ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 6
1.1 Проблема ранней диагностики в психологии 6
1.2. Особенности психического развития ребенка в раннем возрасте 9
1.3. Рекомендации по проведению обследования ребенка раннего возраста 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 23
2.1. Программа диагностики психического развития ребенка в период раннего детства 23
2.2. Результаты изучения уровня психического развития детей раннего возраста и их обсуждение 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Читать дальше
В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период раннего детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте
Целью данной работы являлось изучение основных подходов к психологическому обследованию ребенка на ранних этапах развития. Для решения данной задачи была проанализирована психолого-педагогическая литература и изучены следующие вопросы: подходы к проблеме ранней диагностики в психологии; особенности психического развития ребенка в раннем возрасте; рекомендации по проведению психологического обследования детей раннего возраста.
Была составлена программа диагностики детей второго года жизни. В соответствии с программой было проведено эмпирическое исследование, которое заключалось в диагностировании актуального психического развития детей раннего возраста (второго года жизни) с целью выявления отклонений в развитии. Результаты исследования нервно-психического развития детей ( по методике Аксариной Н.М., Печоры К.Л. )выявили у части детей второго года жизни отклонения в развитии по показателям активной и пассивной речи, сенсорного развития, предметной деятельности, игровой деятельности. Гипотеза исследования, предполагавшая, что психологическое обследование детей в раннем возрасте имеет важное значение для выявления возможных отклонений в развитии — подтвердилась.
Читать дальше
1. Авдеева, Н.Н., Мещерякова С. Ю. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца. - М.: Педагогика, 1993.- 180 с.
2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина, 1977. – 302 с.
3. Архипова, Е.Ф.Актуальность проблем ранней диагностики // Специальная психология, 2005-№ 1(3). - С. 60-69.
4. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П.Григорьевой. - М.: Экзамен, 2006.- 352 с.
5. Диагностика умственного развития дошкольников / М.А.Венгер и др. - М.: Педагогика, 1978.- 162 с.
6. Камышанова, К.И. Ребенок от рождения до двух лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.- 240 с.
7. Лисина, М.И. Особенности общения у детей раннего возраста в процессе действий, совместных со взрослым // Развитие общения у дошкольников / Под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1974.- 248 с.
8. Лобаскова, М.М., Мухордова, О.Е. Психологическая диагностика детей раннего возраста: методическое пособие. – Бурятия:УГУ, 2006. – 182 с.
9. Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. - М.: Просвещение, 1992.- 95 с.
10. Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослым. Гл. 1-7. / Под ред. М.И. Лисиной. - М.:Педагогика, 1985. – 308 с.
11. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Владос, 2002. - 176 с.
12. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др.; Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М.: АКАДЕМИЯ, 2003. – 320 с.
13. Смирнова, Е.О. Детская психология. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. – 160 с.
14. Семаго, Н.Я. Развитие речи ребенка раннего возраста // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2003, №3. – С.34-38.
15. Стребелева, Е.А. Ранняя коррекционно-диагностическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. – 2003, №3. – С. 25-29.
16. Сорокин, В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь. 2003. – 368 с
Читать дальше