Введение 3 1 Платные медицинские услуги как социальный институт 5 2 Экономический компонент сферы платных медицинских услуг 7 Заключение 9 Источники 10
МГУ им. Ломоносова

Платные услуги в здравоохранении: социоэкономический подход

эссе
Экономика
9 страниц
84% уникальность
2014 год
3 просмотров
Демарева В.
Эксперт по предмету «Экономика»
Узнать стоимость консультации
Это бесплатно и займет 1 минуту
Введение
1
2
Список использованно
Последнее десятилетие российское здравоохранение переживает период системной политико-экономической трансформации, что подразумевает изменение многих социальных институтов и институциональные преобразования в различных сферах общественно-политической жизни, в том числе и в системе здравоохранения . Кризис системы здравоохранения поставил вопрос о реформировании отрасли. Основным итогом осуществленных в последнее десятилетие реформ явилось формирование рынка платной медицины в стране. В рамках политики «перестройки» советской экономики, проводившейся в 1986–1990 гг., была предпринята попытка внедрения новых моделей хозяйствования государственных предприятий в сфере здравоохранения и разработана новая модель финансирования — «новый хозяйственный механизм в здравоохранении». В результате медицинским учреждениям предоставили право заключать договоры с организациями на медицинское обслуживание их работников, оказывать дополнительные платные услуги населению сверх нормативов бесплатной медицинской помощи. В июне 1991 г. был принят Закон «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Целью создания системы обязательного медицинского страхования (ОМС), по замыслу ее разработчиков, было сглаживание недостаточности бюджетного финансирования здравоохранения, т. е. основной функцией ОМС должно было стать дополнительное финансирование. Иными словами, это была попытка совмещения рыночных принципов с советской идеологией экстенсивного развития. Соединение несовместимого не привело к какому-либо ощутимому результату в улучшении качества медицинской помощи. К середине 90-х гг. в России недостаточным оказалось ни бюджетное, ни страховое финансирование. Типичной стала ситуация, когда лечебно-профилактическое учреждение получало часть средств из системы ОМС, другую — за счет традиционного бюджетного финансирования и третью — от реализации платных услуг. В 2003 г. была подготовлена отраслевая программа «Повышение структурной эффективности системы здравоохранения РФ на 2004–2010 годы». В результате реформы на треть сократился сектор стационарного лечения, и увеличилось амбулаторное, а также медицинские учреждения были переведены на хозрасчет. Вследствие этих мер начался резкий рост платных услуг, предоставляемых пациентам. В декабре 2005 г. был разработан приоритетный национальный проект «Здоровье». В рамках реформы предполагалось увеличение заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско–акушерских пунктов и «Скорой помощи». Очевидным последствием такого повышения стал отток специалистов, которые стремятся стать участковыми врачами или врачами общей практики. В поликлиниках отмечается нехватка хирургов, кардиологов, эндокринологов и других специалистов, чьи оклады остались прежними. Они заняли кабинеты терапевтов, оказавшихся в более выгодном материальном положении. Из-за снижения мотивации врачей-специалистов, фактического сокращения числа узкопрофессиональных докторов, недостаточной квалификации терапевтов пациенты вынуждены пользоваться услугами платной медицины. Кризис системы здравоохранения как социального института явился причиной институциональной трансформации отрасли.
Читать дальше
Платные медицинские услуги в современной социологической литературе рассматриваются как социальный субинститут в рамках института здравоохранения, возникший в ходе транс-формации системы. Л.М. Федорова, в частности, обосновывает категориальный статус понятия субинститут тем, что разработанная проблематика социальных институтов абстрагирована от неоднородности внутриинституционального пространства, что неприемлемо для исследования внутримедицинских практик. По мнению автора, в социологическом исследовательском поле понятие «субинститут» позволяет фиксировать относительно автономные образования внутри институтов, поскольку субинститут имеет некоторые признаки института, он вписан в контекст общеинституциональной практики, обслуживает ее и вне этой практики существовать не может . Субинститут платных медицинских услуг претерпел эволюцию от социальной практики (в виде неформальных платежей), не регламентированной государством, к социальному учреждению, установленному сверху государственными структурами. Процесс формирования субинститута платной медицины породил целый комплекс проблем, связанных с вопросами медикализации, этических отношений между врачом и пациентом, качества и контроля, а также условий предоставления платных медицинских услуг. М. Фуко рассматривает медикализацию как «тот факт, что человеческое существование, поведение и тело интегрируются во все более густую сеть медицинского сервиса» . Навязывание дополнительных медицинских услуг не только правовая, но и в большей степени моральная, нравственная проблема. Однако за нарушение морально-этических норм не предусмотрена юридическая ответственность, поэтому при определенном уровне обществен-ной нравственности допускается их игнорирование. Потребитель медицинской услуги по объективным причинам не может до конца знать ее содержание, поскольку не имеет медицинского образования. Право пациента на информацию при получении медицинской помощи зачастую реализуется формально. В какой-то мере это выгодно медицинским работникам, так как им предоставлена «свобода действий» . Определить оптимальный набор диагностических исследований, выбрать наиболее эффективный и безопасный метод лечения может только специалист. Но медицинские показания не всегда совпадают с «выгодной» стоимостью услуги, и врачу необходимо делать выбор, который иногда будет не в пользу пациента. Медикализация неотделима от финансовой структуры медицинского обслуживания. Выделение большого количества болезней, определяющих физическое состояние человека, увеличивает прибыль представителей медицинских услуг.
Читать дальше
Рынок платных медицинских услуг в России имеет ярко выраженную инфляционную модель развития. Наблюдается постоянный рост выплат по данному сектору. Например, объем рынка ДМС за 2012 год составил 101,5 млрд. рублей, что на 8,8% выше значения 2011 года: При этом объем отпускаемых населению услуг в последние годы практически не меняется. Рост цен в медицине во многом связан с удорожанием аренды недвижимости, импортных лекарств и оборудования, увеличением зарплат персонала. Также оценивают эксперты развитие ситуации на краткосрочный период. По прогнозам «Эксперта РА», рынок ДМС (без учета страхования выезжающих за рубеж) растет за счет инфляции стоимости услуг ЛПУ, вероятность появления новых драйверов роста очень мала. В 2013 году объем взносов по ДМС составит 107-110 млрд. рублей (+5-8% к значению 2012 года), в 2014 году – 114-119 млрд рублей (+ 5-10% к значению 2013 года) . Анализ данных, приведенных без учета расходов населения на медикаменты и лекарственные средства, показал, что рынок медицинских услуг в РФ увечился с 922,9 млрд. руб. в 2005 году до 1594 млрд. руб. в 2007 году. В 2008 году произошло уменьшение объема рынка за счет снижения рынка государственных и муниципальных услуг на 35% по сравнению с 2007 годом. Что касается темпов увеличения проанализированных рынков, то наибольший рост за период 2005-2008гг. составил рынок платных медицинских услуг – на 80% по сравнению с 17% увеличения объема рынка государственных и муниципальных услуг. В свою очередь, рост рынка платных медицинских услуг произошел за счет увеличения объема легального рынка (на 91%) и «теневого» рынка (на 80%). Анализ структуры рынка медицинских услуг в РФ за 2005-2008гг. показал ее постоянство на протяжении всего анализируемого периода, за исключением 2008 года. Так, за период с 2005 по 2007 года около 77% приходилось на долю рынка государственных и муниципальных услуг, около 23% - на долю рынка платных медицинских услуг. В 2008 году структура изменилась – рынок государственных и муниципальных услуг стал занимать только две трети всего рынка (66%), а рынок платных медицинских услуг – одну треть (34%), - это, в первую очередь, было связано с сокращением государственного финансирования на здравоохранение .
Читать дальше
Для исследования платной медицины необходимо применять комплексный социально-экономический подход. Право на охрану здоровья признается в числе основных прав человека. Общество по-особому относится к здоровью и медицинским услугам как потребности: граждане хотят верить, что никто не останется без медицинской помощи просто потому, что не может ее оплатить. В развитых странах принимается как аксиома, что ресурсы здравоохранения должны распределяться справедливо. Система здравоохранения, где люди беднеют потому, что им нужно оплатить медицинскую помощь или они вообще не могут ее получить из-за отсутствия средств, признается несправедливой. Опыт эволюционирования здравоохранения в мире говорит о возможности эффективного выполнения задач охраны здоровья платной и бесплатной медициной. Лишь при грамотном соотношении гарантированной бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг системеа отечественного здравоохранения может выйти из состояния глубокого институционального кризиса.
Читать дальше
1. Барнов А. А. Актуальные проблемы педиатрии. XI Конгресс педиатров России. 2007. [Электронный ресурс]. URL: htpp://www/pediatr-russia/ru 2. Бородина Т.А. Анализ рынка платных медицинских услуг в Российской Федерации // Системная интеграция в здравоохранении. 2009. № 4. С. 32-41. 3. Быков А. В. Препарация рынка // Обозреватель. 2007. № 49(351). С. 5. 4. Демографические показатели и показатели здоровья населения России / под ред. В. И. Старудубова, Р. А. Хальфина. М., 2006. С. 3–6. 5. Ермакова С.Э., Евдокимова Е.Г. Анализ российского рынка платных медицинских услуг // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2014. № 112. С. 62-66. 6. Жукова М.В. Анализ развития рынка платных медицинских услуг и ДМС в России // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 1. Ч.1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2012. с. 414 – 424. 7. Иванов О. Б. Платные медицинские услуги. М., 2005. С. 8. 8. Китаева Е. Частная педиатрия научилась ходить // Деловой Петербург. 2005. № 31. С. 4. 9. Помогайбо К.И. Навязывание услуг в медицине: миф или реальность? [Электронный ресурс] // Медицинское агентство МедАссистанс. – Режим доступа: http://www.epigraph.info/articles/-/nid/11620/ cid/12/id/30267/ 10. Рошаль Л. М. Между богатством и здоровьем параллели нет // Аргументы и факты. 2007. № 21. С. 4. 11. Фуко М. Рождение социальной медицины // Фу-ко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006. Ч. 3. С. 81. 12. Шашина Н.А. Динамика изменения социально-профессионального статуса военного врача: Дис. ... канд. мед. наук. Волгоград: Волгоградский гос. мед. ун-т, 2009. С. 12. 13. Эксперт РА: Рынок медицинского страхования: структура и объем [Электронный ресурс] // ЭКСПЕРТ РА Рейтинговое агентство [сайт]. [2013]. URL: http://raexpert.ru/researches/insurance/med-insurance-2013
Читать дальше
Поможем с написанием такой-же работы от 500 р.
Лучшие эксперты сервиса ждут твоего задания

Похожие работы

исследование, аналитическая работа
Изменение миропорядка после событий на Украине
Количество страниц:
7
Оригинальность:
99%
Год сдачи:
2014
Предмет:
Международные отношения
доклад
Конфликты КНР и Вьетнама
Количество страниц:
10
Оригинальность:
89%
Год сдачи:
2014
Предмет:
История
дипломная работа
"Радио России": история становления, редакционная политика, аудитория. (Имеется в виду радиостанция "Радио России")
Количество страниц:
70
Оригинальность:
61%
Год сдачи:
2015
Предмет:
История журналистики
курсовая работа
26. Центральное (всесоюзное) радиовещание: история создания и развития.
Количество страниц:
25
Оригинальность:
84%
Год сдачи:
2016
Предмет:
История журналистики

Поможем с работой
любого уровня сложности!

Это бесплатно и займет 1 минуту
image