В Конституциях исламских государств в обязательном порядке отражается обязанность бороться с харамом - действиями, запрещенными Кораном. Наиболее подробно такие действия отражены в Конституции Ирана, в которой содержится запрет совершать определенные деяния, запрещенные шариатом, в том числе из разряда уголовных преступлений. «Правительство должно конфисковывать накопления, полученные за счет ростовщической прибыли, присвоения собственности, взятки, растраты, воровства, азартных игр...» (ст. 49 Конституции Ирана). В Основном низаме Саудовской Аравии содержится более общая формулировка: в ст. 23 говорится, что государство должно стоять на защите исламской веры, реализовывать ее установления, следить за отсутствием греховности, препятствовать пороку, выполнять долг распространения ислама. В Конституции Пакистана закрепляется, что государство обязуется: «g) препятствовать распространению проституции, азартных игр и наркомании, печати, изданию, распространению и демонстрации непристойной литературы и публикаций; h) препятствовать употреблению спиртных напитков, за исключением употребления в медицинских целях, а также в немусульманских религиозных целях» .
Имам Хомейни – творец теократической концепции «неошиизма», представшей своеобразной «матрицей» иранского государственного устройства после 1979 года, отец и основатель Исламской Республики Иран . Социальная структура в концепции Хомейни на практике означала образование теократического государства, верховную власть в котором осуществляет высшая элита духовных лиц, во главе с валийе-факихом имамом Рухоллой Хомейни (позже Али Хаменеи).
Можно выделить следующие основные положения главы 1, которая характеризует установившийся в Исламской Республике Иран общественно-политический строй :
•Система правления в Иране – Исламская Республика, основанная на исламских принципах шариата под руководством справедливого и набожного, обладающего широким кругозором, смелого и имеющего организаторские способности Факиха (Богослова) в момент отсутствия «сокрытого имама» Махди.
•Все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах.
•Никто не имеет права под любым предлогом, в том числе либеральных идей свободы и равенства нанести даже самый незначительный ущерб политической, культурной, экономической и военной независимости, а также территориальной целостности Ирана.
•Иран должен прилагать максимум усилий к тому, чтобы способствовать политическому, экономическому и культурному единству исламского мира.
•Официальной религией Ирана является шиитский ислам, отстаивающий существование 12 имамов, а также возвращение Махди.
•Правительство Исламской Республики Иран и мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с не мусульманами и соблюдать их человеческие права.
Целый ряд статей Конституции Ирана основаны на сурах Корана и напрямую цитируют изречения из него. Само существование армии в исламском государстве объясняется кораническим аятом «и приготовьте для них, сколько можете силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врагов Аллаха и вашего врага, и других, помимо них». (Сура «Добыча», 60) Статья 151.
Вообще ссылки на Суры Корана бисером рассыпаны по всему тексту Основного Закона Ирана. Они формируют «внутреннее тело» Основного Закона. Конституционные институты и принципы имеют своим источником кораническое божественное право. Например, необходимость работы советов (энджоменов) в ИРИ объясняется наличием их принципиальной возможности в Сурах «Совет» и «Семейство Имрана» «заповедовал им держать совет», «и советуйся с ними о деле». (статья 7).
Соответственно конституционные права женщин и религиозных меньшинств основываются не на «Декларации прав и свобод человека», как во многих западных конституциях, а на божественном праве. Права женщин на Суре Корана «Раскаяние» : «верующие мужчины и верующие женщины суть наперсники друг другу: они призывают к признанному и удерживают от неодобряемого». (Статья 8)