Налоговая система Российской Федерации является целеориентированной, целостной и принципиально организованной структурой, которая работает в заранее заданном правовом режиме, организованном в соответствии с экономической логикой и конституционными положениями РФ. Совокупность целей, принципов организации и принципов управления системой налогообложения образуют предмет налоговой политики государства.
В свою очередь, совокупность управленческих решений в области налогового планирования, регулирования и контроля, которые принимаются законодательными органами РФ, определяется как налоговая политика.
Содержание налоговой политики определяется по большему счету принятой концепцией развития налогообложения. Она призвана обеспечить приток капитала, способствовать экономическому росту, гармонизации взаимоотношений государства и налогоплательщиков, выравниванию налоговой нагрузки по отдельным экономическим регионам, видам предпринимательской деятельности и социальным группам.
Действующая налоговая система РФ представляет собой совокупность налогов и сборов, которая содержит 8 федеральных налогов, обязательных к уплате на всей территории России, 3 региональных налога, уплачиваемых на соответствующей территории субъекта РФ, 2 местных налога, обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, а также 4 специальных режима налогообложения.
Перечисленные выше виды налогов и сборов в части налоговых отчислений одновременно формируют несколько уровней бюджетной системы в соответствии с установленными Бюджетным кодексом РФ нормативами отчислений в соответствующий бюджет.
Читать дальше
Понятие системы налогов и сборов включает в себя всю совокупность законно установленных и взимаемых налогов и сборов в Российской Федерации. Другими словами, это абсолютно все налоги и сборы, действующие на территории России.
Теперь необходимо остановиться на таких категориях как налог и сбор. Многие считают, что эти понятия равнозначны и тождественны, на самом деле это не совсем так.
Налог – это обязательный платеж, уплачиваемый безвозмездно и индивидуально, взимаемый с организации или с физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства. Сбором же является обязательный взнос, уплачиваемый также как налог организациями и физическими лицами, но только как условие совершения в отношении плательщика государственными органами или иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных значимых юридических действий. Т.е. налог уплачивается безвозмездно, а сбор – за осуществление каких-либо действий, например, выдачу лицензий или предоставление определенных прав плательщику [10, с. 15].
Сущность налога можно рассматривать с экономической и правовой точки зрения.
При рассмотрении налога как экономической категории, можно утверждать, что налог основан на началах всеобщности и обязательности, безвозвратности и безвозмездности. И вся его экономическая сущность сводится к изъятию в пользу государства части национального дохода и национального богатства для финансирования расходов органов государственной власти при выполнении ими своих функций. Другими словами, как экономическая категория налог представляет собой определенную форму перехода от частных форм владения к формам общественным части собственности хозяйствующих субъектов и граждан в целях обеспечения общественных потребностей [7, с. 34].
При рассмотрении налога как правовой категории все его основные черты – всеобщность, обязательность, безвозвратность и безвозмездность становятся предопределены его экономическим содержанием. При установлении и взимании налогов органы государственной власти реализуют в налоговой системе свои властные полномочия, а граждане и хозяйствующие субъекты обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные платежи. Другими словами, налоги выступают инструментом реализации налоговых отношений между государством и хозяйствующими субъектами, а также гражданами, возникающие по поводу формирования доходов бюджета государства. Так налоги проявляют свою правовую природу, применяя на себя статус правовой категории. На рис. 1 наглядно представлены условия реализации налога как экономико-правовой категории, а также его признаки [5, с. 32].
Читать дальше
Экономические процессы со стороны государства регулируются при помощи определенных инструментов, основным из которых является налоговая политика, представляющая собой систему целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе правовых, экономических и организационно-контрольных мероприятий.
Налоговая политика базируется на совокупности юридических законодательных актов, которые, в свою очередь, устанавливают налоги, а также порядок их взимания и регулирования, и является составной частью экономической политики государства.
Основная задача налоговой политики заключается, прежде всего, в снабжении финансовыми ресурсами деятельности государства, создании подходящих условий для повышения эффективности национальной экономики и повышения благосостояния населения. То есть, по сути налоговая политика есть не что иное как условие формирования бюджета, исполнение которого с экономической точки зрения может быть как дефицитным (в сторону уменьшения), так и профицитным (в сторону превышения) [12, с. 143].
Осуществление налоговой политики реализуется при помощи разнообразных методов, которые, в свою очередь, зависят от тех целей, которые преследует государство. В настоящее время наиболее широкое распространение получили такие методы, как установление или отмена налоговых льгот, изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок и другие.
Реализация налоговой политики происходит через налоговый механизм, представляющий собой совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечивается реализация целей налоговой политики. Цели налоговой политики представлены на рис. 2 [3, с. 147].
Читать дальше
В данной контрольной работе была рассмотрена сущность и функции налогов и сборов в действующей налоговой системе РФ, определена ее структура и состав. Было дано определение понятию «налога» и «сбора», а также его экономическое и правовое содержание. Была проведена классификация действующих налогов и сборов по практически значимым признакам, определены условия установления налогов в Российской Федерации, а также права органов власти различных уровней по установлению элементов налогов и сборов.
Также была рассмотрена сущность современной налоговой политики России и определены ее приоритетные направления в части реализации тех мер, которые способствуют увеличению налогового потенциала предпринимательских структур, повышению уровня собираемости налогов и сборов, а также уменьшению масштабов отклонения от их уплаты.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что налоговая политика должна быть одновременно направлена на предупреждение, либо противодействие экономическому кризису, а также на создание благоприятных условий для экономического роста организаций и предпринимательской деятельности.
В общем, необходимо добавить, что главной целью налоговой политики государства является создание работающей и эффективной налоговой системы, которая, в свою очередь, будет обеспечивать развитие предпринимательства, высокую собираемость налогов и сборов и рост национального благосостояния в целом.
Читать дальше
1. Налоговый кодекс РФ (часть первая и вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 04.10.2014).
2. Основные направления налоговой политики РФ на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
3. Аронов А.В. Налоговая политика и налоговое администрирование: Учебное пособие. – М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 544 с.
4. Бабенко Н.И. Практическое пособие по дисциплине «Налоги и налогообложение». – Барнаул, 2013. – 72 с.
5. Дадашев А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учеб. пособие. – М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. – 240 с.
6. Евстегнеев Е.Н. Налоговый менеджмент и налоговое планирование в России: Монография. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 270 с.
7. Захарьин В.Р. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. – 320 с.
8. Карпов Э.С. Региональные и местные налоги. – Владимир: ВЮИ ФСИН России, 2013. – 100 с.
9. Качур О.В. Налоги и налогообложение. Учебное пособие. М.: КноРус, 2013. – 316 с.
10. Козырин А.Н. Налоговое право России. – М.: Норма, 2011. – 320 с.
11. Миляков Н.В. Налоговое право: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 383 с.
12. Пушкарева В.М. Исторический очерк развития финансовой науки: Монография. – М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. – 382 с.
13. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: Режим доступа: www. nalog/ru/rn77/related_activities/statistics_and_analitics/forms/
Читать дальше