные в результате проведенной деятельности данные способствуют более глубокому пониманию феноменологии переживания и понимания экстремальных ситуаций, а также в известной степени способствуют формированию однозначной позиции относительно указанной проблемы. Практическая значимость выражается в том, что полученные по результатам исследования выводы могут быть интегрированы в специальные учебные курсы предметной области психологии экстремальных ситуаций, а также способствовать более эффективной адаптации спасателей к экстремальным ситуациям в рамках собственной профессиональной деятельности. Методологической основой исследования, в большинстве своем выступаеют психодиагностические методики: 1. Методика нервно-психической устойчивости (методика «Прогноз») 2. Копинг тест Лазаруса (WCQ) 3. Опросник «Уровень субъективного контроля» 4. Шкала тревоги смерти (DAS)

Читать дальше
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Профессия спасателя появилась достаточно недавно. Труд спасателей относится к тем видам деятельности, отличительной особенностью которых является постоянное столкновение с опасностью. Чрезвычайные обстоятельства, являющиеся неотъемлемой частью профессионального опыта спасателей, создают экстремальные условия их деятельности в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой жизни, здоровью, благополучию окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальных потерями. Профессия спасателя характеризуется следующими особенностями: травмирующими ситуациями, стрессовыми воздействиями и постоянной готовностью к риску. В связи с особенностями трудовой деятельности спасатель должен обладать определенными профессионально важными качествами: смелость, способность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, уверенность в себе, способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации, при отсутствии времени на ее осмысление, способность к длительному сохранению высокой активности; умение распределять и переключать внимание при выполнении нескольких действий, функций, задач, хорошая память, уравновешенность, самообладание при конфликтах, склонность к риску и т. д. Отсутствие или недостаточное развитие этих качеств снижает эффективность профессиональной деятельности. Психологическими предпосылками наступления психологической готовности к выполнению конкретной деятельности является ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов выполнения деятельности. Немало важную роль выполняют индивидуально-психологические и личностные особенности, выраженность которых позволяет определить уровень адаптации человека к экстремальным ситуациям, спрогнозировать его поведение и успешность выполнения деятельности. В ходе проведения работы были выявлены некоторые особенности субъективной позиции спасателей. 1. Спасатели имеют более высокий уровень овладения копинг-стратегиями по сравнению со студентами и имеют адаптивный их уровень 2. Для спасателей в большей степени характерен высокий уровень интернальности – они ориентируются на самих себя при решении разнообразных возникающих ситуаций, тогда как студенты ориентируются на внешние обстоятельства. 3. Переживания по поводу смерти в большей степени выражены в выборке студентов, тогда как спасатели более рационально и осознанно относятся к перспективе окончания собственного существования. 4. Студенты менее устойчивы к серьезным травмирующим ситуациям, чем спасатели, которые характеризуются более высоким уровнем нервно-психической устойчивости. В заключении надо сказать, что в связи с тем, что профессиональная деятельность спасателей связана с постоянными стрессовыми ситуациями и эмоциональным напряжением, необходимо постоянно проводить мероприятия (тренинги, групповые занятия, релаксационные мероприятия) для стабилизации эмоционального фона, снижения тревожности.
Читать дальше
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991, 299 с. 2. Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века / Под ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2001, 277 с. 3. Антология тяжелых переживаний: социально-психологическая помощь: Сборник статей / Под ред. О.В. Красновой. М.: Mill У, Обнинск: «Принтер», 2002, 336 с. 4. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, т.15, №1. С. 3-18. 5. Ахалашвили Н.В. Исследование феномена воздействия экстремальных факторов разного уровня на активность личности. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. психол. наук. Тбилиси: ТГУ, 1991, 23 с. 6. Базовая программа психологической подготовки спасателей на территории Российской Федерации. М., 1992. 7. Беспалов Б.И. Психодиагностика профессионально-важных качеств и профотбор диспетчеров пожарной службы «01» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1998, №3. С.79-94. 8. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций / Психология конфликта. Хрестоматия. СПб.: Питер, 2000. С. 277-297. 9. Гублер Е.В., Генкин А.А. Применение критериев непараметрической статистики в медико-биологических исследованиях. JL, 1966, 57 с. 10. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях (психолого-акмеологические основы). М.: МААА, 1998, 178 с. 11. Дикая Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особям условиям // Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Отв. ред. Б.Ф.Ломов, Ю.М.Забродин. М.: Наука, 1985. С. 63-90. 12. Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Психологические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал, 1983, том 4, №6. С. 92-105. 13. Запорожченко О.А. Профессионализм спасателя: экстремальность, норма и нормативность. // Тезисы докладов традиционной международной студенческой научно-практическая конференции "Психология XXI века". СПб.: СпбГУ, 2000. С. 212-214. 14. Захарова Л.Н. Психические состояния в экстремальных условиях деятельности. Дисс. на соиск. учен, степени канд. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1985, 144 с. 15. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 208 с. 16. Иванова Е.М., Дьяконова Н.А. Психологическое изучение деятельности профессионала в проблемных ситуациях // Психология труда в условиях проблемных ситуаций. Саратов: СГУ, 1996. С.71—81. 17. Котик М.А. Психология безопасности. Таллин: Валгус, 1981,408 с. 18. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Изд-во политической литературы, 1989, 304 с. 19. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологических замкнутых системах. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2001, 431 с. 20. Лох К.В. Особенности взаимосвязи характеристик малой группы и эффективности ее деятельности в различных условиях (на материале горноспасательной службы). Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. психол. наук. Ярославль: ЯрГУ, 2001. 21. Магомед-Эминов М.Ш. Личность и экстремальная жизненная ситуация // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1996, №4. С. 26-34. 22. Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998,496 с. 23. Медицина катастроф / Под ред. В.М. Рябочкина, Г.И. Назаренко. М.: ИНИ ЛТД, 1996, 272 с. 24. Петрова Г.Д. Особенности жизнедеятельности спасателей в экстремальных условиях. Дисс. на соиск. учен, степени канд. психол. наук. М.: МГУ, 1994. 25. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. Учебное пособие / Под общ. ред. В.А. Бодрова. М.: ПЕР СЭ, 2003, 768 с. 26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998, 672 с. 27. Программа первоначальной противопожарной подготовки аварийно-спасательных формирований Российской Федерации. М., 1992. 28. Программа подготовки спасателей Российской Федерации по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. М., 1992. 29. Психологическая экспертиза критических ситуаций. Методические указания. Новосибирск: НГУ, 1990, 44 с. 30. Психологические проблемы деятельности в особых условиях / Под ред. Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина. М.: Наука, 1985,231 с. 31. Психология безопасности профессиональной деятельности. Тезисы докладов Первой межрегиональной научно-практической конференции. М.: Изд-во «Когито-Центр», 1999, 53 с. 32. Психология труда в условиях проблемной ситуации / Под ред. А.А. Понукалина. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1996,225 с. 33. Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А.Е.Тарас, К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 1999, 480 с. 34. Пуховский Н.Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. М.: Академический Проект, 2000. 286 с. 35. Самонов А.П. Влияние экстремальных условий на эффективность деятельности пожарного подразделения в связи с некоторыми индивидуально-психологическими особенностями пожарных. Автореф. дисс. на соиск. учен, степени канд. психол. наук. М., 1978, 22 с. 36. Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных. М.: Стройиздат, 1982, 79 с. 37. Самонов А.П. Психология для пожарных. Пермь: «Звезда», 1999. 600 с. 38. Справочник спасателя. Общие сведения о чрезвычайных ситуациях. Права, обязанности и требования к спасателям. Кн. 1-6. М.: ВНИИ ГОЧС, 1994. 39. Станишевская Н.Н. К вопросу о методах психологии исследования личности в условиях травмирующей ситуации // Проблемы личности. Материалы симпозиума. М., 1969. С. 242-250. 40. Столяренко A.M. Экстремальная психопедагогика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 607 с. 41. Федеральный Закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 14 июля 1995 годаЫ 151-ФЗ. 42. Филонов Л.Б. К проблеме диагностики личности в особых условиях // Проблемы личности. Материалы симпозиума. T.l. М., 1969. С. 205-212. 43. Хаккер К., Хойос К. Мотивация профессиональной деятельности // Человеческий фактор / Под ред. Г. Салвенди. М.: Мир, 1991. С. 268-297. 44. Халлинг X., Кокавеч И. Оценка профессиональной деятельности // Иностранная психология, 1995, том 3, №5. С.49-56. 45. Хойос К.Г. Психология безопасности взамен традиционной проблемы аварийности // Иностранная психология, 1995, том 3, №5. С. 57-66. 46. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982, 185 с. 47. Шойгу С.К., Кудинов С.М., Неживой А.Ф., Ножевой С.А. Учебник спасателя. Под общей ред. Ю.Л.Воробьева. М., 1997, 520 с. 48. Юклянюк В.В. Теория и практика мотивации профессионализма //Проблемы психологии и эргономики. Тверь, 1999, №2/1. С. 125-127. 49. Ядов В.А., Здравомыслов А.Г. Человек и его работа. М.: Наука, 1967, 392 с. 50. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации / Под ред. Е.М. Борисовой. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998,304 с.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image