Введение 3 1. Правовой статус шариата как источник права и законодательства 5 2. Система государственной власти в свете религиозно-идеологических основ Исламской республики Иран 11 3. Особенности зависимости конституционного строя и законодательства республики Иран от религиозных норм Ислама 14 4. Правовое регулирование деятельности исламской армии в свете религиозно-идеологических основ Заключение 24 Список литературы 25
МГУ им. Ломоносова

Конституционное развитие в свете религиозно-идеологических основ Исламской республики Иран

контрольная работа
Право
25 страниц
86% уникальность
2014 год
8 просмотров
Московцева С.
Эксперт по предмету «Международное право»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
2
3
4
Заключение
Список использованно
В современном мире религиозные нормы оказывают все большее влияние как на организацию государственных институтов, так и на развитие общества в целом. Существует большое количество государств, в которых провозглашается официальная религия. Страны, в которых превалирует население, исповедующее ислам, могут называть себя исламскими государствами. «Мусульманская цивилизация, как известно, внесла огромный вклад в сокровищницу общечеловеческой культуры. Этот вклад ощутим во всех областях мышления и деятельности: в теологии и философии, науке и искусстве, политике и правоведении». В них ислам законодательно закрепляется в качестве официальной государственной религии. Исламское государство - это собирательное понятие. В каждом из них существуют свои особенности и различия при закреплении религиозных норм в законодательстве и их реализации в повседневной жизни. Государственной религией Ирана по конституции, является шиитское направление ислама. В стране широко пропагандируется идея возрождения древнего величия Ирана, его былой мощи и значения. Активно проводится политика, что все народности и племена, населяющие страну и исповедующие ислам, являются иранцами, составляющими с персами единую иранскую нацию. Формой государственного строя Ирана является — конституционная монархия (с 1 апреля 1979 года, после «Исламской революции, в стране сменился строй на республиканский — Исламская республика). Согласно конституции Ирана, главой государства и одновременно Верховным главнокомандующим вооруженными силами страны является шах (после 1979 года — президент и высший руководитель), в настоящее время — Мохаммед Реза Пехлеви (70-е годы двадцатого века). Он обладает широкими полномочиями в области законодательной и исполнительной власти: утверждает законы и постановления, принимаемые парламентом и правительством, назначает премьер-министра и утверждает состав правительства, имеет право роспуска парламента. Парламент Ирана состоит из двух палат: нижней палаты — меджлиса, избиравшегося раньше сроком на два года, а после 1956 года — на четыре года, и верхней палаты — сената, который был создан в 1950 году. Все провинции подразделяются на шахристаны (губернии), которые в свою очередь делятся па районы, районы — на волости, а каждая волость состоит из нескольких деревень. Но еще не потеряли своего значения и прежние исторические названия провинций: Азербайджан, Гилян, Хоросан, Лурестан, Хузестан, Фарс, Керман, Белуджистан и другие. Официальное название иранского государства — Шахиншахское государство Иран. По действующей в Иране конституции государство по форме правления является парламентарной монархией. Формально конституция провозглашает разделение государственной власти на законодательную, судебную и исполнительную, но фактическая деятельность первых двух подчинена исполнительной власти (шахскому двору и правительству) и зависит от нее. Иранская конституция, введенная более 60 лет назад, во многом уже не отвечает уровню общественно-политической и экономической жизни современного Ирана. Избирательные законы носят ярко выраженный классовый характер, давая широкие права представителям господствующего класса. Многочисленные цензы и существующая система выборов не дают возможности представителям трудящихся стать членами меджлиса и тем более сената. Большинство депутатов парламента являются представителями крупной буржуазии, помещиков, верхушки государственных чиновников.
Читать дальше
Развернувшаяся в Иране политическая борьба сегодня протекает в основном посредством сопоставления и обсуждения интересов конкретных лиц и политических кругов. Между тем разворачиваемые в исламской республике процессы имеют также так называемый философский и идеологический подтекст. Хотя разговоры о возможной революции в Иране активизировались после президентских выборов 2009г. и арабских революций, во внутриполитической и общественной жизни Исламской Республики Иран в течение последних шести лет произошли поистине революционные изменения. После избрания М.Ахмадинежада президентом политическая и управленческая элита Ирана подверглась серьезным трансформациям . Для любого государства, где провозглашается официальная религия, актуальным становится вопрос о правовом статусе религиозных меньшинств. Сам Коран содержит важные слова, призывающие к веротерпимости и религиозному миру (Коран, 2:62). Исламские государства для обозначения религиозных меньшинств используют термин «немусульмане». В свою очередь, немусульмане могут подразделяться на: а) относящихся к людям Писания - зимми - немусульмане, сообразующие свою жизнь с божественным откровением, изложенным в свя­щенных книгах (христиане, иудеи и некоторые другие) и б) всех остальных — не относящихся ни к мусульманам, ни к людям Писания. Конституция Ирана ставит в более приоритетное положение «людей Писания» по сравнению с другими немусульманами. Статья 13 Конституции закрепляет , что «иранские зороастрийцы, иудеи и христиане являются единственными религиозными меньшинствами, которые могут свободно осуществлять свои религиозные обряды в рамках закона и поступать в гражданских делах и в сферах религиозного воспитания согласно своему учению». В целом, Конституция Ирана провозглашает, что мусульмане должны с добротой и исламской справедливостью обращаться с немусульманами и соблюдать их человеческие права (ст. 14). В исламских государствах шариат рассматривается в качестве основного источника законодательства. Тем не менее, существуют особенности закрепления данного принципа в конституциях разных государств исламского мира. Конституция Ирана закрепляет необходимость базирова­ния всех законов государства на исламских нормах, не употре­бляя, впрочем, самого слова «шариат» (ст. 4) . В Конституции Ирана существует ряд особенностей при закреплении норм ислама по отношению к судопроизводству, так как в этом государстве превалирует ислам шиитского толка. В Иране вводится институт муджтахидов в части назначения лиц на различные государственные должности. Муджтахиды - религиозные ученые-правоведы, обладающие достаточной компетенцией для вывода законов шариата из Корана и Сунны с помощью рациональных методов. В Иране на должности глав судебной власти, в том числе Председателя Верховного Суда и Генерального прокурора могут быть назначены только религиозные ученые — правоведы-муджтахиды (ст. 157) . Сформированное в 2005г. первое правительство М.Ахмадинежада было самым светским в постреволюционной истории Ирана. Несмотря на то, что члены правительства руководствовались в основном исламской идеологией, у большинства из них до вхождения в состав правительства была только карьера управленцев и лишь единицы из них представляли собственно религиозные круги.
Читать дальше
Иранская Конституция в главе, посвященной суверенитету народа и органам власти, закрепляет следующее положение: «Абсолютная власть над миром и человеком принадлежит Богу, который дал человеку власть над своей общественной жизнью. Никто не может отобрать у человека это Божественное право, либо поставить его на службу интересов какого-либо человека или группы людей.» (ст. 56) . Похожее положение содержится и в преамбуле Конституции Пакистана. Как известно, важнейшей чертой республиканской формы правления является выборность главы государства, исключающая наследственный способ передачи власти. Эта черта однозначно исключает возможность существования монарха. Однако это не означает, что исламская республика отказывается от рычага поддержания исламской справедливости в государстве, подобного верховной власти короля-мусульманина. Исламская Республика Иран находит компромисс между европейской системой республиканского строя и традиционной исламской монархией, фактически провозглашая главой государства высшего исламского религиозного деятеля: «Управление Исламской Республики Иран осуществляется законодательной, исполнительной и судебной властями, которые функционируют под контролем абсолютного правления имама (велаяте факих) согласно нижеследующим статьям Конституции. Указанные власти независимы друг от друга» (ст. 57). Особенностью Ирана является закрепление в конституции института «Лидера страны», который должен быть «справедливым и набожным, обладающим широким кругозором, смелым и имеющим организаторские способности.» (ст. 5 Конституции). Лидер страны рассматривается как предводитель мусульман, его права и обязанности зафиксированы Конституцией и охватывают широкий спектр жизни общества. Так, например, именно он определяет общую политику государства, контролирует правильность исполнения общей политической линии государства, осуществляет главное командование Вооруженными силами, объявляет войну, мир и мобилизацию, разрешает споры и упорядочивает отношения между тремя ветвями власти, назначает на важнейшие государственные должности и т.д. (ст. 110 Конституции). Как видно, Лидер страны выполняет функции главы государства. Его совесть и воля как ученого-богослова определяет пути развития государства. Он является гарантом организации жизни государства согласно исламской справедливости. Президент же в Иране является вторым высшим должностным лицом после Лидера страны. Он руководит исполнительной властью во всех сферах, кроме тех, что отнесены к непосредственному ведению Лидера страны (ст. 113 Конституции). Президент Ирана выбирается на четыре года прямым голосованием народа, но Конституция устанавливает специальные требования для него, а именно: «Президент должен выбираться из религиозно-политических деятелей, отвечающих следующим требованиям: иранское происхождение, гражданство Ирана, распорядительность и организационные способности, достойная биография и набожность, религиозность, вера в основы Исламской Республики и принадлежность к официальной религии страны» (ст. 115).
Читать дальше
В Конституциях исламских государств в обязательном порядке отражается обязанность бороться с харамом - действиями, запрещенными Кораном. Наиболее подробно такие действия отражены в Конституции Ирана, в которой содержится запрет совершать определенные деяния, запрещенные шариатом, в том числе из разряда уголовных преступлений. «Правительство должно конфисковывать накопления, полученные за счет ростовщической прибыли, присвоения собственности, взятки, растраты, воровства, азартных игр...» (ст. 49 Конституции Ирана). В Основном низаме Саудовской Аравии содержится более общая формулировка: в ст. 23 говорится, что государство должно стоять на защите исламской веры, реализовывать ее установления, следить за отсутствием греховности, препятствовать пороку, выполнять долг распространения ислама. В Конституции Пакистана закрепляется, что государство обязуется: «g) препятствовать распространению проституции, азартных игр и наркомании, печати, изданию, распространению и демонстрации непристойной литературы и публикаций; h) препятствовать употреблению спиртных напитков, за исключением употребления в медицинских целях, а также в немусульманских религиозных целях» . Имам Хомейни – творец теократической концепции «неошиизма», представшей своеобразной «матрицей» иранского государственного устройства после 1979 года, отец и основатель Исламской Республики Иран . Социальная структура в концепции Хомейни на практике означала образование теократического государства, верховную власть в котором осуществляет высшая элита духовных лиц, во главе с валийе-факихом имамом Рухоллой Хомейни (позже Али Хаменеи). Можно выделить следующие основные положения главы 1, которая характеризует установившийся в Исламской Республике Иран общественно-политический строй : •Система правления в Иране – Исламская Республика, основанная на исламских принципах шариата под руководством справедливого и набожного, обладающего широким кругозором, смелого и имеющего организаторские способности Факиха (Богослова) в момент отсутствия «сокрытого имама» Махди. •Все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические и другие законы и установления должны быть основаны на исламских нормах. •Никто не имеет права под любым предлогом, в том числе либеральных идей свободы и равенства нанести даже самый незначительный ущерб политической, культурной, экономической и военной независимости, а также территориальной целостности Ирана. •Иран должен прилагать максимум усилий к тому, чтобы способствовать политическому, экономическому и культурному единству исламского мира. •Официальной религией Ирана является шиитский ислам, отстаивающий существование 12 имамов, а также возвращение Махди. •Правительство Исламской Республики Иран и мусульмане обязаны с добротой и исламской справедливостью обращаться с не мусульманами и соблюдать их человеческие права. Целый ряд статей Конституции Ирана основаны на сурах Корана и напрямую цитируют изречения из него. Само существование армии в исламском государстве объясняется кораническим аятом «и приготовьте для них, сколько можете силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врагов Аллаха и вашего врага, и других, помимо них». (Сура «Добыча», 60) Статья 151. Вообще ссылки на Суры Корана бисером рассыпаны по всему тексту Основного Закона Ирана. Они формируют «внутреннее тело» Основного Закона. Конституционные институты и принципы имеют своим источником кораническое божественное право. Например, необходимость работы советов (энджоменов) в ИРИ объясняется наличием их принципиальной возможности в Сурах «Совет» и «Семейство Имрана» «заповедовал им держать совет», «и советуйся с ними о деле». (статья 7). Соответственно конституционные права женщин и религиозных меньшинств основываются не на «Декларации прав и свобод человека», как во многих западных конституциях, а на божественном праве. Права женщин на Суре Корана «Раскаяние» : «верующие мужчины и верующие женщины суть наперсники друг другу: они призывают к признанному и удерживают от неодобряемого». (Статья 8)
Читать дальше
Во введении к Конституции Исламской республики Иран «Армия ислама» сказано: Основой и принципом деятельности оборонительных вооружённых сил страны является вера в исламское учение. Армия ИРИ и корпус стражей исламской революции создаются в соответствии с упомянутыми целями. Поэтому не только охрана границ и исламская миссия. То есть джихад во имя Бога, а также борьба во имя торжества Закона Божьего лежит на их плечах». Основополагающие концепции, касающиеся вооружённых сил ИРИ, определяются в Главе 9, часть 2 «Армия и корпус стражей исламской революции» статьи 143-151 Конституции страны. Основными принципами, которыми руководствуются в своей деятельности вооружённые силы ИРИ согласно закону о вооружённых сила 1987 года являются – принадлежность к Исламу, предусматривающая «ответственность за осуществление пророческой миссии на пути к Бог» –принцип «велаяте факих», определяющий абсолютное верховенство шиитского духовенства в решении судеб и управлении исламским государством, в том числе, естественно, и вооружёнными силами . В соответствии со ст.110 Конституции исламской республики Иран Верховным Главнокомандующим всеми вооружёнными силами страны является духовный Лидер нации, глава шиитской общины – факих, он же политических глава государства – Рахбар. Рахбар обладает фактически неограниченными полномочиями во всех военных и военно-политических вопросах. Рахбар (Лидер страны) правомочен: •объявлять войну, мир и всеобщую мобилизацию. • осуществляет назначение, смещение и принятие отставки начальника Генерального Штаба ВС, главнокомандующих Корпуса стражей исламской революции (КСИР), Армии, командующих видами этих компонентов ВС, командующего силами охраны правопорядка (СОП). Корпус стражей исламской революции (сепах), или КСИР является одной из составляющих компонентов вооруженных сил Исламской Республики Иран (ИРИ). В некоторых зарубежных источниках Корпус сравнивают с национальной гвардией США или внутренними войсками России. КСИР представляет собой хорошо вооруженную, подготовленную и идеологически обработанную часть вооруженных сил ИРИ . Согласно статье 150 Конституции Исламской Республики Иран, «Корпус стражей исламской революции, созданный в первые дни победы этой революции, сохраняется для осуществления своей роли по охране революции и ее достижений. Функции и сфера ответственности КСИР в рамках других компонентов вооруженных сил ИРИ определяется законом с особым акцентом на их братское сотрудничество и взаимодействие».
Читать дальше
Проанализировав основные законы исламского государства, можно заметить, что шариат призван являться важнейшим источником права и оказывать непосредственное влияние, как на устройство государственных институтов, так и на организацию общественной жизни страны. Однако степень влияния религиозных источников на правовую и политическую системы в государстве неодинакова. Исламскими государствами, в которых духовенству Основным законом отведена значительная и даже решающая роль в управлении государством, по сути являются лишь Иран. В других государствах признак «исламский» следует рассматривать, прежде всего, как признак культурной идентичности. В них исламские нормы в большей степени закрепляются как идеологические постулаты и ориентиры, исходя из исламской традиции данных государств. Как и любые другие принципы, они имеют опосредованное действие через конкретные правовые нормы. Однако в конституциях этих государств не всегда отражаются конкретные механизмы реализации обозначенных исламских принципов. Можно сказать, что хотя конституции этих государств и вобрали в себя нормы, присущие построенной в большей или меньшей степени на основе мусульманских традиций общественной жизни, государственные институты де-юре выстраиваются в основном в соответствии с традицией западных демократических государств.
Читать дальше
1. Конституция ИРИ (неофициальный перевод) // Весна свободы. – М.: Пресс-отдел посольства ИРИ, 1994. 2. «Коран», превод Крачковского И.Ю., Душанбе,1990. 3. Вихрев М. «На кого могут опираться иранские консерваторы?» , М. 2013. 4. Дружиловский С.Б. «Исламская модель развития, как альтернатива вестернизации восточного общества (вопросы теории и практики), «Мусульманские страны у границ СНГ (Афганистан, Пакистан, Иран и Турция – современное состояние, история и перспективы)», сборник, М., 2011, 105. 5. Мамедова Н.М. «Эволюция государственного режима как фактор региональной политики Тегерана», журнал «Центральная Азия и Кавказ» №2 (26), 2013. 6. Попова А.В. Курс лекций: “Конституционное право зарубежных стран”, М. 2012 РУДН/ ред. П.А.Савченко. 7. Сажин В.И.: “Россия и Иран: проблемы стратегической перспективы”. 8. Сборник “Ближний Восток и современность”, выпуск 4, М., ИИИиБВ, 2010 г.. 9. Сажин В.И. «Исламкая Республика Иран: власть и армия», Сборник «Армия и власть на Ближнем Востоке» М., 2012 10. Шувалов К. «О некоторых особенностях политической борьбы в высших органах власти Ирана» Специальный бюллетень АН СССР «Четыре года Исламской республики Иран»,М.2012.
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

контрольная работа
Реформация и научная революция в европе
Количество страниц:
24
Оригинальность:
95%
Год сдачи:
2014
Предмет:
История Мировая
контрольная работа
Ислам и арабский халифат.Зарождение исламской цивилизации.
Количество страниц:
16
Оригинальность:
Нет данных
Год сдачи:
2014
Предмет:
История Мировая
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image