Эволюционное развитие материи вело к возникновению ее высшего свойства – психики. Первейшей способностью реагировать на внешние воздействия была и есть раздражимость, свойственная и растениям, и простейшим организмам.
Эти реакции на уровне физиологического отражения активизировались нуждой в чем-либо, закреплялись биохимической и генетической памятью и предварялись опережающим отражением.
Переход к психическому отражению и при эволюции животного мира, и при развитии человека из оплодотворенной яйцеклетки становится возможным, когда головной мозг получает свойство субъективного: переживания, а потом и познания внешних воздействий. Ранее всего появляется способность отрицательно переживать состояния организма и воздействия внешнего мира, сигнализирующие о возможности наступления гибели организма, и положительно – сигнализирующие об избавлении от опасности. Так возникает та форма отражения, которая называется эмоциями и которая наиболее тесно связана, даже у взрослого человека, с физиологическими формами отражения.
От физиологического отражения эмоция отличается тем, что является переживанием, т. е. субъективным явлением. От эмоций начинается эволюция субъективного в эволюционирующих психических процессах. Так, отражение физиологической нужды эволюционная память сделала переживанием биологической потребности.
В дальнейшем усложнение рецепторов определяет появление способности отражать мир в виде простейших образов, сигнализирующих о том или ином жизненно важном явлении. Так возникают ощущения как форма отражения, как «субъективный образ объективного мира», а у человека – как «превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания». Поэтому если переживание как элемент сознания начинается с эмоций, то образное познание как второй элемент сознания – с ощущений.
Для животного действительность сигнализируется почти исключительно только раздражениями и следами их в больших полушариях, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что человек имеет в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и социальной. Потом у него появилось опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, и мышление этими понятиями. Так у человека в результате труда и общения возникла новая форма уже не непосредственного, а опосредованного понятием отражения – мышление. Это привело к возникновению еще ряда чисто человеческих форм отражения.
На основе комплексных ощущений, присущих животным, и понятий, свойственных только человеку, возникла новая форма отражения – человеческого восприятия. На основе эмоций и понятий возникла также новая форма отражения – чувства. Опережающее отражение, приняв форму предвидения, привело к образованию воли. Наряду с механической памятью, свойственной животным, у человека развивается смысловая память и память воли, лежащая в основе волевых навыков активности, решительности, настойчивости, самообладания и дисциплины.
Биологические потребности дополняются у человека интеллектуальными, эстетическими и творческими.
Для понимания природы психики, целесообразно ответить на вопрос: когда и почему психика возникла, как она развивалась в процессе эволюции?
Согласно материалистическому пониманию психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в наши дни являются высшим итогом развития, достигнутый психикой. Сторонники идеалистической теории предполагают психику не как свойство живой материи и не продуктом ее развития, а, как и материя, существование ее вечно.
А. Н. Леонтьев предложил одну из гипотез касающихся стадий развития психики, позднее она была доработана К. Э. Фарби – это так называемая концепция Леонтьева – Фарби, согласно которой история развития психики и поведения животных делится на две стадии, включающие в себя несколько уровней.
Согласно материалистическому направлению психические явления возникли намного позднее появления жизни на Земле. Изначально живой организм обладал лишь свойствами самосохранения и раздражимости, проявляющиеся через механизмы обмена веществ с окружающей средой, а также через размножение и собственный рост, после присоединились способность к познанию и чувствительность.
Толчком к изменению организма послужили изменившиеся условия жизни, проявились способности лучше ориентироваться в окружающей действительности, отражать мир. В ходе эволюции в организмах живых существ выделилась нервная система, которая взяла на себя функцию управления поведением, развитием и процессом воспроизводства. Таким образом, основным источником развития психики послужило улучшение функций и структуры нервной системы.
Основные достижения человечества, которые способствовали развитию психики человека:
1) изобретение орудий труда, благодаря которым человек смог не только оказывать воздействовать на окружающую среду, но и лучше ее познать;
2) производство предметов духовной и материальной культуры, воспроизводившихся и передававшихся из поколения в поколение, и, таким образом, передача знаний, умений и способностей, по наследству.