Введение 3 1. Теоретические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста 5 1.1. Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике 5 1.2 Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, критерии оценки 13 2. Экспериментальное исследование сенсорного воспитания в процессе формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 18 2.1. Методологическое обоснование исследования 18 2.2. Описание процедуры и результатов исследования 21 28 Заключение 29 Список использованной литературы 31 Приложение 33

Сенсорное воспитание в процессе занятий по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

курсовая работа
Языки
30 страниц
100% уникальность
2011 год
137 просмотров
Белоусова А.
Эксперт по предмету «Методика преподавания»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
Введение 3 1. Теоретические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста 5 1.1. Сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике 5 1.2 Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, критерии оценки 13 2. Экспериментальное исследование сенсорного воспитания в процессе формирования математических представлений у детей младшего дошкольного возраста 18 2.1. Методологическое обоснование исследования 18 2.2. Описание процедуры и результатов исследования 21 28 Заключение 29 Список использованной литературы 31 Приложение 33
Читать дальше
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть оттого, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно-психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Ранний возраст называют «золотой порой» сенсорного воспитания. Выдающиеся зарубежные и отечественные педагоги Ф. Фребель, М. Монтессори, О.


Не знаете, где найти контрольные на заказ недорого в Ростове - специалисты Work5 вам помогут.


. Декроли, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и др. считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в разных видах деятельности и адаптации его в социуме. Отечественные психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддъяков и др. утверждали, что нужно учить видеть, учить воспринимать предметы и объекты нас окружающие, развивать целенаправленное восприятие, развивать умение направлять свое внимание на те или иные стороны, выделять в предметах и явлениях самое существенные, характерные признаки и свойства. В практике дошкольного воспитания сенсорному развитию детей уделяется достаточно много внимания, так как это позволяет научить адекватно воспринимать предметы. Выделять основные признаки и свойства. Но многочисленные исследования коррекционной педагогики и психологии показывают, что восприятие у детей носит неполный, неточный, фрагментарный и нецеленаправленный характер. У детей существует недостаточность в овладении сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, структура поверхности, характеристика запахов, звуков и др.) Тема исследования: сенсорное воспитание в процессе занятий по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Объект исследования: формирование математических представлений Предмет исследования: сенсорное воспитание в процессе занятий по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Цель работы: Изучить специфику сенсорного воспитания в процессе занятий по формированию математических представлений у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Определить сущность, задачи, содержание, пути осуществления сенсорного воспитания в зарубежной и отечественной педагогике 2. Выявить особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста, критерии оценки 3. Обосновать исследование, направленное на сенсорное воспитание дошкольника в рамках формирования математических представлений 4. Сделать выводы по результатам исследования Основная гипотеза исследования: занятия по формированию математических представлений существенным образом влияют на сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Методы исследования: теоретический анализ, изучение и анализ педагогического опыта, педагогический эксперимент, наблюдение. Теоретическая значимость заключается в выявлении сущности, задач, содержания, путей осуществления сенсорного воспитания. Практическая значимость заключается во внедрении и апробировании условий, обеспечивающих эффективное использование дидактических игр для формирования представлений о сенсорных эталонах цвета у детей младшего дошкольного возраста. Структура работы включает: введение, две основные главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

Читать дальше
Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике - одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности. Помимо этого, методика формирования математических представлений существенным образом обогащает сенсорный опыт ребенка. В рамках настоящей работы мы достигли всех поставленных целей. Мы можем сделать целый ряд выводов: - определена сущность «сенсорного воспитания», под которой понимается целенаправленное, последовательное и планомерное педагогическое воздействие, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека; - определено содержание, на какие сенсорные процессы опирается сенсорное воспитание, выделены структурные компоненты, в качестве которых выступают овладение общественным сенсорным опытом, освоения наиболее рациональных способов обследования предметов, соотнесение с сенсорными эталонами; - рассмотрены пути, средства, методы и формы сенсорного опыта у детей младшего дошкольного возраста. Основными методами являются обследование предмета, в качестве основных форм формирования выступают: дидактические игры, занятия; - проанализированы психологические особенности детей младшего дошкольного возраста и определены этапы формирования сенсорных эталонов цвета, на каждом из которых решаются свои задачи: дети учатся отождествлять и идентифицировать предметы; обучаются находить идентичные предметы по цвету; учатся соотносить цвета предмета с эталонами цвета; выбирать предметы определенного цвета по словесной инструкции взрослого, учатся самостоятельно называть цвета; обучаются приемам обобщения и классификации предметов по разным признакам Результаты экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы: - в ходе первого констатирующего эксперимента нами было выявлено, что большинство детей младшего возраста не достаточно хорошо оперируют представления о величине предметов - в ходе экспериментальной работы были выявлены и научно обоснованы педагогические условия, способствующие формированию представлений о величине предмета - в ходе формирующего эксперимента нами установлено, что на каждом этапе формирования сенсорных представлении изменялся их уровень в соответствии с определенными показателями, повышался интерес к дидактическим играм. Установлено в ходе проведенного второго констатирующего эксперимента, что произошли существенные изменения в сформированности представлений о сенсорных эталонах величины. Основная гипотеза нашего исследования подтвердилась, то есть занятия по формированию математических представлений существенным образом влияют на сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста. Таким образом, данные полученные в результате проведения исследовательской работы подтвердили эффективность создаваемых нами педагогических условий.
Читать дальше
1. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с. 2. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебное пособие рекомендовано Министерством общего и профессионального образования РФ к использованию в вузах и школах РФ в качестве необходимой учебно-методической литературы./ В.М. Букатов.– М.: Московский психолого-социальный институт Издательство «Флинта» 1997. – С. 3 – 45. 3. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988 – 144с. 4. Гребенщикова, Е.А. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. Учеб. пос. для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»./ Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко, И.Б. Мчедлидзе, Л.К. Савинова, О.А. Фролова; под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1980г. – С. 231 – 397. 5. Горбунова, И. Сенсорная комната в «Ладушках»:/ И. Горбунова, А. Лапаева // Журнал Дошкольное воспитание. – 2006. – №12 – С. 30 – 32. 6. Дерягина, Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус: пособие для детей, родителей и воспитателей/ Л.Б. Дерягина. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. – С.32. 7. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: - М.: , 2002г - С. 136 -149. 8. Педагогический энциклопедический словарь:/ под ред. Б.М. Бим-Бад, - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,2002г. 9. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию: пособие для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 1983. –. 96 с. 10. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ под ред. Н.Н.Поддъякова, В.И.Аванесовой. 2-е. изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192с. 11. Поддъяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста: Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова и др./ Под ред. Н.Н.Поддъякова, Ф.А. Сохина. 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1988. – 192с. 12. Подласый, И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. М., Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. С.439 - 463. 13. Рубинштейн, С.Л. основы общей психологии: учеб. пособ. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению т специальностям психологии./ С.Л Рубинштейн. – Москва, Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2005. – С. 177 – 255. 14. Урунтаева, Г.А. Детская психология: Учеб. для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, 6-е изд. перераб. и доп./ Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2006. – С. 181 – 196. 15. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А.Урунтаева, Ю.А. Афонькина; под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос,1995. – 291с. 16. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image