Введение 3
1. Особенности невербальных коммуникаций 4
1.1. Место и функции невербальной коммуникации в межличностном общении 4
1.2. Функции невербальных сообщений 6
1.3. Каналы невербальной коммуникации 9
2. Исследование роли невербального общения 12
Заключение 17
Список литературы 18
Читать дальше
В работе проведено исследование роли невербальных коммуникаций в межличностном общении.
Под невербальными коммуникациями понимают взаимодействия между людьми с помощью не¬речевых средств, обмен невербальными посла¬ниями и их интерпретация в да иной ситуации.
Выделяют следующие функции невербальных коммуникаций:
• дополнения (включая дублирование и усиление) вербальных сообщений;
• опровержения вербальных сообщений;
• замещения вербальных сообщений;
• регулирования разговора.
Невербальные коммуникации осуще¬ствляются с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, кожно-тактильного чувства, вкуса, обоняния.
В результате исследования, проведенного на базе ряда школ г.Санкт-Петербург, были получены следующие результаты:
а) опытным учителем планируется использование жестов на уроке, многие из них продумываются заранее;
б) знание большинством учителей особенностей собственной жестикуляции находится на среднем уровне, в то время как наиболее опытные из них показали хороший уровень представления об особенностях жестикулирования на уроке. При этом в целом учителя довольны своей жестикуляцией, что, по нашему мнению, свидетельствует о недостаточном уровне понимания учителями важности жестового общения в педагогической деятельности.
Таким образом, поставленная во введении гипотеза о значительной роли невербальных коммуникаций в осуществлении эффективного межличностного общения подтвердилась.
Читать дальше
1. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов. — СПб.: Питер, 2005.
2. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.: Питер, 2009.
3. Козловская Н.В. Психология общения: Учебное пособие. – Ставрополь: Изд–во СГУ, 2008. – 409 с.
4. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 544 с
Читать дальше