Введение 3
1. Развитие культуры России в XVII веке 4
Заключение 13
Список использованной литературы 15
Читать дальше
Проведенное исследование позволил сделать следующие выводы.
Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные этому
времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в конечном счете,
социально-политическими и экономическими процессами, проходившими на Руси.
Феодальный способ производства с присущими ему консерватизмом в развитии
производительных сил, господством замкнутого натурального хозяйства, слабо
развитым обменом, традициями к сохранению политической системы феодальной
раздробленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных
традиций и особенностей.
Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние оказало
господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла определенную роль и
в распространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то
же время церковь ревниво оберегала свои догматы и враждебно относилась к
новым явлениям в культуре, являясь тормозом в развитии наук, технических
знаний, литературы, искусства.
В первой четверти XVIII века в России осуществляются преобразования,
непосредственным образом связанные с "европеизацией" русской культуры.
Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие
светской национальной культуры, светского просвещения, серьезные изменения
в быту и нравах, осуществляемых в плане европеизации.
Тем не менее, русская культура XVIII века формируется как культура
национальная. В то же время, как уже указывалось, она становится элементом
мировой, а точнее — западноевропейской культуры. Русское искусство —
литература, архитектура, театр и изобразительное искусство — развивается в
рамках классицизма, зачастую перерастая эти рамки. Подведем итоги развития
русской культуры восемнадцатого столетия.
Во-первых, — это возникновение светского стиля культуры. Она
формируется и развивается в различных направлениях. Движущей силой новой
культуры является «освобождение мысли» от жестких религиозных догматов.
Во-вторых, свободомыслие выступает фактором формирования новой
социальной группы — российской интеллигенции. Этот процесс широко
развернется в XIX веке, но его истоки — в рассматриваемом столетии.
В-третьих, среди проблем, особенно интересующих деятелей культуры,
особое место отведено социальным и этическим. Итогом их рассмотрения стало
развитие антропоцентрической картины мира, окончательно утвердившейся в
русской культуре.
Русская культура XVIII века исполнила свою великую миссию: она стала
культурой, одухотворившей русскую жизнь новыми идеалами, заложившей основы
русского общественного самосознания. В художественной культуре
сформировались принципы, наиболее полная реализация, которых определяет уже
век XIX. Великая культура России нового столетия затмевает своей
значимостью противоречивую, полную исканий и мучительного перехода от
средневековой эпохи к эпохе Просвещения культуру века предшествующего. Но
она — основа замечательных процессов развития русской духовности XIX и даже
XX веков.
Читать дальше
1. Абрамов А.И., Егорова И.В. Русское Просвещение. М.,2004.
2. Баггер X. Реформы Петра Великого. Обзор исследования. М.,2001.
3. Бердяев Н.А. Русская идея в России и русской философской культуре.
М., 2000.
4. Ключевский В.О. Русская история. – М., 1993.
5. Кузнецов Н.И. Социальный эксперимент Петра I и формирование науки в
России // Вопросы философии. 2007. №3.
6. Липовский А. Итоги русской литературы XVIII века/ Итоги XVIII века
в России. М., ИНФРА-М. - 2007.
7. Люди русской науки. Очерки о выдающихся деятелях естествознания и
техники. М.Дело Лтд. – 2007. - 324с.
8. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры.
М., ФИЛИНЪ - 2006. - 387с.
9. Рапацкая Л.А. Русское искусства XVIII в. СПб. - Нева,- 2007. -
289с.
Читать дальше