Итак, с именем Кювье нередко связывают две ошибки его - идею
постоянства видов и учение о катастрофах на поверхности нашей планеты,
следствием которых была якобы массовая гибель животных и растений. Эти
ошибки были, как мы знаем, обусловлены тем, что в эпоху Кювье наука еще не
была в состоянии убедительно доказать эволюцию видов, а потому строгий
Кювье предпочитал оставаться на позициях Линнея и других "консерваторов".
Во времена Кювье у науки не было еще достоверных данных об эволюции
коры Земли. Обнаружив факты смены фаун, Кювье высказал гипотезу
"переворотов" (катастроф), не будучи в состоянии объяснить научно
закономерность этих явлений. Размышляя о движении дюн и наносов, а также
других современных явлений, меняющих лик Земли, Кювье был близок к так
называемой теории актуализма (объяснения изменений Земли процессами,
наблюдаемыми в наше время); теории, которую уже в его время разрабатывал
его младший современник Ляйель.
Но ошибки Кювье не могут затмевать его достижения в науке, прославившие
его имя.
Кювье считается создаталем современной сравнительной анатомии: он
первый стал последовательно исследовать и сравнивать отдельные органы и
системы их у разных животных, их строение в связи с функцией.
Сравнительно - анатомические признаки, не только внешние, легли в
основу построения новой системы животных.
Кювье разделил на новые "классы" старый линеевский класс "червей" и
создал четыре основных типа ("филума") животных на базе различия плана
строения, "архитектоники" их (позвоночные, моллюски, членистые и лучистые),
вопреки старой "лестнице существ", ибо между "типами" Кювье не было
переходов. Типы Кювье легки в основу современной систематики, и только
благодаря развитию эволюционного учения в наше время можно было показать
некоторые связи между типами, число которых теперь 16.
Кювье развил и использовал как метод исследования животных принцип
корреляции частей тела. Этот принцип он использовал не только для
построения своих четырех типов, но также при изучении ископаемых остатков
скелетов вымерших позвоночных - он мог по обломку одной кости с большим
успехом воссоздать ("возрождать") строение и внешний облик исчезнувших и
никому неведомых животных. Так Кювье стал создателем палеонтологии
позвоночных животных.
Установив определенную связь между слоями земной коры и находимыми в
них остатками позвоночных, Кювье положил основу исторической геологии.
Не будучи эволюционистом, Кювье своими исследованиями создал прочные
основы для эволюционного учения, которое уже в то время созревало (Ляйель
уже писал свою эволюционную геологию, Дарвин уже плыл вокруг света на
"Бигле" и т. д.). Кювье своими трудами сделал для эволюционного учения
больше, чем все его современники, увлекавшиеся эволюционной идеей (Ламарк,
Жоффруа Сент-Илер и другие менее значительные). Кювье всегда считал, что
точно установленные факты и покоящиеся на них научные обобщения, как его
типы, например, для науки важнее, чем фантастические концепции, не имеющие
фактической базы.
Такой исторический парадокс: антиэволюционист Кювье сделал для учения
об эволюции больше, чем его современники - эволюционисты.
Кювье, очевидно, считал себя лишь предшественником новой блестящей
эпохи естествознания, наступление которой он предчувствовал. То была эпоха
торжества и развития эволюционного учения, начавшаяся с 1859 г., когда
существование эволюции органического мира было научно доказано. Но Кювье
тогда уже не было в живых.
"Прошлое науки - не кладбище с надгробными плитами над навеки
похороненными идеями, а собрание недостроенных архитектурынх ансамблей,
многие из которых не были зкончены не из-за несовершенства замысла, а из-за
технической и экономической несвоевременности. "Возьмем из прошлого огонь,
а не пепел" (Жан Хорес)", - писал Любимцев в 1962 г.
Эти слова вполне могут быть отнесены к Жоржу Кювье и к Жоффруа Сент-
Илеру, к трудам и идеям которых ученые возвращаются и в наши дни.