ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА ПОТЕРЮ РЕЧИ. 5 ГЛАВА II. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПОСЛЕ ПОЛНОГО УДАЛЕНИЯ ГОРТАНИ 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16 ЛИТЕРАТУРА 18

Психологические реакции при острой потере речи.Техника восстановления речи у больных с удалением гортани.

реферат
15 страниц
100% уникальность
2010 год
71 просмотров
Гончаров В.
Эксперт по предмету «Психология»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Оглавление
Введение
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА ПОТЕРЮ РЕЧИ. 5 ГЛАВА II. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСА ПОСЛЕ ПОЛНОГО УДАЛЕНИЯ ГОРТАНИ 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 16 ЛИТЕРАТУРА 18
Читать дальше
Нарушения речи и голоса независимо от причин их возникновения и структуры дефекта затрудняют коммуникативную функцию. Среди многочисленных расстройств особое место занимает нарушение голосо – речевой функции у людей после удаления гортани. Первое удаление гортани было произведено в 1873 году. С этого момента возникла необходимость искать заместительный механизм для образования голоса.


Не знаете, где делают контрольные на заказ в Челябинске ? Обратитесь за помощью в Work5.


. Таким механизмом мог стать пищевод, обладающий достаточно подвижными стенками и иннервируемый веточками возвратного нерва. Голос, замещающий фонацию, получил название эзофагальный, то есть пищеводный. В России С.Л. Таптапова (1963, 1975, 1984, 1985) провела клинико- экспериментальное изучение и разработала методику обучения пищеводному голосу больных после удаления гортани. В настоящее время проблема лечения злокачественных новообразований является не только актуальной в медицине, но и касается многих аспектов социальной жизни оперированных больных. В мире ежегодно заболевает злокачественными новообразованиями около 6 млн. человек и наблюдается значительная тенденция к увеличению числа онкологических заболеваний. В России ежегодно диагностируется около 5 5000 больных с раком гортани, которым необходимо удаление гортани. Эта операция, оправданная с онкологических позиций, приводит больного к тяжёлой инвалидизации, наносит ему серьёзную психическую травму, лишает его полноценного общения с окружающими и является основной причиной отказа больного от хирургического вмешательства. Удаление гортани влечет за собой целый ряд патологических изменений - человек лишается возможности общения с окружающими, изменяется дыхание, возникают психологические изменения. Люди, перенёсшие такие операции, становятся инвалидами, отходят от трудовой деятельности и активной социальной жизни. Восстановление голоса возвращает утраченную коммуникативную функцию, часто позволяет вернуться к труду, ускоряет процесс психологической и социальной реабилитации, что делает проблему весьма актуальной. Проблема: каковы психологические реакции лиц после удаления гортани; какие необходимо применить коррекционные приёмы для создания компенсаторного механизма голосообразования. Освещение данной проблемы и составляет цель данной работы. Объект исследования: психологическое состояние больных после удаления гортани в зависимости от объёма операции, соматического и психического статуса. Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи: 1. Изучить личностно-психологические особенности ларингэктомированных больных. 2. Рассмотреть приёмы восстановления голоса лиц с удалённой гортанью. Методологической основой исследования являются современные педагогические, психологические и логопедические положения С.Л.Таптаповой, Р.Е.Левиной и их последователей о структуре нарушении речи и речевой коммуникации, о первичном дефекте и вторичных психологических нарушениях, о компенсаторных возможностях организма и реабилитации нарушенных функций (И.П.Павлов, П.К.Анохин, С.Л.Таптапова) и др. Глава I. Психологические реакции на потерю речи С психологической точки зрения основными характеристиками речи являются: продуктивное (порой творческое) оперирование семантикой; использование материала усвоенных языков; возможность «выводить наружу» (произносить, писать и др.) сформированный речевой продукт и, наконец, использование речи в общении для передачи информации и оказания различных форм воздействия на окружающих. Будучи особым феноменом психики, речь в то же время неотрывна от других психических функций, тесно сплетена с мышлением, эмоциями, личностью человека в целом. Она не только выражает и отражает, но в большей мере и формирует эти функции, ибо регулирование человеческих отношений, практических и трудовых действий и операций во многом происходит при посредстве речи. Речь - это реализация языка в процессе коммуникации и взаимодействии между людьми. Поэтому ничего удивительного, что любое расстройство речи является тяжелым психологическим стрессом для человека. Расстройства речи известны с глубокой древности. Без сомнения, болезни эти существуют так же давно, как и человеческое слово. Это достаточно распространенное явление и среди детей, и среди взрослых. Греки и римляне, у которых публичное слово играло важную общественную роль, а обучение изящной речи входило в круг предметов общего образования, уже имели понятие о многих расстройствах речи. Это отразилось в большом количестве терминов, употреблявшихся для их обозначения. Уже у Гиппократа встречаются упоминания почти обо всех известных нам формах расстройств речи: потеря голоса, потеря речи, косноязычие, невнятная речь, заикание и др. Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных логопедических термина для обозначения патологии речи: афония – полное отсутствие голоса и дисфония – частичные нарушения речи. Потеря речи человеком может произойти по ряду причин: системные и травматические поражения головного мозга (в результате инсульта, роста опухоли, травмы головы или заболевания, вызванного инфекцией), ситуация стресса, нарушения речевого аппарата. В данной работе нас интересует потеря речи вследствие проблем с речевым аппаратом, а именно вследствие удаления гортани. Это тяжелое поражение возникает вследствие планового хирургического вмешательства (в первую очередь вследствие онкологического заболевания) или как результат травматического поражения гортани. Тяжелее всего человек переносит потерю речи, которая возникает вследствие различных травм, так как в этом случае человек оказывается абсолютно не подготовленным к сложившейся ситуации. Психологическая травма, развивающаяся у человека в результате острой потери речи, имеет две фазы. Первая, острая фаза, начинается сразу же после события и может продолжаться несколько недель. Человек плачет, старается устранить физические последствия травмы и в то же время контролировать свои чувства, казаться спокойным. Иногда появляются невротические симптомы. Затем начинаются мучительные раздумья, причем ненависть переплетается с самообвинениями. Вторая фаза - долгий период психологической перестройки. Некоторые люди стараются сменить обстановку, место жительства или работы. У многих возникает страх перед людьми. Иногда это продолжается всю жизнь. Установлено, что тяжелее переживают психотравмирующее событие мужчины, для них оно равносильно потере вирильности. Очень часто получение тяжелого физического увечья сопровождается психической импотенцией и катастрофическим снижением самоуважения. Как правило, мужчины никому об этом не рассказывают, несут свою трагедию в себе, и это еще больше отчуждает их от окружающих. Человек, получивший физическое увечье, нуждается в серьезной, комплексной помощи различных специалистов, поскольку в результате этого ему, во-первых, причиняется физический вред; во-вторых, - психическая травма. При этом нарушаются фундаментальные права человека (в частности, право на жизнь, здоровье, свободу, честь, достоинство, половую неприкосновенность и т.д.). Самым тяжелым последствием получения любого тяжелого физического увечья, по-видимому, является разрушение «внутренней картины мира» человека. В частности, по мнению С. Эпштейна, краеугольными для любого человека являются четыре убеждения, которые позволяют успешно адаптироваться в окружающем мире. Во-первых, убеждение в том, что мир доброжелателен, не несет угрозу. Во-вторых, - что мир осмыслен, предсказуем, контролируем и стабилен. В-третьих, окружающие являются доброжелательными по отношению к человеку, не несут для него угрозы. Наконец, в-четвертых, сам человек представляется стоящим, ценным. Получение тяжелого физического увечья способно не просто поколебать эти убеждения, но и разрушить их, дестабилизировав, тем самым, структуру личности. Это приводит к дезадаптации, глубина которой зависит как от степени причиненного вреда, так и от индивидуально-психологических особенностей (в частности, потенциала овладения с экстремальными ситуациями). Так, человек, получивший тяжелое физическое увечье, на определенном этапе пытается избежать осознания факта реальности, стремится уйти в себя, в алкоголь, наркотики, что нередко сопровождается яркими отрицательными эмоциями, расстройством сознания. Как правило, этот этап сменяется длительным периодом навязчивых воспроизведений, когда появляются кошмарные сны, повторяющиеся картины происшедшего и реакции страха при незначительных ассоциациях с пережитыми событиями. Это приводит к отчаянию, нарушению способности работать, общаться. Часты состояния тревоги, депрессии, проявляются физиологические расстройства, что, в конечном счете, ведет к расстройству личности. Человек утрачивает способность работать, творить, испытывать эмоции и этот процесс может длиться довольно долго. Выйти самостоятельно из подобного состояния даже сильной личности крайне сложно. Если же в такой ситуации оказываются дети или подростки, то психологическая помощь является не просто желательной, но исключительно необходимой. Ситуация острой потери речи, являясь в высшей степени психотравмирующей для человека, вызывает у него возникновение экстремальных состояний, к которым относятся психическая напряженность, фрустрация, растерянность, эмоциональное возбуждение и некоторые другие. Если мы рассматриваем психическое состояние, характеризующееся специфическим, прежде всего дезорганизующим влиянием на психическую деятельность, то следует говорить о психической напряженности. По мнению К.К.Платонова, «выраженная отрицательная эмоциональная реакция, возникающая в необычной, новой или угрожающей ситуации, нередко несоизмеримая с опасностью, называется эмоциональной напряженностью». Это состояние может вызывать эмоционально-моторные, эмоционально-сенсорные и эмоционально- интеллектуальные нарушения. Платоновым К.К. выделяются 4 уровня напряженности: от незначительной до длительной резко выраженной. Вместе с тем, влияние психической напряженности на деятельность неоднозначно. Дезорганизация психической деятельности может наступить сразу (в зависимости от конкретных условий, а также индивидуально-психологических особенностей человека), однако, может быть и отсроченной. То есть, в известных обстоятельствах при нарастании психической напряженности до определенного уровня человек обнаруживает относительную устойчивость к стрессогенным факторам, но впоследствии, при дальнейшем нарастании напряженности, насупит дезорганизация деятельности (как результат наступления фазы истощения в структуре общего адаптационного синдрома). Состояние фрустрации характеризуется наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Существует точка зрения, согласно которой фрустрация не имеет своего специфического содержания, что фрустрацию следует рассматривать как препятствие, блокировку тех или иных целей субъекта, а те феномены, которые мы наблюдаем как следствие этого, охватываются спецификой психической напряженности. Фрустрация отличается от других экстремальных состояний, о чем свидетельствует множество исследований. Если рассмотреть причины возникновения фрустрации, то здесь необходимо выделить: во-первых, помехи, исключающие возможность достижения субъектом своих целей; во-вторых, унижение, оскорбление при невозможности (реальной или субъективной) действовать соответственно мотивам; в-третьих, фиаско, неадекватность, разочарование в себе. Субъективные переживания в состоянии фрустрации, как и при аффекте, прежде всего, связаны с эмоциями гнева, страха, отвращения, презрения. Фрустрация вызывает известную дезорганизацию в протекании психических процессов. Это выражается в ошибках восприятия, и в том числе, преждевременном распознавании, переоценке угрозы извне. Отмечается также снижение умственной продуктивности, усиление тенденции к фантазированию. Выделяется несколько видов фрустрационного поведения. Это, прежде всего бесцельное двигательное возбуждение; во-вторых, агрессия и деструкция; в-третьих, апатия; и, наконец, стереотипия и регрессия (примитивизация поведенческих реакций, соответствие их поведенческим реакциям более раннего уровня, снижение качества исполнения). Можно выделить и способ поведения, лежащий на стыке агрессии, апатии и регрессии, такой как суицид. Таким образом, в отличие от состояния психической напряженности, которую, как уже отмечалось, нередко отождествляют с фрустрацией, собственно состояние фрустрации имеет однозначно негативное влияние на сознание и психическую деятельность в целом. С другой стороны, в отличие от состояния аффекта, которое также дезорганизует психическую деятельность человека, спектр дезадаптационного поведения и его направленность в состоянии фрустрации значительно шире. Рассматривая экстремальные состояния, нельзя не остановиться и на растерянности. Глоточкин А.Д. и Пирожков В.Ф. противопоставляют растерянность аффектам, приближая ее к депрессивным состояниям. По мнению Платонова К.К., растерянность является близким к напряженности состоянием и характеризуется первичными нарушениями восприятия, внимания и мышления и вторичностью (производностью) эмоционального компонента. Угрехелидзе М.Г рассматривает растерянность как расщепление психики на несколько установок, направленных на разные действия. Эти установки нейтрализуют друг друга и в результате человек проявляет пассивное поведение в ситуации, требующей активности, либо одна из установок начинает доминировать и человек действует в соответствии с ней, производя нередко ошибочные действия. Следовательно, растерянность является самостоятельным феноменом и его можно определить как психическое состояние, характеризующееся несоответствием между готовностью субъекта к действию и требованиями конкретной ситуации, что обусловливает пассивность, снижение волевого контроля, потерю гибкости поведения, вплоть до полной его дезорганизации. Ф.С.Сафуанов выделяет сильное эмоциональное возбуждение как особое психическое состояние, способное дезорганизующе влиять на психическую деятельность и поведение человека. Анализируя ситуацию получения тяжелого физического увечья, следует выделить такие ее особенности, как конфликтность, неожиданность, экстремальность, реальность, динамизм. Как правило, ситуация включает все эти компоненты и потому является в высшей степени стрессогенной, а в ряде случаев фрустрирующей. Это определяет особенности консультирования лиц, получивших тяжелое физическое увечье, в конкретных случаях. В силу особой значимости для любого человека существенных и заметных изменений внешности человека можно говорить о типичности и специфичности психологических отклонений при дефектах зрения, слуха и речи. Психологические особенности лиц с разнообразными дефектами схожи между собой и отличны от реакций на иные заболевания. Это обусловлено несколькими причинами, среди которых выделяется значимость социального статуса человека с каким-либо дефектом и отношением к нему в обществе, а также изменения личности в связи с нарушением познавательных процессов при дефектах органов чувств. Потеря речи нарушает коммуникативную сторону жизни человека, приводит к патологической замкнутости, нежеланию общаться с окружающими. Человек старается переключить свои интересы на деятельность, исключающую частое и длительное общение. Можно выделить несколько причин, определяющих остроту этих переживаний. Одна из них – особенности личности. У лиц с лабильной нервной системой более подавленное настроение, неверие в возможность преодоления дефекта. Второй причиной является неправильная оценка своего состояния. Многие считают, что паралич и последствия опухоли необратимы. Третьей психотравмирующей причиной бывает длительность расстройства голоса и многократность недостаточно эффективного лечения. Наконец, одна из главных причин – это роль голоса в трудовой и коммуникативной деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение. Клиника психических нарушений очень разнообразна и полиморфна. Она подробно исследована психиатром Поповой М.С. Общим для всех лиц с удаленной гортанью является осознание собственной неполноценности, «уродства», бесперспективности и страха за свою дальнейшую жизнь. Подавляющее большинство нуждается в лечении у психиатра. Занятия по восстановлению звучной речи переключаются на активную деятельность, появляется возможность вернуться к общественно полезному труду, «создается социальная доминанта, значимость которой способствует тому, что проявления витальных чувств отходят на второй план.

Читать дальше
С развитием общественных форм отношений, образования, культуры, искусства, постоянно увеличивается число людей речевых и голосовых профессий. Большие речевые нагрузки предъявляют повышенные требования к голосовому аппарату, что заставляет вырабатывать профилактические меры для сохранения здорового голоса и эффективные пути восстановления вследствие утери речи. Проблемы голосового аппарата снижают трудоспособность у фактически здоровых людей, а для некоторых создают угрозу профессиональной непригодности. Поэтому задачи специализированной помощи в этих ситуациях приобретают социальное значение. Психическое состояние испытуемых, получивших тяжелые физические увечья, тесно связано с тревогой, переживанием безвыходности, страхом, отвращением, отчаянием, переживаниями потрясения и ужаса; отмечается также и психическая напряженность. Часто после переживания ситуации состояние испытуемых продолжает усугубляться, восприниматься как практически полностью безвыходное. Состояние испытуемых обнаруживает сходство с состоянием фрустрации, переживаниями обиды, тревоги, ненависти и опасности. Многими исследователями установлено, что у 40-60% пациентов с различными заболеваниями наблюдаются психические изменения. Часто возникают такие эмоциональные нарушения, как тревога, подавленность, фиксация на своих болезненных ощущениях и переживаниях, связанных со страхом смерти, потерей самоидентичности, чувства «Я». Часто больных охватывает беспокойство, мысли о смерти, отчаяние. Больные живут с постоянным тревожным опасением, они анализируют любые изменения деятельности своего организма, реагируя на малейшие неприятные ощущения. Основной жизненной целью становится здоровье. Изменение образа Я у пациентов в результате получения тяжелой физической травмы приводит к разной степени выраженности дестабилизации состояния их внутреннего мира. Степень дестабилизации психического состояния пациента зависит от его личностных особенностей и от этапа заболевания, а также от характера поведения системы психической реальности человека на определенной стадии формирования и развития расстройства. Это, в свою очередь определяется особенностями поведения систем, к классу которых относится психика человека. Данная проблема практически не изучена отечественными психологами. Работы отечественных логопедов, направленные на коррекцию и восстановление речи, напротив, внесли огромный вклад в решение этой проблемы. Метидики восстановления голоса при различных его нарушениях описаны С.Л. Тапталовой, Е.В. Лавровой, О.С. Орловой. Методика Тапталовой позволяет восстановить голос у 90% людей, перенесших удаление гортани. На это направлен ряд упражнений и занятий.
Читать дальше
1. Гуревич П.С. Клиническая психология: учебник для вузов. М.: NOTA BENE, 2001. 2. Когнитивная психология: учебник для студентов высших учебных заведений/ под редакцией В.Н. Дружинина, Д.В. Ушакова. М.: ПЭР СЭ, 2002. 3. Лаврова Е.В. Логопедия. Основы фонопедии: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 4. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: практическое руководство – М.: МЕДпресс, 2001. 5. Рубинштейн С.П. Основы общей психологии. – Санкт – Петербург: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. 6. Тапталова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М.: Просвещение, 1984 7. Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика// Психологический журнал. - 1991. - Т.12, №6.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики
практическое задание
Анализ журнала "Индекс. Досье на цензуру"
Количество страниц:
4
Оригинальность:
75%
Год сдачи:
2013
Предмет:
История журналистики
реферат
причины последствия политической борьбы по вопросам построения социализма в ссср в 20-30 годы 20века
Количество страниц:
10
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
История Отечества
реферат
международные монополии и их роль на мировом рынке
Количество страниц:
15
Оригинальность:
100%
Год сдачи:
2010
Предмет:
Мировая экономика

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image