Введение 2
1. Понятие "здоровье" как ценность и факторы, его определяющие, содержание
и критерии 4
2. Причины возникновения вредных привычек 9
2.1. Алкоголь 9
2.2. Курение 11
2.3. Наркотики 13
3. Борьба с вредными привычками 15
4. Влияние оздоровительной физической культуры на организм 17
5. Влияние занятий спортом на мышцы и состояние здоровья 24
5.1 Бег 25
5.2. Велосипедные прогулки 27
5.3. Плавание 29
5.4. Лыжный спорт 31
Заключение 32
Введение
Физическая культура - часть образа жизни человека - система
специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие
его физических и духовных сил. Она опирается на научные данные о физических
и психических возможностям организма, на специальную материально-
техническую базу, способствующую их проявлению и развитию. Физическая
культура как часть общей культуры направлена на гармоническое развитие всех
природных сущностных сил и морального духа человека в системе всестороннего
совершенствования личности она составляет важную основу полноценной
жизнедеятельности: активного труда, нормальной семейной жизни,
организованного отдыха и полноты творческого самовыражения. Физическая
культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов -
внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения,
мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные,
хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно
воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не
пропускают занятий из-за простудных заболеваний.
Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека
как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять
на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек.
Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но
в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек,
вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.
Физическая закалка в некоторой степени определяет дальнейшую жизненную
деятельность человека. Осознание здоровья и полноценности дает уверенности
в своих силах, наполняет бодростью, оптимизмом и жизнерадостностью.
Наконец, это важнейшее условие высокой работоспособности. Физическая
слабость человека и вызываемое этим чувство неполноценности угнетающе
действуют на психику человека и вызывают эти чувство неполноценности,
развивая такие качества, как пессимизм, робость неверие в свои силы,
замкнутость, индивидуализм.
Многолетняя практика показала, что физическая культура способствует
также умственному развитию, воспитывает ценные моральные качества -
уверенность, решительность, волю, смелость и мужество, способность
преодолевать препятствия, чувство коллективизма, дружбы.
Цель работы – рассмотреть роль физической культуры в профилактике
вредных привычек.
1. Понятие "здоровье" как ценность и факторы, его определяющие, содержание
и критерии
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая
способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности.
Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к
самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное
слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах
нравственности, рационально организованный, активный, трудовой,
закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий
окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное,
психическое и физическое здоровье.
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:
плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных
привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание,
рациональное питание и т.п.
- Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни.
На здоровье человека оказывают влияние биологические и
социальные факторы, главным из которых является труд.
- Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент
здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом
режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм
функционирования организма, что создает оптимальные условия
для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению
здоровья, улучшению работоспособности и повышению
производительности труда.
- Следующим звеном здорового образа жизни является
искоренение вредных привычек (курение, алкоголь,
наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной
многих заболеваний, резко сокращают продолжительность
жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на
здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих
детей.
Здоровье во многом зависит от образа жизни, однако, говоря о здоровом
образе жизни, в первую очередь имеют в виду отсутствие вредных привычек.
Это, конечно, необходимое, но вовсе не достаточное условие. Главное в
здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его
компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем
отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания,
различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит
система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также
осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.. Следовательно, для
творения здоровья необходимо как расширение представлений о здоровье и
болезнях, так и умелое использование всего спектра факторов, влияющих на
различные составляющие здоровья (физическую, психическую, социальную и
духовную), овладение оздоровительными, общеукрепляющими, природосообразными
методами и технологиями, формирование установки на здоровый образ жизни
Жизнь человека зависит от состояния здоровья организма и масштабов
использования его психофизиологического потенциала. Все стороны
человеческой жизни в широком диапазоне социального бытия — производственно-
трудовом, социально-экономическом, политическом, семейно-бытовом, духовном,
оздоровительном, учебном — в конечном счете, определяются уровнем здоровья
(табл. 1).
Таблица 1. Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья
|Сфера |Значение для|Группы факторов риска |
| |здоровья, | |
| |примерный | |
| |удельный | |
| |вес, % | |
|Образ жизни |49-53 |Вредные условия труда, плохие |
| | |материально-Бытовые условия, стрессовые |
| | |ситуации, гиподинамия, испорченность |
| | |семей, одиночество, низкий |
| | |образовательный и культурный уровень, |
| | |чрезмерно высокий уровень урбанизации, |
| | |несбалансированное, неритмичное питание, |
| | |курение, злоупотребление алкоголем и |
| | |лекарствами и др. |
|Генетика, |18-22 |Предрасположенность к наследственным и |
|биология человека| |дегенеративным болезням |
|Внешняя среда, |17-20 |Загрязнение воздуха, воды и почвы |
|природно-климатич| |канцерогенами и другими веществами, |
|еские условия | |резкая смена атмосферных явлений, |
| | |повышенные гелиокосмические, магнитные и |
| | |другие излучения |
|Здравоохранение, |8--10 |Неэффективность личных гигиенических и |
|медицинская | |общественных профилактических |
|активность | |мероприятий, низкое качество медицинской |
| | |помощи, несвоевременность ее оказания |
Роль физической культуры в профилактике вредных привычек