Введение 4
1. Сущность и виды конкуренции 5
1.1. Сущность конкуренции 5
1.2. Виды конкуренции 8
2. Сущность и оценка интенсивности конкуренции 12
2.1. Сущность понятия интенсивности конкуренции 12
2.2. Оценка интенсивности конкуренции 20
Заключение 23
Глоссарий 25
Список использованных источников 26
Читать дальше
Одним из элементов рыночного механизма саморегулирования является
конкуренция - соперничество между участниками рыночного хозяйства за
наиболее выгодные сферы приложения капитала, за лучшие условия
производства, купли-продажи товаров. Она обусловливается суверенным правом
каждого из субъектов рынка на реализацию своего экономического потенциала,
а это неизбежно приводит к столкновению их интересов, к достижению
поставленных ими целей за счет ущемления интересов других участников
рыночных отношений. Конкуренция порождается объективными условиями:
экономической обособленностью субъектов рынка, их зависимостью от
хозяйственной конъюнктуры.
Цель каждого предпринимателя - максимизация прибыли, а следовательно,
и расширение масштабов хозяйственной деятельности. Это с неизбежностью
приводит к взаимной борьбе предпринимателей за наиболее выгодные условия
производства и сбыта товаров, рост объемов производства, и они выступают по
отношению друг к другу как соперники или конкуренты.
Важнейшей составляющей информации для принятия решений в области
конкурентоспособности является информация о поведении конкурентов, об их
конкурентных позициях. Наибольший интерес при этом представляет возможность
выделения наиболее характерных составляющих той информации, которая
окажется полезной при создании информационной системы управления
конкурентоспособностью. В этой связи в научной литературе предлагается, во-
первых, получить данные об интенсивности конкуренции на выделенном рынке,
во-вторых, построить карту конкурентности рынка, в-третьих, тщательно
изучить технико-экономические и финансово-экономические возможности
конкурентов.
Интенсивность конкуренции на любом рынке определяется рядом факторов,
важнейшими из которых являются три составляющие:
характер распределения рыночных долей;
темпы роста рынка;
рентабельность рынка.
Анализ динамики монополистической активности доминирующих организаций
показывает, что в рыночной практике России чаще происходит борьба за
уставный капитал, а также организационные преобразования и лишь затем -
действия на товарном рынке. Следовательно, важнейшим полем конкурентной
борьбы является не сам товарный рынок, а конкурентная борьба за право
обладания капиталом на нём. В целом в отраслях отмечается усиление
экономической концентрации, в т. ч. формирование крупных промышленно-
финансовых корпораций, вертикально интегрированных структур.
Наблюдается тяготение доминирующих хозяйствующих субъектов к
монополизации: вытеснение конкурентов-аутсайдеров с рынка или их
поглощение, установление контроля над ценами.
Выявляются также попытки со стороны крупных и сверхкрупных компаний
оказать влияние на законодательную и исполнительную власть для реализации
корпоративных интересов и усиления рыночной власти. Концентрация
достигается горизонтальными и вертикальными объединениями.
Наиболее распространёнными видами монополистических злоупотреблений в
сфере рыночной деятельности являются: навязывание контрагенту условий
договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора, -
41%; нарушение установленного порядка ценообразования - 14%; создание
препятствий доступу на рынок - 7%; установление монопольно высоких цен -
3%; изъятие товаров из обращения с целью поддержания дефицита на рынке -
2%; прочие нарушения - 33%. Более двух третей допускаемых в этой части
нарушений приходится на отрасли топливно-энергетического комплекса,
транспорта и связи.
В указанных секторах экономики жалобы поступают в основном на
злоупотребляющих доминирующим положением субъектов естественных монополий
(80% заявлений).
Тем не менее, конкуренция имеет важное значение в экономической жизни
общества, стимулируя деятельность хозяйствующих субъектов.
Читать дальше
1 Бабкин Е.В. Особенности маркетинга в различных сферах деятельности предприятий: Текст лекций. – СПб.: СПбГУВК, 1998.
2 Бабкин Е.В., Мартынов А.Л. Задачи практического маркетинга. – СПб.: СПбГУВК, 1995.
3 Бабкин Е.В., Мартынов А.Л. Международные фрахтовые и транспортные операции. – СПб.: СПбГУВК, 2002.
4 Бабкин Е.В., Пятакова Н.А. Концепция четырех «Р» в маркетинге. – СПб.: СПбГУВК, 2001.
5 Бабкин Е.В., Пятакова Н.А. Маркетинг в рисунках. – СПб.: СПбГУВК, 2005.
6 Королева Е.А. Закупочная и распределительная логистика: Учебное пособие. – СПб.: СПбГУВК, 2004.
7 Королева Е.А. Конкурентные стратегии. Оценка интенсивности конкуренции. – СПб.: СПбГУВК, 2005.
Читать дальше